Развитие инициативы у детей с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Веревкина Татьяна Николаевна

Развитие инициативы у детей с ОВЗ

 

Учитель – логопед

МАДОУ ДСКН № 3,

г.Сосновоборска

Веревкина Т.Н.

 

 

(1 слайд) «Еще не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки» Ричард Брэнсон

(2 слайд) На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность.» Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.

 (3 слайд) Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

 (4 слайд) Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи, а именно:

•        Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует комплексы и снижает инициативность;

•        У таких детей сложности с выполнением поставленных целей, они не могут   реально оценить свои возможности, им трудно принимать самостоятельно решения. Всему  надо долго и кропотливо учиться.

•        Из-за того, что ограничен словарный запас, нарушен лексико-грамматический строй речи, формируется страх речевой коммуникации (скажу не так, меня не поймут или поймут неправильно). Это не позволяет адекватно использовать речь для планирования и организации своей деятельности, интегрироваться в группу нормальных сверстников и строить взаимодействие, подбирать слова для отображения своих чувств, мыслей, мотивов, потребностей.

•  Сложно работать с любой информацией, когда нужно все время «переводить с русского языка на русский». Ребенок с ОВЗ в процессе обучения все время преодолевает бесконечные трудности

А сейчас  Вам хочу представить, как осуществляется развитие  инициативы у нас в группе

Ежедневный рефлексивный круг ( слайд 5) 

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми – 10–20 минут. Звук колокольчика сигнализирует детям об общем сборе.  Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, дети говорили не все вместе, данный колокольчик, они  передают  друг другу во время ответов. Круг, находится всегда в одном и том же месте,  дети уже привыкли  обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия взрослых пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», разные. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?»  или…. (видео с колокольчиком)

Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, (слайд 6) то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия или проблемной педагогической ситуации.

Проблемная педагогическая ситуация

Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

В нашей группе были поставлены разные проблемные ситуации (Не поделили игрушку. Что делать?; Рассказ об умной птичке, которая хотела попить воды, но вода была на дне кувшина. Как она  добыла воду?; Как увидеть звук?; Дверь закрыта, ключ забыли взять. Как попасть в группу?  и другие)

(слайд 7) Но я хочу рассказать такую ППС: «К нам в группу пришла незнакомая бабушка, которая не может найти своего внука». Первое, что дети сказали, воспитателей в группе нет. Когда бабушка стала озвучивать свою проблему, что она уже весь детский сад обошла, но так и не нашла своего внука.  Последовала разная реакция детей: некоторые продолжали играть, не замечая присутствия постороннего человека, кто-то подумал, что это шутка и начали смеяться, другие стояли в сторонке, наблюдая за происходящим. Один из них стал звонить в колокольчик. Он понял, что ситуация не стандартная (проблемная), но не знал, что делать дальше, как помочь… После того как из группы ушла бабушка, вернулись педагоги и мы спросили, что у вас случилось? Ответить подробно смог только один ребенок. Конечно, мы проговорили эту ситуации. И кто как мог помочь этой старушке, и как правильно надо было себя вести, что нужно было сделать и т.д.

На сегодняшний день проблемная ситуация не завершена. Через неделю мы повторим данную ситуацию, но на этот раз придёт старший брат.

Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение ряда условий:

-создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни;

итуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для детей;

-ситуация проводится без присутствия взрослых;

-человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям;

-завершать ситуацию нужно на позитивном моменте;

-проведение круга рефлексии после ситуации обязательно;

аждая «ситуация» повторяется два-три раза, с интервалом в две-три недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.

Коробочка учителя. (слайд 8) В этой коробке находятся картинки по артикуляционной гимнастике, и картинки по изучаемой лексической теме. Так как они все хотят быть учителями, мы предоставили им возможность самим договориться и выбрать, кто сегодня займет место учителя. Выбранный детьми «учитель» проводит артикуляционную гимнастику, а когда вынимает картинку по лексической теме, например, с изображением стула, дети совместно думают, зачем эту картинку положили в коробку и что с ней можно сделать.  В самом начале дети не понимали какие действия можно совершить с данным предметом, но сейчас они знают, что этот предмет можно посчитать, можно его изобразить, сказать какой он, назвать его части и т.д. (видео -я учитель)   

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» ( слайд 9 )

         - Почему ты ходишь в садик? Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство  детей  понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в садике они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь  никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

          Поэтому на своих индивидуальных и подгрупповых занятиях предоставила детям выбор.  Сова - это выбор одного ребенка, ниже находятся 6 домиков. У каждого домика есть символ, они обозначают развитие (артикуляционной гимнастики, воздушной струи, связной речи, общей, мелкой моторики и выбор с каким звуком или буквой он сегодня хотел бы познакомится). У каждого домика также есть сигналы-прищепки разных цветов (зеленый цвет - я сам, желтый цвет - я сам, но мне может потребоваться помощь взрослого, и красный цвет - с помощью взрослого). Ребенок приходит на занятие и делает свой выбор.

       На этом индивидуальном занятии воспитанник выбрал самостоятельно развивать связную речь, артикуляционную и мелкую моторики. (Видео-Ярослав- мелкая моторика, артикул. Гимнастика, связная речь) 

 

Объявление меню (слайд10)  В моем детстве  в саду мы объявляли меню и желали друг другу приятного аппетита. Этим поделилась со своими детьми. Они в свою очередь тоже захотели поступать так. И вот что получилось  (видео меню)

Дети-волонтёры (слайд 11)

Для организации и реализации данной технологии «Дети-волонтёры» необходимо следующее:

-  развивать навыки общения в разновозрастном коллективе;

- развивать самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;

- создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде.

Для развития детской инициативы у детей мы применяем технологию «Дети волонтеры». Воспитанники подготовительной группы обучают детей младшей группы  по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим одеваться»,  «Научим разрешать конфликты».

 

Проект «Моя любимая буква». (слайд 12) Когда мы с детьми раскрашивали буквы из фанеры, я обронила фразу, что буква Т-моя любимая. Дети сами стали рассуждать почему. И когда они приводили доводы, у них возник вопрос: «А какая же моя любимая буква?».  Кто-то сказал, что с этой буквы начинается название его любимого мультфильма, у кого-то это любимая игрушка, а у кого-то возникали сложности в произношении. Затем дети проявили инициативу и предложили провести в группе праздник под названием «Моя любимая буква». В свою очередь я поддержала эту идею, подготовила брошюры для родителей, в которых были рекомендации о формирование у детей зрительного восприятия букв, игры с буквами.  Была назначена дата проведения мероприятия. Родители и дети подошли со всей ответственностью. Каждый ребенок изготовил свою любимую букву и презентовал ее. В основном читали стихотворения о букве, один ребенок рассказал авторский стих, остальные придумали рассказ. В завершении праздника все дети получили сертификаты. Все остались довольными и получили массу положительных эмоций

(Слайд 13)Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: нам педагогам,  проявлять уважение к каждому ребенку, тогда дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами и делать выбор, т. е. проявлять инициативу.

 

И свое выступление я хочу закончить такими словами:

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

(Слайд14) Спасибо за внимание

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно помнить о развитии инициативы у детей раннего возраста при организации коррекционно - развивающей среды

Психолого - педагогические рекомендации «Что нужно помнить о развитии инициативы у детей раннего возраста при организации коррекционно - развивающей среды» составлены с целью психологического просвеще...

Развитие инициативы у детей дошкольного возраста

Статья о развитии детской инициативы...

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...

презентация "Проектная деятельность как способ развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста" 1-3 часть

Целью данной презентации является показать значимость проектного метода, как метода организации насыщенной детской деятельности, дающего возможность расширять образовательное пространство, развивать т...

Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей?

Это памятка для родителей по развитию детской самостоятельности и инициативы....