Дети с ограниченными возможностями здоровья в группах интеграции
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Черненко Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

Публикация посвещена психофизиологическим и психологическим особенностям адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группах интеграции. Интересны результаты исследования совместного образования. Также показано восприятие  родителей детей с ОВЗ. Даны представление о людях с ограниченными возможностями здоровья и совместном образов

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дефектология32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Под инклюзивным (интегративным) совместным образованием будет пониматься процесс обучения и воспитания детей с нормативными и отклоняющимися вариантами развития в  одном образовательном пространстве. При этом под инклюзией понимают процесс приспособления системы образования под нужды любого ребенка, а под интеграцией – включение в систему общего образования тех детей с особыми потребностями, для пребывания которых в этой системе не требуется принципиальных изменений.

Психофизиологические и психологически особенности адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группах интеграции.

Обнаружено, что

-  психофизиологические характеристики (такие как сила-слабость и скорость нервных процессов) влияют на успешность социально-психологической адаптации, а именно на количество положительных социальных выборов своих сверстников у старших дошкольников с нормативными вариантами развития в группах интеграции.

- особенностью адаптации старших дошкольников с нормативными вариантами развития к исследуемой модели групп интеграции является активизация интеллектуальных способностей и способности различать эмоциональные состояния сверстников;

- интеллектуальные и коммуникативные ресурсы у девочек старшего дошкольного возраста с нормативными вариантами развития  в большей степени, чем у мальчиков задействуются в  результате адаптации к социальной среде групп интеграции;

- дошкольники с нормативными вариантами развития из групп интеграции достоверно чаще, чем их ровесники из не интегративных групп, сообщают о состоянии беспомощности и переживаниях на соматическом уровне в ситуациях проблемного взаимодействия с ребенком с особыми потребностями;

- более высокие значения показателя уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нормативными вариантами развития связаны с меньшим количеством у них положительных социальных выборов своих сверстников в группах интеграции.

При исследовании оценки уровня соматического здоровья дошкольников показано, что нормативно развивающиеся дети, посещающие интегративную группу в детском саду, болеют редко и легко переносят заболевания, что свидетельствует о высоком уровне саморегуляции физиологических процессов и способности основной части дошкольников сохранять соответствующую возрасту устойчивость организма к изменениям.

Исследование психофизиологических характеристик нормативно развивающихся детей 5-7 лет с опытом пребывания в группах интеграции год и больше позволяет предположить, что условия, к которым адаптируются дети в исследуемой модели групп интеграции, не создают значимо большей нагрузки на организм ребенка и не вызывают дополнительного напряжения функциональных адаптационных резервов организма, значимо не ухудшают функциональное состояние ЦНС ,не влияют отрицательно на процесс созревания нервной системы нормативно развивающихся детей и не требуют чрезмерного вовлечения эмоциональных резервов в обеспечение адаптационной деятельности у нормативно развивающихся дошкольников.

Опыт регулярных коммуникаций и взаимного приспособления в одной социальной среде детей, сильно отличающихся друг от друга по уровню общего развития, требует от нормативно развивающихся дошкольников более высокоорганизованных способностей к логическому обобщению, отысканию общих существенных признаков понятий, сравнению и упорядочиванию, эвристических компонентов мышления. Именно они позволяют нормативно развивающимся дошкольникам понять и приспособиться к игре и общению с детьми, чьи интеллектуальные эмоциональные и поведенческие реакции могут отличаться от привычных для нормативно развивающегося ребенка паттернов и моделей его обычно развивающихся сверстников и его собственных.

Обычно развивающиеся дошкольники в группах интеграции оказываются в социальной ситуации, стимулирующей использование дополнительных интеллектуальных ресурсов, что развивает и тренирует как вербальные, так и невербальные интеллектуальные способности дошкольников.

 В итоге, включение детей с нарушениями в развитии в коллектив обычно развивающихся дошкольников не искажает процесс становления самооценки у старших дошкольников с нормативным развитием и не приводит к значимому изменению социометрической ситуации в детском коллективе. Отмечаемые достоверные различия свидетельствуют о том, что присутствие  в социальном окружении обычно развивающихся дошкольников детей, чьи эмоциональные и поведенческие реакции могут отличаться от средневозрастных, общение и взаимодействие с которыми требует дополнительных усилий от обычно развивающихся старших дошкольников по распознаванию эмоционального состояния партнера и приспособления к нему на уровне поведения, приводит к стимулированию интеллектуальных способностей детей с интеграцией и их большей компетентностей в распознавании эмоциональных состояний сверстников.

Исследование совместного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья в группах интеграции.

Изучались уровни эмоционального благополучия и личностно-социальных особенностей детей с умственной отсталостью, посещающих интегративные и специальные группы в детских дошкольных образовательных учреждениях. Было обнаружено, что по характеристикам эмоционального неблагополучия дети с отставанием в умственном развитии из групп интеграции и  дети из специальных групп коррекционных детских учреждений достоверно не различаются и в целом демонстрируют показатели, соответствующие  средним значениям эмоционального благополучия.

Результаты оценки развития и эмоционального благополучия дошкольников с нарушением слуха после кохлеарной имплантации показали,  что дошкольники этой категории, воспитывающиеся в группах для детей с нарушением речи, в интегрированных группах и в группах для детей с нарушением слуха, не различались по исследованным показателям. Иначе говоря, во всех выделенных вариантах групп дошкольники имеют сходные возможности для познавательного развития, включены в сопоставимые социальные взаимоотношения в группах и имеют примерно одинаковые возможности для развития доброжелательного отношения к ровесникам.

Анализ характеристик развития и эмоционального благополучия дошкольников с нарушением слуха обнаружил, что дети этой категории, посещающие интегрированные группы, демонстрируют значимо более высокие результаты по показателям «коммуникация», «познавательное развитие», «общий уровень развития», «адаптация», чем их ровесники с нарушением слуха, которые воспитываются в группах для детей с нарушением слуха.

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в интегрированных группах, где они могут общаться и взаимодействовать с ровесниками с разными особенностями и уровнем развития, является более стимулирующим для познавательного и коммуникативного развития этой категории детей.  Результаты сравнения по показателям детей без нарушения слуха обнаружили, что слышащие дети из интегрированных групп демонстрируют более высокие результаты по показателю «адаптация» и значимо более низкий уровень тревожности, чем их слышащие ровесники из речевых групп. Вместе с тем слышащие дошкольники из речевых групп получили более высокие оценки по показателю «коммуникация», чем такая же категория детей из интегрированных групп.

В интегрированных группах, по-видимому, создаются условия, позволяющие детям без нарушения слуха становиться более компетентными в навыках, способствующих их большей самостоятельности и, кроме того, испытывать меньшую тревогу. А более высокие оценки коммуникативного развития слышащих дошкольников и речевых групп, очевидно, являются отражением целенаправленных усилий, прилагаемых в данном варианте организационных условий именно к развитию речевых навыков детей. При этом по остальным показателям оба вида изучаемых организационных условий сходным образом влияют на развитие и социальное функционирование детей без нарушения слуха.

Дети после кохлеарной имплантации получили наиболее низкие оценки по характеристикам познавательного развития как в сравнении с их слышащими, так и с не слышащими сверстниками, по-видимому, условия педагогического сопровождения для данной категории детей не являются оптимальными ни в одном из исследованных вариантов организационных условий. При этом с точки зрения эмоционального благополучия дети после кохлеарной имплантации находятся в  более благоприятных условиях по сравнению  с их ровесниками с нарушением слуха, не прошедшими кохлеарную имплантацию. Возможно, исследованные варианты обучения и воспитания детей последней упомянутой категории не во всем обеспечивают им условия, сходные в плане эмоционального благополучия с условиями, предоставленными другим категориям детей.

Оценка показателей познавательного развития и эмоционального благополучия дошкольников с нарушением слуха и без нарушения слуха в различных вариантах совместного и дифференцированного образования позволяет предположить, что для детей после кохлеарной имплантации все исследованные организационные варианты образовательно-воспитательной среды являются в одинаковой степени недостаточно стимулирующими в отношении познавательного развития. Вместе с тем наилучшую динамику показали дети после кохлеарной имплантации из групп для детей с нарушением речи и интегрированных групп, т.е. на нынешнем этапе организации системы образования именно эти группы можно назвать наиболее предпочтительными для обучения и воспитания детей указанной категории. Дети с нарушением слуха, не прошедшие операцию по кохлеарной имплантации, показали выраженную положительную динамику, как в интегрированных группах, так и в группах для детей с нарушением слуха. Однако сравнение уровня показателей развития детей в том и другом варианте организационных условий позволяет предположить, что обучение и воспитание этих детей в интегрированных группах, по-видимому, является более стимулирующим для их познавательного и коммуникативного развития. Для детей без нарушения слуха оба варианта исследуемых организационных условий оказались достаточно стимулирующими с точки зрения их познавательного развития. Однако в условиях речевых групп, как показывают результаты исследования, увеличивается постепенное «расслоение» детского коллектива на «принимаемых» и «отвергаемых», что, вероятно, способствует и более высокому уровню тревожности у дошкольников из этих групп, а в условиях интегративных групп, напротив, повышается способность детей более дружелюбно относиться к ровесникам. Таким образом, интегрированные группы оказываются по некоторым параметрам более предпочтительным окружением и для дошкольников с нормативным развитием.

Дети с нормативным развитием в группах интеграции.

Было обнаружено, что дошкольники с опытом посещение групп интеграции имеют значимо более высокую самооценку, называют значимо больше оттенков различных чувств и демонстрируют значимо более обширный поведенческий репертуар по сравнению с детьми, посещавшими обычные детские сады. В уровне тревожности и по интеллектуальным показателям значимы различий между воспитанниками групп интеграции и воспитанниками обычных детских садов обнаружено не было.

При этом у детей значимо выше общий уровень интеллектуального развития, они называют значимо больше слов, обозначающих эмоциональные состояния, и предлагают больше вариантов поведения в конфликтных ситуациях со сверстниками.

Полученные результаты дают основание предполагать, что процесс приспособления к социальной среде групп интеграции и не интегративных групп вызывает сходное напряжение, которое не достигает значительной степени ни в одной из выборок. Кроме того, включение детей с нарушениями в развитии в коллектив обычно развивающихся дошкольников не искажает процесс становления самооценки у старших дошкольников с нормальным развитием и не проводит к значимому изменению социометрической ситуации в детском коллективе. Отмечаемые достоверные различия позволяют предположить, что присутствие в социальном окружении детей, чьи эмоциональные и поведенческие реакции могут отличаться от средневозрастных, из-за чего общение и взаимодействие с ними требует от обычно развивающихся старших дошкольников дополнительных усилий по распознаванию эмоционального состояния партнера и адаптации к нему на уровне поведения, приводит к стимулированию интеллектуальных способностей детей и их большей компетентности в распознавании эмоциональных состояний сверстников.

Результаты качественного анализа ответов детей на вопросы об эмоциональных состояниях и способах поведения в конфликтных ситуациях в том числе и с участием в них детей с особыми потребностями, свидетельствуют о недостаточном принятии взрослыми проявлений негативных чувств (обиды, гнева, огорчения) у нормативно развивающихся детей из групп интеграции, оказавшихся в положении пострадавшего в конфликте с ребенком с особыми потребностями, и возможной «соматизации» негативных чувств обычно развивающимися детьми.

Результаты анализа ответов детей в ситуации. Когда нормативно развивающийся ребенок является инициатором конфликта с ровесником с особыми потребностями, заставляют размышлять о запрете на проявление агрессии по отношению к такому сверстнику и, по-видимому, об отсутствии у типично развивающихся дошкольников групп интеграции достаточного количества подходящих паттернов конфликтного взаимодействия с ребенком с особыми потребностями.

Анализ корреляционных связей психофизиологических и психологических характеристик показывает, что активное социальное функционирование девочек в условиях групп интеграции связано не только с низкими уровнем тревожности. Более высоким общим интеллектульным уровнем, преобладанием силы и скорости протекания нервных процессов, но и с наличием у девочек экспериментальной выборки достаточного «запаса» различных способов поведения в том числе в ситуациях конфликта с участием детей с особыми потребностями, Таким образом, с точки зрения социального функционирования в условиях групп интеграции, в особо уязвимой ситуации оказываются высокотревожные  и незрелые девочки, не имеющие в своем поведенческом репертуаре достаточного количества разнообразных способов реагирования в конфликтах между детьми. А основными направлениями психологической и педагогической помощи данной категории девочек должны стать своевременная диагностика и коррекция высокого уровня тревожности и помощь в овладении эффективными моделями поведения в различных проблемных ситуациях и, кроме того, поддержание оптимальных условий для нормального функционирования ЦНС: в дошкольном учреждении это соблюдение закаливающих и оздоровительных процедур.

Корреляционный анализ позволяет также обнаружить особенности социально функционирования мальчиков в группах интеграции: высокий уровень развития интеллектуальных и коммуникативных способностей приводит к тому, что мальчик относит к категории своих друзей меньшее количество детей своей группы. Возможное беспокойство педагогов и родителей, связанное с небольшим количеством детей в группе, которых мальчик «принимает», приводящее к использованию различных педагогических приемов для включения большего числа детей в круг «принимаемых» данным мальчиком, может вступить в противоречие с естественными механизмами формирования у него социальных взаимодействий. Возникновение подобного беспокойства особенно вероятно в группах интеграции, где часть педагогических усилий напрямую направлена на организацию «принятия» детьми ровесников с особыми потребностями. Если для нормально развивающихся девочек такие усилия педагогов способствуют как лучшей социально-психологической адаптации, так и общему развитию, то для нормально развивающихся мальчиков, особенно высокотревожных и высокоинтеллектуальных подобные педагогические усилия могут затруднять ход естественного развития.

Было обнаружено, что в процессе приспособления к присутствию в детском коллективе ровесников с особыми потребностями у обычно развивающихся дошкольников значимом более высокой степени по сравнению с адаптацией к условиям не интегративных групп задействованными оказываются интеллектуальные и коммуникативные ресурсы. Полученные результаты позволяют также предположить, что наиболее сложной для нормативно развивающихся детей в группах интеграции является сфера взаимодействий детей с обычным и нарушенным развитием в конфликтных ситуациях. Кроме того, установлено, что нормативно развивающиеся старшие дошкольники с повышенным уровнем тревожности составляют группу риска при адаптации к социальным условиям групп интеграции.

Обычно развивающиеся дошкольники из групп интеграции значимо чаще по сравнению с их сверстниками из обычных групп демонстрируют более зрелую характеристику эмпатии – сочувствие, они чаще делают выбор в пользу другого. Кроме того , дети из интегративных групп, проявляя альтруистическое поведение, чаще всего руководствуются мотивом «сделать приятно другому» и значимо реже по сравнению с ровесниками из неинтегративных групп делают это из-за «стремления следовать социальным нормам».

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья

Было обнаружено, что значимо больше женщин отмечают недостаточное участие мужа в воспитании детей и семейных делах. При этом отношение к ребенку у матерей, воспитывающих детей с отставанием в умственном развитии, значимо чаще характеризуется «доминированием матери», «навязчивостью родителей» и «инфантилизацией ребенка».

Родители, воспитывающие ребенка раннего возраста с особыми потребностями, в гораздо большей степени, чем родители нормативно развивающихся детей, испытывают тревогу, ощущение одиночества и невозможность, например, использовать планирование для разрешения возникающих затруднений. Можно предположить, что матерям помогает справляться с процессом воспитания такого ребенка определенное эмоциональное дистанцирование от него, а поддержку для себя они могут найти в обращении к религии. Отцы, напротив, эмоционально принимают своего маленького ребенка с особыми потребностями и даже стараются «не замечать» его потенциальной беспомощности и неспособностей. При этом они испытывают потребность выразить свои переживания.

Представление о людях с ограниченными возможностями здоровья и совместном образовании

Родители детей нормативно развивающихся детей, посетившие занятия (1- 5раз) в группах интеграции и родители нормативно развивающихся детей, посещавшие занятия так же 1-5 раз неинтегративные группы не различаются между собой по показателям принятия и осведомленности. В то же время подгруппы «постоянных», т.е. родителей, длительное время посещавшие  группы, имеют выраженные различия. Так, «принятие», или положительное отношение к детям с особыми потребностями, у родителей увеличилось на 6 %, а у родителей, посещающие занятия в не интеграционной группе, остались без изменений. При этом «осведомленность» об особенностях и возможностях детей с особыми потребностями у родителей выросла на 12 %, а у родителей, посещающие занятия в не интеграционной группе, тоже остались без изменений понятия. Следовательно. Родители, посещающие организацию, куда приходят также семьи с детьми с особыми потребностями, получают возможность лучше узнать таких детей и сформировать к ним белее доброжелательное и теплое отношение.

Можно отметить, что, принимая в целом идеи инклюзии,  сотрудники дошкольных образовательных учреждений указывают, что в меньшей степени представляют себе в качестве воспитанников групп интеграции детей с тяжелыми вариантами отставания в развитии, чем детей с легкими нарушениями. Успешность процесса совместного образования. По мнению сотрудников дошкольных учреждений, зависит в наибольшей степени об общей культуры и ценностей, а также от установок окружающих по отношению к людям с особыми потребностями.

При исследованиях, посвященных изучению восприятия детьми с нормативным развитием своих ровесников с особыми потребностями,  было установлено значимое различие в психологической дистанции, на которую были готовы приблизить сверстника с особыми потребностями дошкольники из интегративных и массовых групп детских садов в зависимости от продолжительности посещения детского сада того или иного типа. Дошкольники с более длительным сроком пребывания в программах интеграции демонстрировали по отношению к сверстникам с особыми потребностями такую же психологическую дистанцию, как и дошкольники с меньшим опытом посещения групп интеграции, тогда как дошкольники из массовых групп демонстрировали увеличение с возрастом психологической дистанции по отношению к сверстнику с особенностями в развитии.  Полученные результаты могут быть свидетельством того, что в отсутствие реального опыта общения и взаимодействия с детьми с нарушенным развитием психологическая дистанция между нормативно развивающимися детьми и их ровесниками с особыми потребностями постепенно увеличивается по мере роста ребенка. Этот процесс не наблюдется, если нормативно развивающийся ребенок получает образование в группах интеграции.

Было обнаружено, что нормативно развивающиеся дошкольники, посещающие группы интеграции значимо выше оценивают сверстников  с нормативным развитием, чем сверстников с особыми потребностями. При сравнении готовности к взаимодействию со сверстниками с нормативным развитием и со сверстниками с особыми потребностями оказалось, что как нормативно развивающиеся дошкольники из групп интеграции, так и их ровесники из не интегративных групп проявляют достоверно большую готовность к взаимодействию со сверстниками с нормативным развитием.

Т.О., дошкольникам с опытом и без опыта интеграции свойственные сходные высокие оценки обычно развивающихся сверстников, равная степень эмоционально положительного отношения и эмоционального интереса к ним, одинаково высокий уровень готовности к взаимодействию с этой категорией ровесников. При сравнении отношения к ровесникам с особым развитием, у дошкольников с опытом и без опыта интеграции были обнаружены достоверно не различающиеся невысокие оценки таких сверстников, эмоциональное отношение и эмоциональный интерес к ним. Но у дошкольников, посещающих группы совместного воспитания и обучения, наблюдается достоверно большая готовность к взаимодействию со сверстниками с особыми потребностями, чем у их ровесников из массовых групп.

Не менее интересными оказались результаты исследования учащихся общеобразовательных школ.

Анализ данных показал, что уровень эмпатии, доброжелательного отношения к другим и принятия людей с особыми потребностями у учеников 4-х классах достоверно выше, чем у старшеклассников, между показателями которых не было обнаружено значимых различий. По-видимому, с возрастом учащихся эти показатели снижаются. Кроме того, по шкале достоверности старшеклассники продемонстрировали склонность давать социально приемлемые ответы, в то время как ученики 4-х классов значимо чаще отвечали то, что думали на самом деле. Вероятно, с возрастом социальные ожидания все больше влияют на ответы учеников. Анализ корреляционных связей показал, что негативное отношение со стороны мальчиков взаимосвязано с возрастом испытуемых: чем они старше, тем более выражено негативное отношение к человеку с особыми потребностями. Отношение девочек к людям с особыми потребностями в целом оказалось зависящим от информированности о таких людях.

На основании полученных результатов можно предположить, что дети младших классов с большей готовностью отнесутся к появлению в классе учеников с ограниченными возможностями здоровья, а для старшеклассников работа по принятию или особых учеников должна различаться для мальчиков и девочек. Девочкам поможет информирование их о ровесниках с особыми потребностями, а мальчики, по-видимому, будут сохранять некоторую социальную дистанцию с такими одноклассниками, если знакомство с ними произойдет в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

"Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"

Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....

Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Игровой практикум для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья в группе .

Конспект игрового практикума для родителей и детей с ОВЗ в группе....

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...