Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
материал на тему

Русскова Наталья Николаевна

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях.

Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье.

Грустная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Сложившаяся ситуация продиктовала необходимость открытия групп для детей, имеющих отклонения в развитии.

Многолетний опыт исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их  в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость общего специального образования.

Система взаимодействия лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам. Её функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной медико-психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, определения его специальных  психологических и образовательных потребностей, создаёт условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребёнка. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, начавший обучаться в первые годы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимального возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего выбора интегрированного обучения.

Учитывая необходимость охвата детей с ограниченными возможностями здоровья до семи лет дошкольным образованием, в Республике Мордовия функционирует ряд коррекционных дошкольных образовательных  учреждений. В Рузаевском муниципальном районе дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 комбинированного вида» осуществляет коррекцию отклонений в развитии (зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).  

Особенностью детского сада  является то, что его посещают дети, проживающие в разных районах города и за его пределами. Каждое утро воспитатели, объезжая город, принимают у родителей детей и в конце рабочего дня доставляют их по месту жительства. Услугами транспорта пользуются 60 детей. В настоящее время контингент детей составляет  224 человека.

В ДОУ функционируют 13 групп, из них 6 коррекционных:

2группы для детей с нарушением зрения (2ребёнка-инвалида);

2 группы для детей с нарушением речи (ОНР, заикание);

Группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата(5 детей-инвалидов);

Группа для детей с задержкой психического развития (3 ребёнка-инвалида).

Главное в работе  коллектива одно - дать детям своевременное и полноценное развитие.

   Здесь активно внедряются инновационные образовательные программы по проблеме: «Обучение, воспитание и развитие детей с проблемами в развитии».

Задачи, которые решаются в детском саду, немного необычные для других дошкольных учреждений. Кроме обучения, воспитания и развития детей здесь проводится и лечебно-восстановительная, коррекционно-педагогическая работа, а также социальная адаптация детей к жизни в обществе.

Для проведения успешной работы по коррекционно - развивающему и лечебно-оздоровительному направлению была проведена определенная работа с кадрами. В штатное расписание введены: врач-офтальмолог, врач-невропатолог, врач-педиатр, инструктор ЛФК, медсестра - ортоптистка, медсестра - массажистка, медсестра физиотерапевтического кабинета. Коррекционно-педагогическую работу проводят учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, 3 музыкальных руководителя, инструктор по физ. воспитанию, воспитатели.

Дошкольное учреждение активно сотрудничает с детской поликлиникой, центральной районной больницей, республиканской офтальмологической больницей, республиканским ортопедическим центром, речевым центром, учреждениями спорта, культуры, соцзащиты.

Одним из необходимых условий успешного обучения является создание предметно-развивающей среды. Организация предметно-развивающей среды осуществлена  педагогами рационально, логично, удобно для ребят, отвечает возрастным особенностям и потребностям детей с учетом интересов и заболеваний.

В МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида»  есть хорошо оснащенный спортивный зал, в котором имеется большое количество разнообразного физкультурного оборудования: это гимнастические стенки, лестницы, кольца, батуты, сухой бассейн, тоннели, мягкие модули, гимнастические и массажные мячи для профилактики и коррекции нарушений осанки и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Обеспечение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оптимальным уровнем двигательной активности достигается путем широкого применения различных тренажеров: велотренажера, тренажера «беговая дорожка», «массажная дорожка», тренажеров для рук, ног, спины, дисков «Здоровье», «Бегущий по волнам». На приобретение спортивного инвентаря, коррекционного и лечебного оборудования выделяются средства по муниципальной программе  «Помощь детям-инвалидам» и по Республиканской программе «Дети-инвалиды.  Помогают спонсоры.

Функционирует физиотерапевтический кабинет, оснащенный аппаратами УВЧ, ингалятор, тубусный кварц, Биоптрон, электрофорез, Электросон        ; проводится общий массаж; разработана система закаливания, включающая стопотерапию, дыхательные упражнения, точечный массаж, полоскание рта и горла; проводятся систематические занятия физкультурой под руководством инструктора по физическому воспитанию.

В ДОУ созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный, эстетически оформленный музыкальный зал, где проводятся ритмика, логоритмика, ритмопластика.

В дошкольном учреждении имеется зимний сад, в котором проводится работа по экологическому воспитанию. В зимнем саду круглый год выращивается зелень (лук, петрушка, укроп), которая идет на витаминизацию пищи. Комнатные растения подобраны в соответствии с требованиями к среде обитания.

Для проведения диагностической и коррекционной работы с детьми в ДОУ имеется кабинет психолога, логопедов, дефектолога, где собраны диагностические методики, коррекционные программы, дидактические игры и пособия, материал для консультации с родителями и воспитателями, психологическая литература.

      Результаты процесса обучения воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья складываются из глубокого знания патологии каждого ребёнка, знания причин, влияющих на её развитие, создания благоприятных условий, когда каждому малышу предоставляется не только возможность участия в том или ином виде специально организованной деятельности, но и в соответствии со своими возможностями ребята учатся приёмам оздоровления и помогают себе сами.

Регулярно осуществляется контроль со стороны врачей за состоянием здоровья детей.  Важная роль в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья принадлежит родителям, семье. Только тесный контакт с родителями, воспитателями, врачами помогает обеспечить  успех в развитии и коррекции нарушенных функций у детей. Поэтому педагоги МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» проводят большую работу с родителями, дают советы, рекомендации. Родители продолжают начатую в детском саду работу и проводят её дома.

Систематическая работа привела к положительным результатам: у всех детей врачи наблюдают улучшение состояния здоровья.

В педагогике вообще, а в коррекционной   особенно, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.

И, несмотря на то, что в детском саду детки не такие как все, они растут веселыми, счастливыми, любознательными, подвижными, добрыми.

В МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» имеет место временная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ вместе с нормально развивающимися детьми  участвуют в прогулках, утренниках, развлечениях.

Хочется отметить, что выпускники коррекционных групп детского сада учатся в общеобразовательных школах и порой даже в лицеях.

Мы следим за судьбой наших выпускников, радуемся их успехам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

"Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"

Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....

Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...

Процесс социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и современные педагогические пути решения вопроса

Интеграция в общество ребёнка с особыми образо­вательными потребностями и ограниченной трудоспособ­ностью сегодня означает процесс и результат предостав­ления ему прав и реальных возможнос...