Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
материал на тему
Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integraciya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях.
Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье.
Грустная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Сложившаяся ситуация продиктовала необходимость открытия групп для детей, имеющих отклонения в развитии.
Многолетний опыт исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость общего специального образования.
Система взаимодействия лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам. Её функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной медико-психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаёт условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребёнка. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, начавший обучаться в первые годы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимального возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего выбора интегрированного обучения.
Учитывая необходимость охвата детей с ограниченными возможностями здоровья до семи лет дошкольным образованием, в Республике Мордовия функционирует ряд коррекционных дошкольных образовательных учреждений. В Рузаевском муниципальном районе дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 комбинированного вида» осуществляет коррекцию отклонений в развитии (зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).
Особенностью детского сада является то, что его посещают дети, проживающие в разных районах города и за его пределами. Каждое утро воспитатели, объезжая город, принимают у родителей детей и в конце рабочего дня доставляют их по месту жительства. Услугами транспорта пользуются 60 детей. В настоящее время контингент детей составляет 224 человека.
В ДОУ функционируют 13 групп, из них 6 коррекционных:
2группы для детей с нарушением зрения (2ребёнка-инвалида);
2 группы для детей с нарушением речи (ОНР, заикание);
Группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата(5 детей-инвалидов);
Группа для детей с задержкой психического развития (3 ребёнка-инвалида).
Главное в работе коллектива одно - дать детям своевременное и полноценное развитие.
Здесь активно внедряются инновационные образовательные программы по проблеме: «Обучение, воспитание и развитие детей с проблемами в развитии».
Задачи, которые решаются в детском саду, немного необычные для других дошкольных учреждений. Кроме обучения, воспитания и развития детей здесь проводится и лечебно-восстановительная, коррекционно-педагогическая работа, а также социальная адаптация детей к жизни в обществе.
Для проведения успешной работы по коррекционно - развивающему и лечебно-оздоровительному направлению была проведена определенная работа с кадрами. В штатное расписание введены: врач-офтальмолог, врач-невропатолог, врач-педиатр, инструктор ЛФК, медсестра - ортоптистка, медсестра - массажистка, медсестра физиотерапевтического кабинета. Коррекционно-педагогическую работу проводят учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, 3 музыкальных руководителя, инструктор по физ. воспитанию, воспитатели.
Дошкольное учреждение активно сотрудничает с детской поликлиникой, центральной районной больницей, республиканской офтальмологической больницей, республиканским ортопедическим центром, речевым центром, учреждениями спорта, культуры, соцзащиты.
Одним из необходимых условий успешного обучения является создание предметно-развивающей среды. Организация предметно-развивающей среды осуществлена педагогами рационально, логично, удобно для ребят, отвечает возрастным особенностям и потребностям детей с учетом интересов и заболеваний.
В МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» есть хорошо оснащенный спортивный зал, в котором имеется большое количество разнообразного физкультурного оборудования: это гимнастические стенки, лестницы, кольца, батуты, сухой бассейн, тоннели, мягкие модули, гимнастические и массажные мячи для профилактики и коррекции нарушений осанки и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Обеспечение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оптимальным уровнем двигательной активности достигается путем широкого применения различных тренажеров: велотренажера, тренажера «беговая дорожка», «массажная дорожка», тренажеров для рук, ног, спины, дисков «Здоровье», «Бегущий по волнам». На приобретение спортивного инвентаря, коррекционного и лечебного оборудования выделяются средства по муниципальной программе «Помощь детям-инвалидам» и по Республиканской программе «Дети-инвалиды. Помогают спонсоры.
Функционирует физиотерапевтический кабинет, оснащенный аппаратами УВЧ, ингалятор, тубусный кварц, Биоптрон, электрофорез, Электросон ; проводится общий массаж; разработана система закаливания, включающая стопотерапию, дыхательные упражнения, точечный массаж, полоскание рта и горла; проводятся систематические занятия физкультурой под руководством инструктора по физическому воспитанию.
В ДОУ созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный, эстетически оформленный музыкальный зал, где проводятся ритмика, логоритмика, ритмопластика.
В дошкольном учреждении имеется зимний сад, в котором проводится работа по экологическому воспитанию. В зимнем саду круглый год выращивается зелень (лук, петрушка, укроп), которая идет на витаминизацию пищи. Комнатные растения подобраны в соответствии с требованиями к среде обитания.
Для проведения диагностической и коррекционной работы с детьми в ДОУ имеется кабинет психолога, логопедов, дефектолога, где собраны диагностические методики, коррекционные программы, дидактические игры и пособия, материал для консультации с родителями и воспитателями, психологическая литература.
Результаты процесса обучения воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья складываются из глубокого знания патологии каждого ребёнка, знания причин, влияющих на её развитие, создания благоприятных условий, когда каждому малышу предоставляется не только возможность участия в том или ином виде специально организованной деятельности, но и в соответствии со своими возможностями ребята учатся приёмам оздоровления и помогают себе сами.
Регулярно осуществляется контроль со стороны врачей за состоянием здоровья детей. Важная роль в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья принадлежит родителям, семье. Только тесный контакт с родителями, воспитателями, врачами помогает обеспечить успех в развитии и коррекции нарушенных функций у детей. Поэтому педагоги МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» проводят большую работу с родителями, дают советы, рекомендации. Родители продолжают начатую в детском саду работу и проводят её дома.
Систематическая работа привела к положительным результатам: у всех детей врачи наблюдают улучшение состояния здоровья.
В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.
И, несмотря на то, что в детском саду детки не такие как все, они растут веселыми, счастливыми, любознательными, подвижными, добрыми.
В МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» имеет место временная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ вместе с нормально развивающимися детьми участвуют в прогулках, утренниках, развлечениях.
Хочется отметить, что выпускники коррекционных групп детского сада учатся в общеобразовательных школах и порой даже в лицеях.
Мы следим за судьбой наших выпускников, радуемся их успехам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...
"Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"
Статья содержит материалы об организации условий в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....
Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....
Презентация "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ"
Методические материалы по интеграции дошкольников с ОВЗ...
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...
Процесс социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и современные педагогические пути решения вопроса
Интеграция в общество ребёнка с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможнос...