"Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"
статья по теме
Статья содержит материалы об организации условий в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивное образование в ДОУ | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
ГЛАБА С.И., МДОУ ЦРР Д/С № 66 г. ВЛАДИМИР
находИть
Новые
пуТи
вЕрить
расширят Границы
Расти
рАдоваться окружающим
Целенаправленно
И бороться
с изолЯцией
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми. Одним из путей организации реабилитации и социальной адаптации «особых» детей в ДОУ является интеграция.
Интеграция, понимаемая как процесс обучения детей с проблемами в общеобразовательных учреждениях общего типа, в настоящее время находится в центре внимания. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с государственным образовательным стандартом. Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают ДОУ комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (коррекционные) дошкольные группы. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями. Наряду с массовыми группами функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП).
В условиях нашего ДОУ возможно эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.
Наш педагогический коллектив использует следующие модели интеграции:
- полной интеграции
- временной интеграции
- частичной интеграции
Основные направления работы:
1.Работа с детьми.
Цель:- Приобретение обычными детьми нравственного опыта позитивного общения с "необычными" сверстниками, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.
2.С родителями.
Цель: - Формирование уважительного отношения собственных родителей к "проблемному" ребенку, как к человеку с особыми потребностями. Шаг от изоляции – шаг к общности.
3.С педагогами ДОУ.
Цель: - Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого малыша.
Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ
(или маршрутов, как мы их называем) развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью в ДОУ созданы следующие условия:
- Мягкие спортивные модули и коррекционный инвентарь в зале реабилитации.
- Коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки в группах.
- Тренажерный зал
- Физиокабинет
- Бассейн с набором коррекционного оборудования: нудлсы, фитболы разного размера, массажные мячи, массажные дорожки.
- Кабинет логопеда.
- Комната психологической разгрузки.
Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями воспитанников.
Практические занятия организуют следующие специалисты: педагог-психолог, педагог дополнительного образования (по изобразительной деятельности), инструктор по физической культуре, учитель-логопед, социальный педагог. Такая работа позволяет формировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком на основе разработанной индивидуальной программы.
В ДОУ на всех этапах сопровождения ребенка-инвалида проводится работа по социализации особых детей в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности.
Одна из задач - привлечение детей ОВЗ к участию в различных конкурсах , культурно-массовых и спортивных мероприятиях, мероприятиях проводимых в ДОУ. Наши воспитанники являются членами Владимирской областной организации «Ассоциация Родителей Детей Инвалидов «СВЕТ», принимали участие в городских конкурсах чтецов, участвовали в выставке работ к 65-летию победы в Великой отечественной войне.
Коллектив педагогов убежден в том, что процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и образовательного учреждения будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения.
Список источников:
1.Битова А.Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации». Москва, 2000
У.Хаймлих, Д.Хёльтерсхинкен «Играем вместе: интегративные процессы в обычном детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...
Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....
Презентация "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ"
Методические материалы по интеграции дошкольников с ОВЗ...
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...
Процесс социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и современные педагогические пути решения вопроса
Интеграция в общество ребёнка с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможнос...