"Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"
статья по теме

Глаба Светлана Ивановна

Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Инклюзивное образование в ДОУ23 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

ГЛАБА  С.И., МДОУ ЦРР Д/С № 66 г. ВЛАДИМИР

                  находИть

                             Новые

                         пуТи

                           вЕрить

           расширят Границы

                             Расти

                          рАдоваться окружающим

                            Целенаправленно

                            И бороться

                  с изолЯцией

        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми. Одним из путей организации реабилитации и социальной адаптации «особых» детей в ДОУ является интеграция.

   Интеграция, понимаемая как процесс обучения детей с проблемами в общеобразовательных учреждениях общего типа, в настоящее время находится в центре внимания. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с государственным образовательным стандартом.              Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают ДОУ комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (коррекционные) дошкольные группы. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями. Наряду с массовыми группами функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением  опорно-двигательного аппарата  и ДЦП).

В  условиях нашего ДОУ возможно эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.

               Наш педагогический коллектив  использует следующие модели интеграции:

- полной интеграции

- временной интеграции

- частичной интеграции

Основные направления работы:

1.Работа с детьми.

Цель:- Приобретение обычными детьми нравственного опыта позитивного общения с "необычными" сверстниками, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.

2.С родителями.

Цель:  - Формирование уважительного отношения собственных родителей к "проблемному" ребенку, как к человеку с особыми потребностями. Шаг от изоляции – шаг к общности.

3.С педагогами ДОУ.

Цель: - Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.

С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого малыша.

         Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ

(или маршрутов, как мы их называем) развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.

       Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью в ДОУ созданы следующие условия:

- Мягкие спортивные модули и  коррекционный инвентарь в зале реабилитации.

- Коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки в группах.

-  Тренажерный зал

- Физиокабинет

- Бассейн с набором коррекционного оборудования: нудлсы, фитболы разного размера, массажные мячи, массажные дорожки.

- Кабинет логопеда.

- Комната  психологической разгрузки.

Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями:  обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями воспитанников.

        Практические занятия организуют следующие специалисты: педагог-психолог, педагог дополнительного образования (по изобразительной деятельности), инструктор по физической культуре, учитель-логопед, социальный педагог. Такая работа позволяет формировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком на основе разработанной индивидуальной программы.

     В ДОУ на всех этапах сопровождения ребенка-инвалида проводится работа по социализации особых детей в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности.

Одна из задач - привлечение детей ОВЗ к участию в различных конкурсах , культурно-массовых и спортивных мероприятиях, мероприятиях проводимых в ДОУ. Наши воспитанники являются членами  Владимирской областной  организации «Ассоциация Родителей Детей Инвалидов «СВЕТ», принимали участие в  городских конкурсах чтецов, участвовали в выставке работ к 65-летию победы в Великой отечественной войне.

         Коллектив педагогов убежден в том, что процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и образовательного учреждения будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения.

Список источников:

1.Битова А.Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации». Москва, 2000

У.Хаймлих, Д.Хёльтерсхинкен «Играем вместе: интегративные процессы в обычном детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...

Процесс социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и современные педагогические пути решения вопроса

Интеграция в общество ребёнка с особыми образо­вательными потребностями и ограниченной трудоспособ­ностью сегодня означает процесс и результат предостав­ления ему прав и реальных возможнос...