«Способы формирования предпосылок связной речи у дошкольников, с помощью: воспитания звуковой культуры речи; осознание грамматического строя речи; расширение словарного запаса»
статья
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
Звуковая культура речи
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:
- правильное произношение звуков,
- правильное произношение слов,
- громкость и скорость речевого высказывания,
- ритм,
- паузы,
- тембр,
- логическое ударение и пр.,
- нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
- нормальное функционирование слухового аппарата,
- наличие полноценной окружающей речевой среды.
Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи
- формирования у них правильного звукопроизношения,
- четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
- развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
- выработки умеренного темпа речи,
- формирования правильного речевого дыхания,
- формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),
- воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:
- на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
- различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
- интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
- дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов),сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Используется разнообразный речевой материал:
- звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
- специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
- сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, , театров, диафильмов и т.д..
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе.
Формирование грамматического строя речи
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Развитие грамматического строя речи – залог успешной обще речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
Типичные морфологические ошибки в речи детей.
- Неправильные окончания имён существительных:
а) родительный падеж, мн. число:
с окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;
с нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;
б) родительный падеж, ед. число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке;
в) дательный падеж – Пети, Свети, Мити;
г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом;
д) творительный падеж – мою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром;
е) предложный падеж – в лесе, в саде, в глазе, в носе.
2. Склонение несклоняемых существительных – на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре.
3. Образование мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных – ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.
4. Изменение рода существительных – большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун.
5. Образование глагольных форм.
а) повелительное наклонение – искай (ищи), спей (спой), скакай (скачи), ехай (езжай), склади (сложи);
б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу);
в) спряжение глаголов – хотеть – хотишь, спать – сплют (спят), давать – дадишь (дашь).
6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая.
7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее.
8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья.
9. Склонение числительных – двое домов; с двумями.
Синтаксические ошибки в речи детей.
Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:
- на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама купила»;
- вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»;
- дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что …»
Неправильно иногда оформляется союзная связь:
- опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»;
- один союз заменяется другим «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;
- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тёти Тамары, смотрим – салют».
Ошибки в словообразовании.
а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»;
б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»;
в) одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас».
Первые грамматические навыки приобретаются в дошкольном образовательном учреждении. В образовательной программе предусмотрен специальный раздел «Коммуникация», который совместно с разделом «Социализация» направлен не только развитие речи, но и на расширение общего кругозора.
Для того, чтобы речь детей соответствовала их возрасту, воспитателям необходимо соблюдать следующие принципы в работе:
- учитывать детский возраст в своей группе;
- соблюдать все требования образовательной программы;
- владеть навыками и технологиями обучения грамотной речи;
- иметь методическую копилку и дидактический развивающий материал.
Перед началом работы компетентный воспитатель проводит диагностику речевых навыков каждого дошкольника для того, чтобы определить круг первостепенных задач и выделить наиболее результативные приемы работы.
Также компетентный воспитатель для достижения наилучших результатов должен придерживаться следующих требований:
- Разнообразие дидактических материалов. Постоянно повторяющиеся картинки, сказки и сюжеты не дают возможности творческому развитию и действуют достаточно ограниченно. Для быстрого, устойчивого и полноценного изучения необходима постоянная смена форм и содержания работы.
- Системность и частота в проведении занятий и игр. Если дети не справились с задачей единожды, ее необходимо повторить и закрепить.
- Сотрудничество всех участников образовательного процесса. Такими участниками являются дети, воспитатели и родители. При полноценной работе воспитателя и поддержке в кругу семьи, обязательно наступит положительный эффект.
Для первой младшей группы характерно накапливание словарного запаса. В этом возрасте дети интересуются предметами, их свойствами, предназначением и показывают свое отношение к этим предметам. Наиболее усваиваемой будет работа по категориям и сюжетам. Воспитатель может выбирать различные тематические категории из разделов «Одежда», «Животные», «Времена года» и накапливать знания в этой области сначала по словам, а затем составляя из этих слов предложения. В этом возрасте они обычно пользуются простыми предложениями.
Во второй младшей группе общий грамматический строй речи развивается интенсивнее. Дети уже способны пользоваться союзами, предлогами, широкими и развернутыми фразами. Это самое время для описания свойств. В речи уже присутствуют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В средней группе при хорошем развивающем потенциале дети уже умело пользуются падежами, однородными обстоятельствами.
Старший дошкольный возраст характеризуется критическим отношение к своей речи. Они стараются исправиться или наоборот, говорить как можно проще и короче.
В подготовительной группе большое влияние на речь детей имеют речевые особенности взрослых. Дети повторяют не только слова и словосочетания, но и их эмоциональный окрас. Но при этом детская речь еще существенно отличается от взрослой.
Расширение словарного запаса
Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.
Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.
Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.
Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении.
Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь»), — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов.
Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр. Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.
Постепенно в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. П. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.
К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.
Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
Работа по активизации и обогащению словарного запаса тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.
Узкий круг знаний, сниженная потребность к высказыванию, отсутствие интереса к окружающему миру - все это замедляет развитие речи. В целях обогащения словаря необходимо учитывать следующее:
1. Чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством лексико-грамматических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.
2. Работу по развитию речи и обогащению словарного запаса вести в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, умывание, игры, прогулки, т.д.). Например, в умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. На улице, во время прогулки, можно спросить о том, какое небо, какие листья лежат на земле.
Не следует стремиться для словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей.
Для словесных упражнений воспитателю следует использовать лишь обиходно-бытовую лексику.
3. Систематически контролировать грамматическую правильность речи, следить за произношением слов; исправлять ошибки; учить произносить слова правильно.
Очень важно, чтобы ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга.
Во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, услышав ошибку в речи, воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему правильный и неправильный варианты ответов (всех куклов, всех кукол), спрашивает о том, как лучше сказать. И только потом просит повторить правильный ответ.
Если ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Попробуй сказать правильно.»
Задачи детского сада по формированию словаря детей.
Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.
Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно влияет на уровень самостоятельности и связности высказываний детей. Речь взрослого должна быть просто идеальной, как отношение к малышу. Ребенок должен быть уверен в нас и в нашей любви всегда. Ведь очень часто неправильная речь возникает при тревожной, напряженной обстановке дома, а также, если ребенка не дослушивают, одергивают, торопят.
Какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушать его и не нервничать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников
Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...
Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников
Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...
Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....
Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...
Выступление "Обсуждение способов формирования предпосылок связной речи у дошкольников "
выступление на педагогическом совете...
Театрализованная деятельность как средство формирования предпосылок связной речи у дошкольников раннего и младшего возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем м...