Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Цель:
1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.
2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_2.docx | 142.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Развитие выразительности
речи детей в соответствии с ФГОС»
Семинар-практикум для воспитателей
«Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)
МДОУ «Детский сад «Василёк»
р.п. Мулловка»
Воспитатель: Жилина Е. В.
Март 2017
Цель:
1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.
2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
План мероприятия:
Теоретическая часть.
1. Актуальность проблемы развития интонационной выразительности у дошкольников.
2. Роль дыхания и дикции в формировании интонационной выразительности речи.
3. Ознакомление с этапами работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Практическая часть.
1. Упражнения по развитию чувства ритма (восприятие и воспроизведение);
2. Формирование интонационной выразительности речи в игровых приемах.
3. Значение формирования интонационной выразительности речи в развитии творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста.
Материал к семинару-практикуму:
1. Комплексы дыхательной гимнастики.
2. Пособие «Чудесный эмоциональный бочонок».
3.Стихи, чистоговорки, скороговорки.
5. Пиктограммы разных настроений.
«Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние». И. Ю. Кондратенко
В настоящее время мы занимаемся проблемой взаимосвязи психологического и педагогического аспекта в развитии речи у дошкольников через формирование эмоциональной лексики.
Большое внимание в построении работы над этой проблемой уделяется интонационной выразительности, как формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи:
- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
- темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
- ритма (чередование ударных слогов);
- тембра (эмоциональная окраска голоса);
- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы).
Ученые (Н. М. Баженов, Ч. Дарвин, И. И. Рыданова, Н. Д. Светозарова и др.) относят к интонационному оформлению речи четкость дикции, логическое ударение, чистоту звучания голоса, лексическое богатство, точное выражение мысли и эмоций.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги детского сада сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания: ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.
Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.
Сначала нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.
1.Игра «Задуй свечу».
Сделать вдох. По сигналу: «тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу: «сильный ветер» тушить свечу резким выдохом.
2. На материале гласных звуков.
Игра «Вьюга».
По сигналу: «вьюга началась», дети тихо гудят: «у-у-у-…» По сигналу: «сильная вьюга» дети громко произносят: «у-у-у…», по сигналу: «вьюга закончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки.
3. На материале согласных звуков.
На выдохе произносим согласные в звукоподражаниях предметам:
Из крана течёт вода: «с-с-с…», зазвенел комарик «з-з-з…», змея шипит «ш-ш-ш…», жук жужжит «ж-ж-ж…», рычит тигр «р-р-р…».
4. На материале слогов.
Игра «Часики».
Стоя, ноги слегка расставить. Размахивая прямыми руками вперёд- назад, произносить: Тик-так…
5. На материале слов.
Игра «Дни недели» (месяца, времена года).
Каждую строчку произнесите на одном выдохе.
Понедельник;
Понедельник, вторник;
Понедельник, вторник, среда;
Понедельник, вторник, среда, четверг;
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
6. На материале предложений и фраз.
Игра «Саша любит».
Сделайте вдох и на выдохе повторите, и добавьте название игрушки и произносите фразу на одном выдохе. («Саша любит дудочку», показываю ещё одну игрушку, а вы дополняете фразу ещё и этим словом, и т. д.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох (носом)1-3, пауза-1, выдох (ртом)- 1- 6. плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Повторять четырежды в день.
Можно использовать и наглядно - игровые средства для развития продолжительного равномерного выдоха у детей, формирования сильной воздушной струи через рот, выполнить которые несложно своими руками.
«Насекомые», «Времена года» - используется для регуляции силы и продолжительности выдоха, т. е. делаем вдох и на коротком выдохе раздуваем снежинки, капельки, бабочек т. д. Затем на втором вдохе - выдох удлиняем, на третьем выдохе - ещё длительнее.
Примерные стихотворные тексты к пособию «Времена года».
«Снегопад»
Снежинок много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
«Листопад»
Листьев много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
«Хорошая погода»
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь,
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь,
Уносите дождь с собой».
Можно использовать ёмкости с водой.
Пособие «Корабли» - дуем через трубочку или без неё. Используется для выработки целенаправленного выдоха.
Примерные стихотворные тексты.
«Лодочки»
Берег - левый,
Берег - правый,
Лодка – это переправа.
Груз любой мы переправим,
Куда надо всё поставим.
(переправляем груз на лодке с одного берега на другой)
«Ледоход»
У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.
(Кораблик должен проплыть от одного берега к другому и не столкнуться с «айсбергом» из пенопласта.)
«Ракушки»
Чудесные ракушки есть у нас,
Поиграем мы сейчас.
Будем дружно их сдувать,
Дно морское украшать.
(Перед ёмкостью с водой разложить ракушки. Задача ребёнка - сдуть их в воду и украсить морское дно.)
«Утята»
Плавать учатся утята
С мамой – уткой на пруду.
Помогу я им, ребята,-
Ветерочком подтолкну.
(дети помогают утятам доплыть до мамы-утки).
Для дыхательной гимнастики, для выработки целенаправленного выдоха может пригодиться и крупа (манка, горох и т. д.)
«Пшено»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На пшено подую я
И скажу, что там, друзья.
(На дно неглубокой ёмкости приклеить картинку, насыпать крупу. Задача ребёнка - раздуть пшено с середины и увидеть картинку и назвать её. Картинки выбирать с учётом автоматизации звуков).
4. Вдох носом, выдох носом. Игровое упр. «Доктор слушает больного».
Тренировка дикции. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком.
Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.
Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний.
Дидактическая игра «Волшебный эмоциональный бочонок»
Игра предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-6 лет
Материал к игре:
1. Бочонок, сделанный из пластиковой банки и пиктограмм
5-ти эмоциональных состояний, наклеенных с боков скотчем.
2. Бубен.
Цель:
1. Коррекция речевого и психического развития детей 5 – 6 лет.
2. Развитие у детей интереса к эмоциональным играм. Формирование паралингвистических средств общения, умения передавать заданное эмоциональное состояние и понимать чувства окружающих людей.
3. Активизация эмоционального словаря и процессов словообразования.
4. Тренировка мимических мышц лица.
Ход игры:
1 вариант игры.
"Догадайся"
Воспитатель вносит «Эмоциональный бочонок» и привлекает к нему внимание детей.
- Хотите узнать, что в моем «бочонке»?
-Попробуйте догадаться по его названию «Волшебный эмоциональный бочонок» (Эмоции)
Один из детей (самый отважный) открывает «бочонок», достает из него карточку с эмоцией. Но не показывает другим детям, а изображает настроение мимикой. «Бочонок» хочет узнать, какую эмоцию достал ребенок. Дети изображают, угадывают, называют. (Например, испуганную эмоцию, и т. д. Дети по очереди, или по желанию вынимают и изображают появившиеся эмоции, вспоминают слова - признаки, соответствующие им.)
2 вариант игры
«Замри»
В «Бочонке» лежат разные карточки-эмоции. Выбирается из детей водящий, который будет вынимать из «бочонка» ту или иную эмоцию.
По звону бубна дети разбегаются по комнате. Водящий достает эмоцию, бубен замолкает. А дети замирают в любой позе, изображая на лице соответствующую эмоцию.
3 вариант игры.
«Я самый…»
В «Бочонке» лежат разные маски-эмоции.
Дети, по желанию, достают эмоцию и, изображая соответствующее настроение, говорят о себе (например, «Я радостный»). Педагог изображает ту же эмоцию, но с более усиленным оттенком и говорит (например. «Я еще радостнее», а затем спрашивает у детей (например, «А кто самый радостный) Отвечает тот ребенок фразой «Я самый радостный», который, по мнению детей, изобразит радость с наиболее усиленным оттенком, т. е. эйфорию. Далее дети самостоятельно пытаются изобразить и образовать слово с более усиленным эмоциональным оттенком. Логопед обращает внимание на окончание прилагательных в превосходной степени, поощряет похвалой самых эмоциональных детей.
4 вариант игры (в парах)
«Эмоции - неприятели»
Дети по очереди достают из «Бочонка» карточки с эмоциями. Изображают, называют свое эмоциональное состояние и придумывают противоположное эмоциональное состояние. Например, к слову «удивление» придумывают слово, обозначающее эмоцию противоположного значения «отвращение». Дети чувствуют, как меняется их настроение, мимика в связи с той или иной спрятавшейся в «Эмоциональном бочонке» эмоцией.
5 вариант игры (в парах)
«Эмоции – приятели»
По типу игры «Эмоции – неприятели», только дети подбирают эмоциональные слова, с одним и тем же значением. Например, испуг – боязнь, страх; удивление – восхищение и т. д.
Игра «Разные приветствия».
Ребята давайте поприветствуем друг друга разными способами.
Воспитатель: Внимательно посмотрев на вас, я сразу догадалась у кого какое настроение. Есть такая пословица «У него все на лице написано». Рассмотрим картинки (фотографии) и найдем детей с хорошим и плохим настроением. Покажите на рисунке детей, у которых настроение:
· печальное;
· веселое;
· гневное;
· грустное;
· радостное;
· удивленное;
· гордое.
По каким признакам можно понять когда человек радуется?
Дети: У него глаза смеются, рот в широкой улыбке, лицо доброе.
Воспитатель: Как мы называем человека, который радуется?
Дети: Радостный, веселый, счастливый.
Воспитатель: По каким признакам можно понять, что человек грустит?
Дети: У него голова наклонена вниз, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены.
Воспитатель: Назовите разными словами, что делает человек, когда ему грустно.
Дети: Он грустит, огорчается, печалиться.
Воспитатель: Посмотрите на состояние этого человека, что оно выражает?
Дети: Этот человек злиться.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: У него сдвинуты брови, взгляд сердитый, рот крепко сжат.
Воспитатель: Какое лицо у удивленного человека?
Дети: Глаза широко открыты, брови подняты вверх, рот открыт.
Воспитатель: Найдите гордого человека. Как вы догадались, что это гордый человек? Дети: У него довольный вид, нос поднят кверху, он счастлив.
Мимическая гимнастика.
Воспитатель: А сейчас я буду называть вам слова или словосочетания, а вы должны изобразить это состояние мимикой и жестами. (Дети передают реальные или воображаемые состояния, например: веселый клоун, грозовая туча, страшный сон, шустрый ежик, скука, злой Карабас – Барабас, гордая Снежная Королева, грустный Пьеро, жадный медвежонок, радостный Буратино).
Игра «На что похоже мое настроение»
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем о своем настроении, только не просто скажем, мне грустно или радостно… А сравним его с погодой, временем года или каким-то природным явлением. Вот например: мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а ваше? (Дети по очереди рассказывают, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение).
В конце воспитатель обобщает, какое у детей настроение.
Упражнение "Волшебный мешочек"
Воспитатель: Я вижу, что у кого-то плохое настроение, ему грустно, печально, кто-то сердит. Давайте спрячем наше плохое настроение в волшебный мешочек. (Дети "складывают" в мешочек свое плохое настроение, все отрицательные эмоции, проговаривая при этом свои действия.)
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что нужно делать, чтобы улучшить свое настроение.
Воспитатель беседует с детьми о настроении. Вместе делают вывод, как улучшить свое настроение:
· рассмешить себя, глядя в зеркало;
· послушать приятную музыку;
· спеть веселую песенку;
· рассказать о своем настроении другу;
· попросить помощи;
· смыть плохое настроение водой (душ, бассейн) и др.
Воспитатель: У вас поднялось настроение? (Ответы детей). Попытаемся его поднять, выполнив ряд упражнений:
· «Потопать ногами»
· «Надуть воздушный шарик» «злостью» и дать ему лопнуть.
· «Воздушный шарик» на расслабление мышц живота.
· «Подними себя сам». Сидя на стульях, взяться двумя руками за стул снизу и попытаться поднять себя.
Игра «Сюрпризка»
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте тепло ваших рук, улыбнитесь ласково, подарите друг другу тепло вашей души и сердца. Сейчас мы поиграем в игру «Сюрпризка».
Ходим кругом друг за другом,
А в кругу сюрприз лежит,
На кого сюрприз укажет,
Комплимент тому и скажем. (Игра повторяется 3-4 раза).
Упражнение «Три настроения».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоят стаканчики с чистой водой и краски. Я предлагаю вам подойти и капнуть в стакан ту краску, на которую похоже ваше настроение сейчас, в данный момент. (Обсуждение).
Воспитатель: Когда настроение хорошее, спокойное подходят светлые краски, но если настроение мрачное, плохое – темные. Ребята, когда в нашу голову приходят отличные идеи, нам что-нибудь дарят, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют .
Коллекция Скороговорок и Чистоговорок
Упражнения по развитию речи
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.
Чистогооврки с быстрым проговариванием
• У Сени и Сани сом с усами.
• Сеня в сени сено вез.
• У осы не усы, не усищи, а усики.
• Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
• Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• Восьмой кол вбили в частокол.
• Топали да топали, дотопали до тополя.
• Дятел дуб долбил, да не додолбил.
• В один, Клим, клин колоти.
• Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
Чистоговорки с трудными звуками
Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:
• Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
• Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
• Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
• Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
• Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
• Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
• Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
• Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
• Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
• Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
• Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:
• Жутко жуку жить на суку.
• Ежу на ужин жук нужен.
• У ужа ужата, у ежа – ежата.
• Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
• По двору, по подворью в добром здоровье.
• У нас на подворье погода размокропогодилась.
• Свинья тупорыла весь двор перерыла.
• Летят пичужки через три пустые избушки.
• У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
• Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
• На кочке квочка, квочка на кочке.
• Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
• Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
• Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
• Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
• Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
• Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"
Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников. ...
Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода. Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование интонационной выразительности речи детей на занятиях"
Семинар-прктикум для педагогов ДОУ по формированию интонационной выразительности речи...
Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...
Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...
Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений
В статье раскрываются поэтапное формирования интонационной выразительностиречи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством различных игр и упражнений....