РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО ФОРМИРОВНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О СВОИХ ОРГАНАХ ЧУВСТВ.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В статье представлена система специальных занятий, для детей с нарушением зрения, объединенная в тематические блоки. Главная цель данных занятий - дать детям элементарные сведения о своем теле, о значимости органов чувств в познании мира, о «языке общения», а также воспитание у детей 5-7 лет культуры общения и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятия на развитие знаний детей о своих органах чувств. | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ГППЦ ДогМ,
ТО «Хорошево-Мневники»
Иванникова О.А.,
учитель-дефектолог
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО ФОРМИРОВНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О СВОИХ ОРГАНАХ ЧУВСТВ.
Специалисты часто слышат от родителей и педагогов, что дети отказываются участвовать в совместных играх со своими сверстниками. Как показывает практика, такие дети отличаются от своих сверстников, они несамостоятельны, неактивны, неуверенны в себе, не любят заниматься некоторыми видами деятельности (рисование, лепка, физкультура), им свойственны избирательность в общении. Чаще всего это связано со слабой двигательной подготовкой, низким уровнем физического развития, несформированностью умений действовать с предметами и навыками совместной деятельности. Указанные особенности негативно сказываются на психическом, физическом и эмоциональном развитии дошкольников.
Чтобы помочь таким детям мы разработали систему специальных занятий, объединив их в тематические блоки. Главная цель данных занятий - дать детям элементарные сведения о своем теле, о значимости органов чувств в познании мира, о «языке общения», а также воспитание у детей 5-7 лет культуры общения и поведения.
Раздел | Тема занятий |
1. « Какой я?» (умение видеть и понимать себя) |
|
2. «Путь к здоровью» |
|
3. «Язык общения» (навыки общения с внешним миром) |
|
4. Как мы понимаем друг друга (умение понимать сверстников) | 1. Разговор взглядов 2. Дружба (мой лучший друг) 3. Мой день рождения (как принимать гостей) 4. Чему мы смеемся (развитие чувства юмора) |
5. Умение владеть собой | 1. Будь внимателен 2. Хозяин своего «Я» (умение контролировать свое поведение)
|
6. Культура общения | 1. Волшебные слова 2. Учимся говорить вежливо (умение начать, поддержать и вести разговор)
|
7. Познакомимся (совместная деятельность со здоровыми детьми) | 1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство) 2. Внешность (внешний облик, сходство и отличие) 3. Умение держать себя правильно (нравиться)
|
Предлагаем конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста из раздела «Язык общения» на тему: «Наши помощники – органы чувств»
Цель: сформировать адекватное представление о роли органов чувств в жизни человека.
Программное содержание:
- закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем мир;
- уточнить, какое значение для человека имеет слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира;
- воспитывать потребность быть здоровым;
- продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния;
- повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать
чувство общности и необходимости друг в друге;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- способствовать развитию в детях уверенности в себе.
Организационный момент.
Педагог.
- Дети, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие. Мы с вами посетим «Институт здоровья». Мы побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)
- Да, глаза, уши, нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающий мир, и мы, поэтому, называем их – НАШИ ПОМОЩНИКИ.
Основная часть занятия.
- Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.
Основная часть.
Педагог:
- Отгадайте мою загадкуа:
«На ночь два оконца,
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются» (глаза)
- Да, это глаза. В этой лаборатории изучают глаза. Дети, для чего нам нужны глаза? (Ответы детей.) Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза? (Ответы детей.) Если заболят глаза, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
- Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд (повторить 6-8 раз)
- Быстро моргать глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторить то же 3 раза с интервалами в 7 – 10 секунд
- Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30 – 40 секунд.). Открыть глаза
Педагог.
- А знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? (Ответы детей.) Посмотрите, глаза у всех нас отличаются по цвету и форме.
ИГРА «Определи по глазам, кто это?».
(Детям предлагаются их фотографии, на которых не закрыты только глаза.)
- Отгадайте следующую загадку:
Два брата на одной голове живут,
Все слышат, а друг друга не видят.
- Да, это уши. В этой лаборатории изучают ухо.
Педагог тихо говорит: «Все сели на стульчики. (Дети сели.) А почему вы сели?»
Дети: - Потому что услышали, что вы сказали.
Педагог: - Чем вы это услышали? (Ответы детей.) Дети, а для чего нам нужны уши? (Ответы детей.) Какие правила надо помнить, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.)
ИГРА «Узнай по голосу».
(Дети стоят в кругу, один ребенок в центре. Дети идут по кругу и говорят:
«Алеша, ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: «Ау!».
Быстро глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай» (дети зовут по имени).
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «Какой музыкальный инструмент звучит?»
На столе перед детьми лежат несколько музыкальных инструментов: бубен, гусли, металлофон, губная гармошка, колокольчик, погремушка. Ребенок садится спиной к столу. Взрослый предлагает детям по очереди определить на слух, назвать и показать, какой музыкальный инструмент прозвучал.
- А теперь перейдем в следующую лабораторию, отгадайте загадку:
Между двух светил в середине я один. (Ответ детей.)
Это нос. Дети, зачем нам нужен нос? (Ответы детей.)
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
Представьте себе, что вы в зимнем лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните.
- Вы сказали, ребята, что нос помогает определить разные запахи.
ИГРА «Узнай по запаху».
(Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавтам необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями потерялись. Помогите определить, что находится в каждой баночке. Шоколад, апельсин, духи, лук, лимон.)
- А как еще по-другому можно определить, что это за продукт? (Ответы детей.)
- В следующей лаборатории изучают орган чувств – язык. Дети, для чего нам нужен язык? (Ответы детей.)
- Давайте немножко поиграем с язычком.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
- «Холодно-жарко» - открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5) – 3 – 4 раза
- «Качели» - открыть рот и медленно поднимать язык вверх и опускать вниз – 8 – 10 раз
- «Часики» - открыть рот и медленно двигать языком влево – вправо до уголков рта – 8 – 10 раз
- «Лошадка» - поцокать языком
- Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определенный вкус. Какие вкусы вы знаете? (Ответы детей.)
- А что бывает сладким, горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)
ИГРА «Определи на вкус».
(Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капуста, печенье, конфета).
- Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (называют свои имена). У вас тоже есть имена. Давайте поиграем с мячом в игру «Придумай ласковое имя».
( Дети передают мяч друг другу и называют ласковое имя своего товарища.)
- А как вас будут называть, когда вы вырастете? (Имя и отчество).
- Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться с друг другом, а еще можно общаться с помощью мимики и жестов.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Солнышко и дождик».
Взрослый произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как только звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».
- А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно (грустно)?
- Давайте с вами нарисуем «настроение». (Детям предлагается
нарисовать эмоции радости и грусти на «солнышке» и «тучке»).
- Дети, а из-за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей).
- Но есть много способов помочь себе и другому человеку преодолеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «Волшебные слова».
(Дети садятся в круг, передают друг другу воздушное сердце, говоря при этом добрые слова.)
- Каждый человек может разозлиться, когда его обижают, делают больно, и в этом случае надо обязательно помочь. Вот мы с вами, ребята, дружим. Давайте за руки возьмемся и вспомним наш девиз:
Как мы весело живем,
Дружно песенки поем,
Можем весело смеяться,
Пошутить, побаловаться,
И поспорить иногда,
Ну а драться – никогда!
- Дети, что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы детей.)
- Сейчас мы оказались с вами в лаборатории, где изучают последний орган чувств – руки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
- Дети, а для чего нужны нам руки? (Ответы детей.)
Мы с вами уже так хорошо знаем друг друга, что смогли узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам. (Различить на ощупь).
ИГРА «Жмурки».
Детям предлагается с закрытыми глазами узнать друг друга по рукам.
Итог
Педагог говорит детям:
- Ребята, мы побывали с вами в «Институте здоровья», поговорили о значимости наших органов чувств, которые мы с вами называем – НАШИ ПОМОЩНИКИ.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И какие же слова,
Говорим мы, уходя?….
(Дети сами находят слова прощания.)
Таким образом, с помощью специально разработанных занятий удалось реализовать задачу воспитания у детей потребности быть здоровым, сформировать адекватное представление о роли органов чувств в жизни человека, о своих зрительных возможностях. Что в свою очередь помогло детям стать самостоятельными, активными и более уверенными в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-развивающих занятий по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Тематический план занятий....
"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Этот конспект корекционо-развивающего занятия, направлен на развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на ко...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель программы: благополучие отношений ребёнка со сверстниками, установление эмоционального контакта с окружающими людьми, установление новых социальных отношений....
Коррекционно – развивающее занятие по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Коррекционно – развивающее занятие по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....