Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. В группах для детей со сложным дефектом в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializ._ovz.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка» ГО Заречный
Компенсирующая группа для детей со сложным дефектом «Светлячок».
Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности.
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. В группах для детей со сложным дефектом в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Цель социализации – приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.
Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди (родители, ближайшие родственники, сверстники, педагоги, друзья), ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Институты социализации — учреждения (детский сад, школа, библиотека, музей, телевидение и СМИ, учреждения дополнительного образования, церковь), влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.
Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.
Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.
Во-первых, при разработке этапов проектной деятельности с детьми с ОВЗ приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.
Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателя по изобразительной деятельности. Именно командный подход необходим для всестороннего развития проблем ребенка с ОВЗ.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.
Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и художественной литературы, создание коллекции познавательных журналов по темам, DVD-дисков с познавательными фильмами, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, помощь детям в отборе информации, в составлении рассказов и сообщений об объектах исследования, участие в оформлении фото стендов, фотоальбомов, совместная с детьми продуктивная и творческая деятельность, совместные посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.
Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов ДОУ, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Предлагаем вашему вниманию примеры некоторых проектов, которые были разработаны и осуществлены в работе с детьми с ОВЗ в СП «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка» ГО Заречный.
Проект «С чего начинается Родина».
Цель данного проекта – активизировать познавательный интерес детей и родителей, стимулировать коммуникативную и личностную активность детей.
Задачи:
- обогатить представления детей о родном городе, познакомить с его историей, улицами, объектами социального мира, с достопримечательностями;
- воспитывать положительные личностные качества, патриотизм
- расширять позитивные способы взаимодействия с окружающим миром.
Вид проекта: информационный.
Первая ступень долгосрочного проекта началась с мини проекта «Семья-это счастье, семья-это важно» (семьями воспитанников были разработаны презентации семьи: герб семьи, традиции, увлечения, составлены генеалогические древа, пополнены материалы портфолио) и др.
Вторая ступень проекта «Вот моя улица…» (семьи готовили сообщения о своей улице, доме).
Третья ступень реализовалась в виде мини проекта «Наш красивый город» (семь готовили фотоальбомы с достопримечательностями, любимыми уголками города, природой нашего края).
Для повышения интереса детей и родителей в ходе работы над проектом нами были использованы самые разнообразные формы работы: экскурсии по городу, беседы, создание игровых ситуаций. Ежегодно участвуем с детьми в конкурсах различных уровней и направленностей, концертах и соревнованиях, посещаем различные мероприятия.
Итогом проекта явилось изготовление игрового макета «Город» (в совместной деятельности дети с родителями мастерили макеты зданий, домов, транспорта), позднее мы дополнили макет разными атрибутами: фигурками-«жителями», растительностью и пр. После презентации макета родителям, он был перенесён в игровую среду, где дети с удовольствием, и в то же время, бережно разворачивали самые разнообразные игровые сюжеты.
Для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках проектной мы активно взаимодействуем с социальными институтами: библиотекой, КЛО, музеями города.
Проект «Читаем и играем».
Цель проекта: развитие любознательности как основы познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- привлечение внимания детей к художественной литературе, устному народному творчеству;
- возрождение и поддержание традиций семейного чтения;
- воспитание бережного отношения к книге.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Формы работы: систематическое посещение детской библиотеки, совместная реализация мини проектов «Творчество А.Барто», «Чуколандия», «Знакомство со сказками Сутеева» и т.д., ежедневное чтение, книжные выставки, игры, беседы, выставки рисунков, консультации и наглядная информация для родителей.
Ознакомление с художественной литературой, авторами, художниками - иллюстраторами проходило в тесном содружестве с сотрудниками библиотеки: Поляковой Натальей Владимировной и Бездомовой Еленой Леонидовной. Итогом проекта стала выставка «Моя любимая книга», детям в подарок от сотрудников библиотеки были вручены книги, нам, педагогам, - грамоты.
Результат работы - возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, увеличение количества читающих детей, возросший интерес у детей к предстоящему обучению в школе, а также, повышение социальной уверенности у детей.
В группе реализован проек «Уроки доброты» в тесном взаимодействии с сотрудниками КЛО. Мы являемся друзьми и частыми посетителями клубов «Золотая рыбка» и «Снегирь». Участвовали в акции «Просто я работаю волшебником» и подарили клубу 2 клетки для грузунов со всем наполнением – кормушками, колесом, домиками и поилками, корма для грызунов, птиц и рыбок. Дети были счастливы, мы получили грамоты.
В группе проведена акция «Помогите птицам в городе» (родителями и детьми были изготовлены кормушки и рассредоточены их на территории ДОУ).
В группе так же был реализован проек «Уроки Мойдодыра». Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность данного проекта предоставили возможность эффективно и качественно, с пользой для здоровья детей провести оздоровительную работу.
Подводя итоги полутора лет работы, мы с уверенностью можем сказать, что проектная деятельность развивает коммуникативные навыки, наблюдательность, познавательные и творческие способности детей, формирует мотивацию к учебной деятельности, адекватную самооценку, самостоятельность. Наличие таких качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья говорит об их успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
Проект посвящен актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков и системы знаний о здоровом образе жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здор...
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОО «От истоков до любви к Отечеству»
В работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей 4-7 лет...
Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены основные принципы дошкольного образования, с...
План-программа «Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (3 -7 лет)
Программа разработана на основе современных разработок Титовой Н. И. «Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности», Гришаевой Н.П. «Соврем...
Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...
Круглый стол для родителей «Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
Круглый стол для родителей «Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по вопросу социализации детей ран...
Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей, реализующаяся в рамках проектной деятельности.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО....