Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Селедкова Жанна Юрьевна

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. В группах для детей со сложным дефектом в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializ._ovz.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»  ГО Заречный

Компенсирующая группа для детей со сложным дефектом «Светлячок».

Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности.

         В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. В группах для детей со сложным дефектом в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков. 

       Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение,  ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

    Цель социализации – приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение  бесконфликтному  общению.

    Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.

    Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление  личности человека.

   Агенты социализации — это конкретные люди (родители, ближайшие родственники, сверстники, педагоги, друзья), ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

   Институты социализации — учреждения (детский сад, школа, библиотека, музей, телевидение и СМИ, учреждения дополнительного образования, церковь), влияющие на процесс социализации и направляющие его.

     Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

     Прежде всего,  проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением.

     Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

     В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

    Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.

    Во-первых, при разработке этапов проектной деятельности с детьми с ОВЗ приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.

    Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, педагога-психолога,  инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателя по  изобразительной деятельности. Именно командный подход необходим для всестороннего развития проблем ребенка с ОВЗ.

     Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).  Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.  Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.

      Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование  родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и  художественной  литературы, создание коллекции познавательных журналов по темам, DVD-дисков с  познавательными фильмами, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, помощь детям в отборе информации, в составлении рассказов и сообщений об объектах исследования, участие в оформлении фото стендов, фотоальбомов, совместная с детьми продуктивная  и творческая деятельность, совместные  посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.

       Постоянная работа с родителями, привлечение  специалистов ДОУ, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

     Предлагаем вашему вниманию примеры некоторых проектов, которые были разработаны и осуществлены в работе с детьми с ОВЗ в СП «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»   ГО Заречный.

     Проект «С чего начинается Родина».

     Цель данного проекта – активизировать познавательный интерес детей и родителей, стимулировать коммуникативную и личностную активность детей.      

     Задачи:

  • обогатить представления детей о родном городе, познакомить с его историей, улицами, объектами социального мирас достопримечательностями;  
  • воспитывать положительные личностные качества, патриотизм
  • расширять позитивные способы взаимодействия с окружающим миром.   

     Вид проекта: информационный.     

         Первая ступень долгосрочного проекта началась с мини проекта  «Семья-это счастье, семья-это важно» (семьями воспитанников были разработаны презентации  семьи: герб семьи, традиции, увлечения, составлены генеалогические древа,  пополнены материалы портфолио) и др.

Вторая ступень проекта «Вот моя улица…» (семьи готовили сообщения о своей улице, доме).

Третья ступень реализовалась в виде мини проекта «Наш красивый город» (семь готовили фотоальбомы с достопримечательностями, любимыми уголками города, природой нашего края).           

Для повышения интереса детей и родителей в ходе работы над проектом  нами были использованы самые разнообразные формы работы: экскурсии по городу, беседы, создание игровых ситуаций. Ежегодно участвуем с детьми в конкурсах различных уровней и направленностей, концертах и соревнованиях, посещаем различные мероприятия.

 Итогом  проекта явилось изготовление игрового макета «Город» (в совместной деятельности дети с родителями мастерили макеты зданий,  домов, транспорта), позднее мы дополнили макет разными атрибутами: фигурками-«жителями», растительностью и пр.  После презентации макета родителям, он  был перенесён в игровую среду, где дети с удовольствием, и в то же время, бережно разворачивали самые разнообразные игровые сюжеты.

Для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках проектной мы активно  взаимодействуем с социальными институтами: библиотекой, КЛО, музеями города.

   

    Проект «Читаем и играем».     

    Цель проекта:  развитие любознательности как основы познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                                    

    Задачи проекта:

  • привлечение внимания детей  к художественной литературе, устному народному творчеству;
  • возрождение и поддержание традиций семейного чтения;
  • воспитание бережного отношения к книге.

    Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

           

Формы работы: систематическое посещение детской библиотеки, совместная реализация мини проектов «Творчество А.Барто», «Чуколандия», «Знакомство со сказками Сутеева» и т.д.,  ежедневное чтение,  книжные выставки, игры, беседы, выставки рисунков, консультации и наглядная информация для родителей.

   

    Ознакомление с художественной литературой, авторами, художниками - иллюстраторами проходило в тесном содружестве с сотрудниками библиотеки: Поляковой Натальей Владимировной и Бездомовой  Еленой Леонидовной.     Итогом проекта стала выставка «Моя любимая книга», детям в подарок от сотрудников библиотеки были вручены книги, нам, педагогам, - грамоты.

Результат работы - возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, увеличение количества читающих детей, возросший интерес у детей к предстоящему обучению в школе, а также, повышение социальной уверенности у детей.

В группе реализован проек «Уроки доброты» в тесном взаимодействии с сотрудниками КЛО. Мы являемся друзьми и частыми посетителями клубов «Золотая рыбка» и «Снегирь». Участвовали в акции «Просто я работаю волшебником» и подарили клубу 2 клетки для грузунов со всем наполнением – кормушками, колесом, домиками и поилками, корма для грызунов, птиц и рыбок. Дети были счастливы, мы получили грамоты.

В группе проведена акция «Помогите птицам в городе» (родителями и детьми были изготовлены кормушки и рассредоточены их на территории ДОУ).    

В группе так же был реализован проек «Уроки Мойдодыра». Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность данного проекта предоставили возможность эффективно и качественно, с пользой для здоровья детей провести оздоровительную работу.

  

Подводя итоги полутора лет работы, мы с уверенностью можем сказать, что проектная деятельность развивает коммуникативные навыки, наблюдательность, познавательные и творческие способности детей, формирует мотивацию к учебной деятельности,  адекватную самооценку, самостоятельность. Наличие таких качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья говорит об их успешной социализации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

Проект посвящен актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков и системы знаний о  здоровом образе жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здор...

Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, с...

План-программа «Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (3 -7 лет)

Программа разработана на основе современных разработок Титовой Н. И. «Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности», Гришаевой Н.П. «Соврем...

Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...

Круглый стол для родителей «Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Круглый стол для родителей «Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по вопросу социализации детей ран...

Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей, реализующаяся в рамках проектной деятельности.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО....