Образовательный проект в контексте игр Воскобовича. "Друзья Магнолика"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Друзья Магнолика»
Раздел 1
Цель проекта: создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Друзья Магнолика».
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
1. Способствовать формированию расширенного кругозора, умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
2. Закреплять знания детей о цифрах, навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
3. Упражнять в соотнесении количества предметов с цифрой.
Развивающие задачи:
1. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, классификация, наблюдение, планирование.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи:
1. Прививать интерес к играм и игровым упражнениям с математическим содержанием, развивающим играм Воскобовича.
2. Поддерживать у детей доброжелательную атмосферу в процессе совместной игровой деятельности.
3. Воспитывать организованность, умение понимать игровую задачу и решать её самостоятельно.
Продукт проектной деятельности: альбом с цифрами «Наши друзья - цифры» в виде «Числового фриза» - последовательности страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. На каждой странице размешается тематический коллаж из нескольких объектов и соответствующая цифра, исполненная в разных шрифтах, разного размера и цвета. Это дидактическое пособие, сделанное совместно с детьми, для активного использования в самостоятельной деятельности.
Тип проекта:
По времени: краткосрочный (проект «одного дня»).
По количеству участников: групповой.
По доминирующему методу: информационно - познавательный.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
Целевая аудитория: воспитатели, учитель-дефектолог, дети.
Организация проекта: создание в группе условий для активной игровой, продуктивной и познавательной деятельности.
Формы реализации проекта: сценарный вариант тематического дня.
Материалы и оборудование: Развивающие игры Воскобовича: «Математические корзинки 10», «Нетающие льдинки», «Чудо-соты», комплект «Коврограф Ларчик», конструктор «Геоконт», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Кораблик «Брызг-брызг» Ларчик», набор зверят-цифрят; магнитная доска, магнитофон, сюжетные картины: небесные тела, осень, набор предметных картинок, альбомные листы, клей, кисти, бумажные цифры разного размера и цвета на каждого ребёнка.
Актуальность: Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а так же приёмы мыслительной деятельности.
Не все дети активны во время НОД по ФЭМП. Некоторые дети занимают пассивную позицию слушателя. Что снижает у этих детей уровень развития необходимых умений и навыков. Для привлечения интереса к математике и повышения уровня математического развития, активности детей мы решили использовать новый занимательный материал.
Поиск нового материла для закрепления знаний детей о цифрах в необычной форме привёл нас к героям развивающих игр Воскобовича – зверятам-цифрятам. На их основе был разработан сценарий проекта тематического дня. В него были включены разнообразные развивающие игры Воскобовича, соответствующие теме дня.
Раздел 2.
2.1.Структура проекта.
1 этап. Подготовительный
1. Определение проблемы и цели проекта
2. Разработка конспекта реализации проекта.
3. Подбор методического обеспечения проекта.
4. Постановка ожидаемых результатов.
2. этап. Основной.
Использование развивающих игр Воскобовича в совместной деятельности педагогов и детей в рамках тематического дня.
3. этап. Заключительный
1. Создание альбома «Наши друзья - цифры».
2. Составление портфолио проекта.
3. Презентация проекта на групповом родительском собрании.
2.2. Реализация проекта. Сценарный вариант тематического дня.
УТРО
Сюрпризный момент.
Задача: собрать внимание детей; настроить на предстоящую деятельность; вызвать интерес к теме.
Педагог производит, постепенный прием детей. В группе их ожидает сказочный персонаж цифрят нолик-Магнолик, который предлагает детям поиграть в игру «Математические корзинки». Он собрал в лесу много грибов. И решил подарить их своим друзьям цифрятам. Грибы нужно разложить в девять корзинок в определенной последовательности. В первую один грибок, а в последующие на один больше, чем в предыдущей. Дети выполняют задание, Магнолик проверят правильность заполнение корзинок детьми. Приглашает детей подарить корзинки вместе с ним. И познакомится с его друзьями цифрятами.
Беседа с единичкой-ежиком.
Задача: Формировать умение соотносить предметы окружающего мира с числом и цифрой один.
На магнитной доске демонстрационная картинка с изображением предметов окружающего мира, которые существуют только в одном экземпляре (Солнце, месяц, луна, небо, мама, папа, нос, рот, голова, туловище) на фоне сюжетной картинки по теме «Осень» (деревья с разноцветными листьями, птицы, улетающие на юг клином, дождь). Ежик-единичка предлагает детям рассмотреть картинку и назвать один предмет окружающего мира. Ежик благодарит их за подарок и дарит им набор цифр единичек.
Утренняя гимнастика с двойкой – Зайкой. (с флажками). (Приложение №1).
Задача: поднять настроение, мышечный тонус, закрепить ориентировку в пространстве.
Дети приходят в физкультурный зал, их встречает персонаж Зайка-двойка. Дети дарят корзинку Зайке с двумя грибами.
Зайке очень любит заниматься спортом и предлагает детям провести утреннюю гимнастику с двумя флажками. Зайка хвалит детей и дарит каждому цифру два.
Малоподвижная игра «Найди, принеси и положи три предмета».
Задача: закрепить классификацию предметов.
Магнолик знакомит детей с персонажем летучей Мышкой-тройкой. Дети дарят подарок. А мышка предлагает им поиграть с ней. На столах разложены предметные картинки. Каждый из них получает задание принести по три картинки на определенную классификацию. (овощи, фрукты, игрушки, посуда, мебель, головные уборы и т.д.) дети по очереди подходят к мышке и рассказывают о предметах изображенных на картинках. За правильный ответ каждый ребенок получает цифру три.
ДЕНЬ
Коррекционная непрерывная образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия у четверки – Крыски
Крыска для ребят приготовила игры на развитие зрительного восприятия. (Приложение № 2)
Динамическая пауза с песиком-пятеркой.
Задача: Упражнять детей в различных видах движений и их счете. Повысить двигательную активность детей.
Дети выполняют различные упражнения по пять раз. (подпрыгивают, приседают, хлопают, топают правой и левой ногой). За веселое настроение песик дарит им пятерки и приглашает в гости к котику-шестерке в Простоквашино.
Непрерывная образовательная деятельность по ФЭМП с шестеркой-котом. (Приложение № 3)
Музыкальная разминка: дети свободно танцуют под мелодию детской песни В. Шаинского «Чунга-чанга».
Задача: Создать положительный эмоциональный настрой. Доставить удовольствие от совместных игр.
Игровая ситуация «Помоги другу». Развивающая игра Кораблик «Брызг-брызг» с семеркой-крокодилом.
Задача: Закреплять знания основных цветов спектра. Упражнять в счете в пределах 7.
Магнолик знакомит детей со своим другом крокодилом-семеркой. Дети дарят ему корзинку с грибами. Крокодил сообщает о том, что добирался к ним по большой реке и хотел приехать в гости со своими друзьями, но они не умеют плавать. Просит детей построить для них кораблики с парусами. Дети самостоятельно выполняют задание. Рассказывают крокодилу-семёрке о количестве парусов и их цвете. Крокодил-семёрка дарит каждому ребёнку цифру семь и спрашивает детей о том, где ешё можно встретить такое же расположение цветов в той же последовательности. Дети отвечают, что в радуге. А радугу можно увидеть на улице.
Магнолик приглашает детей на прогулку.
Прогулка с восьмеркой-обезьянкой (Приложение № 4).
Задачи: Поднять мышечный и эмоциональный тонус. Закреплять знания детей о признаках осени, полученные ранее: умение выделять их в стихотворении, называть и описывать, связывать явления живой и неживой природы, объяснять взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей, наступлении осени и труда. Развивать воображение, память, умение выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения. Воспитывать любовь к родной природе.
На улице Магнолик знакомит детей с обезьянкой-восьмёркой. Дети дарят ей подарок.
Обезьяна-восьмёрка рассказывает, что живёт в жаркой Африке и не знакома с осенней природой России. Она просит детей рассказать ей об осени. В конце прогулки дети приглашают обезьяну-восьмёрку в детский сад, где она дарит каждому цифру восемь.
ВЕЧЕР
Строительная игра с девяткой-лисой «Построим домики для цифрят».
Задачи: Развивать умение детей возводить постройку по схеме, представленную в трёх прямоугольных проекциях (вид сверху, вид спереди, вид сбоку). Закрепить названия строительных деталей.
Создание альбома «Наши друзья – цифры».
Магнолик сообщает детям, что они познакомились со всеми его друзьями, знают все цифры и могут рассказать о них другим.
Дети свободно располагают и наклеивают полученные цифры на девяти альбомных листах. А готовые листы складывают в общий альбом.
Исполнение детьми «Песенки про цифры» (О. Емельяновой) (Приложение № 5).
Дети исполняют песенку для друзей цифрят.
Взаимодействие родителями.
В конце дня альбом «Наши друзья – цифры» представляется родителям в родительском уголке. Изображения всех цифрят вывешиваются на магнитной доске для родителей.
Вниманию родителей предлагается консультация «Математика – это интересно». (Приложение № 6).
Развивающая игра «Чудо-соты». (По желанию детей).
Магнолик спрашивает детей о том, с какой цифрой им понравилось играть больше всего, почему? Предлагает составить любимого героя-цифрёнка из фигурок «Соты», обвести её на листе бумаги. Педагог предлагает детям вместе с родителями дорисовать и раскрасить изображение дома.
Приложение № 1
Комплекс утренней гимнастики с флажками.
№ | Содержание | Дозировка, темп, дыхание | Методические рекомендации |
I часть | Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя с выполнением упражнений для рук, не прекращая ходьбы; бег врассыпную. | 3 мин. произвольное | Следить за осанкой |
II часть |
1. Поднимание флажков. И.п. - основная стойка, флажки внизу, 1- флажки вперед, 2 - флажки вверх; 3 - флажки в стороны; 4 - и.п. 2. Повороты туловища в стороны. И.п.- основная стойка, флажки у груди. 1- 3 - поворот туловища вправо (влево), правую (левую) руку в сторону); 2 – 4 - и.п. 3. Приседание. И.п. - основная стойка, флажки внизу. 1 – 2 - приседая, колени развести в стороны, флажки вперед; 3 – 4 - выпрямиться, исходное положение. 4. Ногу назад на носок, флажки вверх. И.п.- основная стойка, флажки внизу. 1 – 3 - правую ногу отставить назад на носок, флажки вверх; 2 – 4 - и.п. То же левой ногой. 5. Наклоны вперед. И.п.- стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 - флажки в стороны; 2 - наклон вперед к левой (правой) ноге; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - и.п. 6. Прыжки. И.п.- основная стойка, флажки внизу. 1 - 8 прыжки на двух ногах, небольшая пауза, повторить.
Дыхательное упражнение «Регулировщик» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук, во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р».
|
6 – 7 раз медлен. 1- 3 вдох 2 - 4 выдох
6 раз, средн. 1 - 3 выдох 2 - 4 вдох
5 - 7 раз, средн. 1 - 2 выдох 3 - 4 вдох
6 - 8 раз, средн. 1 – 3 вдох 2 - 4 выдох
4 – 6 раз, средн. 1 - 3 выдох 2 - 4 вдох
произвольное чередование с ходьбой
|
выполнять одновременно
руки прямые
спина прямая, колени в стороны
прогибаем спину
руки прямые, ноги в коленях не сгибаем
дышим носом
|
III часть |
Ходьба в колонне по одному.
|
произвольное |
следим за осанкой. |
Приложение № 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «РАДУГА»
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Вместе весело играть» старшая группа
Учитель-дефектолог
Жигунова Ольга Николаевна.
г. БАЛАКОВО
КОРРЕКЦИОННАЯ НЕПРЕРЫВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОЯСТЬ
ТЕМА «Вместе весело играть»
ЦЕЛЬ: Формирование математических знаний и умений посредством игр Воскобовича с математическим содержанием.
ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
«Познавательное развитие».
ЗАДАЧИ:
Коррекционного обучения.
Обучать называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя, их друг другу, определять величину объектов сериационного ряда на глаз.
Формировать умение понимать и объяснять изменение отношений между элементами сериационного ряда из-за перестроения ряда по тому или иному параметру величины.
Коррекционного развития.
Развивать обследовательские действия при восприятии геометрических фигур, способности делать обобщение на основе выделения общих существенных признаков.
Развивать умение зрительно различать, сравнивать величину предметов, используя прием приложения при проверке.
Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику рук.
Коррекционного воспитания.
Воспитывать умение и желание видеть и проявлять позитивное эмоциональное реагирование на свои успешные действия и успех сверстников.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационный - 10 квадратов из цветного ковролина (7 цветов радуги, белый, серый, черный) размером 75х75 мм; карточка-схема бруска; раздаточный - набор из пяти брусков, разных по величине и цвету, набор прозрачных пластинок «Нетающие льдинки» (по Воскобовичу)
Формы организации совместной деятельности
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Двигательная | Соотнесение речи с движениями. |
Коммуникативная | Беседы, вопросы. |
Игровая | Игровые ситуации, игровые упражнения. |
Воспроизведение литературы | Чтение стихотворений. |
Музыкальная | Музыкальное сопровождение игр. |
РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕМЕ «Вместе весело играть»
Ход:
Мотивационная часть.
Дефектолог: Как хорошо, что наступила зима. Выпал первый снежок, лужи покрылись льдом. Сегодня идя на работу, я наслаждалась красотой улиц, но по дороге я услышала что, кто-то плачет. Огляделась по сторонам и увидела Крыску. Она горько плакала и что-то шептала себе под нос. Когда я ее спросила, что случилось, она ответила «Да, вам хорошо в детском саду, у вас там много ребят и вам весело играть, а я совсем одна».
Дефектолог: Ребята, чем мы можем помочь Крыске?
Дети: Давайте пригласим ее к нам в гости и все вместе поиграем.
Звучит музыка про друзей из мультфильма «По дороге с облаками»
Жить в своем доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей
Хороших друзей, хороших друзей
Сколько на свете веселых затей
Веселых затей, веселых затей
Сыграть во все игры нельзя одному
Ни мне, ни тебе, никому-никому.
Ведь столько на свете веселых друзей
Веселых друзей, веселых друзей
И столько на свете веселых зверей,
Веселых зверей, веселых зверей!
Содержательная часть.
Дефектолог: Ой, ребята, а Крыска очень стесняется и мне показалось, что она мелькнула за одним из «Разноцветных квадратов» (Воскобович).
1. Игра «Ларчик» (цветные квадраты по Воскобовичу) Сначала она была за желтым квадратом, потом поднялась на 3 квадрата вверх, 1 квадрата вправо, 2- вниз, и 3 влево.
Дети прослеживают путь и отвечают, за каким квадратом спряталась Крыска.
Дефектолог: Здравствуй, Крыска, как мы рады тебя видеть.
Крыска: Здравствуйте ребята, я очень рада, что вы пригласили меня в гости.
Дефектолог: Крыска, а мы с ребятами сегодня будем играть в очень интересные игры. Ты будешь играть с нами.
Крыска: Да.
Дефектолог: Тогда вам нужно отгадать загадку, с какой из геометрических фигур мы сегодня будем играть.
Меня узнает каждый,
Кто был со мной хоть раз.
Мой паспорт вам подскажет,
Кто гость сегодня ваш.
У нее одна сторона похожа на прямоугольник, а вторая на квадрат.
Дети: Брусок
Дети проходят за столы.
2. Игра «Расставь бруски по величине». На столах у детей - набор из пяти брусков, разных по величине и цвету. Каждый ребёнок получает свою карточку-схему с обозначением одного из параметров величины и направления сериационного ряда. Дети выстраивают ряд по карточке-схеме.
Дефектолог: Дети покажите самый длинный, высокий, широкий брусок.
Дефектолог: Теперь, Крыска, ты знаешь, что бруски отличаются друг от друга длинной, высотой, шириной. Если ты не устала, мы научим тебя еще одной игре.
Крыска: С большим удовольствием.
Дети проходят в круг.
Дефектолог: Следующего нашего гостя, тоже нужно угадать.
3. Игра «Да-нет» (по технологии ТРИЗ) Для того, чтобы угадать, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них да или нет. Подсказываю, это предмет!
-Его используют в быту?
-Нет.
-Это игрушка?
-Да.
-Ее можно покатать?
-Да.
-Она имеет колеса?
-Нет.
-Она круглой формы.
-Да.
-Это мяч?
-Да
4. Игра «Скажи наоборот». Педагог бросает мяч по очереди детям и называет величину предмета, дети говорят противоположную величину предмета.
Крыска: Ребята, мне так весело с вами, а у меня для вас тоже есть игра.
Дети проходят за столы.
5. Игра «Нетающие льдинки» (по Воскобовичу) Педагог раздает детям прозрачные пластинки «Нетающие льдинки» на которых изображены геометрические фигуры.
Дефектолог: Ребята, а давайте построим для Крыски домик, в котором она будет жить, а мы будем приходить к ней в гости.
Дети выполняют задание.
Дефектолог: Какие фигуры были использованы для постройки домика.
Дети: Прямоугольник и треугольник.
Зрительная гимнастика
Педагог предлагает детям сделать зрительную гимнастику "Льдинка"
Мы льдинку увидали, с льдинкой играли.
(Дети берут льдинку в руку, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на льдинке)
К глазкам близко приближали,
(двигают руку с льдинкой к лицу, следят глазами)
Вдаль льдинку убирали
(вновь вытягивают руку с льдинкой)
Льдинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.
(Отводят руку вправо, следя глазами за льдинкой)
Льдинки влево все летят, глазки влево все глядят.
(Отводят руку влево, следя глазами за льдинкой)
Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.
(Поднимают руки вверх и опускают вниз, следя глазами за льдинкой)
Завертел их, закружил и на землю опустил.
(поворачивают по кругу перед глазами льдинку в вытянутой руке, следят взглядом)
А теперь подуем на льдинку. Опускаем.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Заключительная часть
Итог:
Крыска: Как мне у вас хорошо. Вы такие дружные, знаете так много игр. Теперь я часто буду приходить к вам в гости.
Дефектолог: Нам тоже очень понравилось с тобой играть. Ребята, а какие игры вам понравились больше всего. (ответы детей) А какой новой игре мы научим наших друзей. (ответы детей)
Рефлексия:
Крыска: Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я приготовила для вас льдинки, они разных цветов. Вы сами выберите льдинку зная, что фиолетовая льдинка означает – мне все понравилось и я со всем справился, синяя – мне что-то не понравилось и я в чем-то ошибся, голубая – мне ни чего не понравилось и у меня не чего не получилось.
Крыска дарит детям новую игру «Нетающие льдинки»..
Приложение № 3
Комитет образования администрации
Балаковского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида № 3 « Радуга»
г. Балаково Саратовской области
Муниципальный конкурс на лучшую
методическую разработку
по математическому развитию детей
дошкольного возраста среди
педагогических работников дошкольных
образовательных учреждений БМР
Непосредственно образовательная деятельность
по познавательному развитию
Тема: «В гости в Простоквашино»
Старшая группа
Косенкова Виктория Викторовна
МАДОУ детский сад
Компенсирующего вида № 3 «Радуга»
2016 год
Номинация «Растим юного математика»
ИНТЕГРИРОВАННАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА «В гости в Простоквашино»
Цель Образовательной Деятельности: Формирование элементарных математических представлений.
Приоритетная Образовательная Область:
"Познавательное развитие"
Задачи:
Обучающие:
· Закреплять умение детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.
· Закрепить умения выкладывать насекомых, птиц, зверей из геометрических фигур;
· Продолжать закреплять умения детей самостоятельно придумывать и конструировать фигуры на «Геоконте»;
· Закреплять умение детей работать со схемой;
Развивающие:
· Развивать пространственное воображение, внимание;
· Развивать умение координировать движение рук и глаз;
· Развивать точную моторику рук.
Воспитательные:
· Воспитывать аккуратность, выдержку, умение слушать других детей.
Материалы и оборудование: телеграмма, «Сложи узор», « Игра льдинки» , «Геоконт», «Двухцветный квадрат Воскобовича» счетные палочки, игрушка "ватрушка", цифры.
Предварительная работа: беседа на тему: «Разновидность транспорта» Чтение рассказа Эдуарда Успенского "Каникулы в Простоквашино", игры с геоконтом.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность деятельности | Формы и методы организации совместной |
Двигательная | Соотнесение речи с движениями. |
Коммуникативная | Беседы, вопросы. |
Игровая | Игровые ситуации, игровые упражнения. |
Музыкальная | Музыкальное сопровождение рефлексии. |
Развёрнутый конспект совместной деятельности по теме: «В гости в Простоквашино»
Ход Нод.
Мотивационная ситуация:
-Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я сегодня получила телеграмму от одного нашего знакомого - дяди Фёдора, он приглашает вас в гости в Простоквашино. А погода у нас совсем не понятная стоит, то мороз, то дождь, то солнце светит. Как же нам туда добраться? На чём же можно поехать до Простоквашино? (Ответы детей - на машине, самолёте, поезде, пароходе)
Основная часть:
-Воспитатель: Чтобы полететь на самолёте, нам надо его из чего то сделать?! (ответ детей - можно из конструктора, а можно из Двухцветного квадрата Воскобовича построить самолёт)
-Воспитатель: Ну что ж, давайте построим наш самолет. (Складываем самолёт из Двухцветного квадрата Воскобовича, индивидуальная помощь затрудняющимся детям).
-Воспитатель: Молодцы, самолет у нас готов, значит, отправляемся в гости.
Физминутка
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом)
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и выполняют летательные движения)
-Воспитатель: А вот и лес впереди. Посмотрите, какой то он странный, в нем все деревья похоже на геометрические фигуры. Как вы думаете, кто там живёт, что за звери, птицы? Давайте приземлимся и посмотрим поближе! Ребята что то, тут одни льдинки, и на них геометрические фигуры изображены, что же с ними делать? (Ответ детей - можно из льдинок сложить зверей, птиц)
-Воспитатель: Правильно. Давайте выложим жителей этого леса, которых мы можем повстречать на своём пути («Выложи из льдинок рисунок », индивидуальная помощь затрудняющимся детям).
- Воспитатель: Кого вы встретили в лесу? (дети называют, кого выложили).
- Воспитатель: Ну что же я предлагаю идти дальше по лесу, а чтобы нам с вами хватило сил продолжать дальше наше путешествие, давайте отдохнем.
Физминутка.
Две сестрицы, две руки
Левая и правая (Показ рук поочередно.)
Рубят, строят, роют. (Показывают.)
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют (Имитация движений.)
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая (Поочередно показать.)
Воду моря и реки загребают, плавая. (Выполнение плавательных движений.)
- Воспитатель: Ребята, на пути яма, как же нам её перейти? (Ответы детей - построить мост)
-Воспитатель: Да, молодцы. А поможет нам выложить мост наш «Геоконте». Проходите за столы (дети выполняют задание, составляют мост по схеме)
-Воспитатель: Ну, вот мы и преодолели и это препятствие. Посмотрите мы с вами в Простоквашино. А вот и дом, где живут наши друзья. Появляется дядя Фёдор.
-Дядя Фёдор: Ребята, вам нравится наша деревня? (ответы детей)
-Дядя Фёдор: Только домиков мало, и не всех гостей можно разместить, не могли бы вы помочь нам. Построить ещё несколько домов из игры «Двухцветный квадрат Воскобовича» (дети выполняют задание)
-Дядя Фёдор: Какие красивые дома получились! Я так рад, что вы ко мне приехали. Но мне снова нужна ваша помощь. Я получил журнал, в котором есть интересные задачи в стихах, но не могу их решить. Поможете?
(Ответы детей.)
Задание 1.Работа детей на наглядном предмете, игрушка «ватрушка»
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо – совсем позабыла.
Две штучки – для внучки,
Две штучки – для деда,
Две штучки – для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки. (шесть)
-Воспитатель: Да правильно. Следующее задание.
Задание 2. Работа детей на внимательность, счёт в уме.
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? (два)
Задание 3. Работа на наглядном материале, цифры.
Назовите
Какое число следует за числом 7?
Какое число стоит перед числом 9?
Назовите числа больше 4, но меньше 7.
Назовите числа больше 2, но меньше 5.
Задание 4. Работа со счетными палочками.
· Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
· Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
· Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
· Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
· Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
-Дядя Фёдор: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! Спасибо вам ребята за помощь. Приезжайте еще к нам в Простоквашино.
Заключительная часть.
- Воспитатель: Ребята как вы думаете, помогли мы Дяди Фёдору? Какими вы были умными, а ещё какими? (дружными, ловкими, целеустремленными). С какими трудностями мы столкнулись на пути? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
Рефлексия:
(звучит расслабляющая музыка Рондо Венециано – Gondole)
- Воспитатель: Я вам предлагаю оценить свою работу, взять ту цифру, по вашему мнению, на которую оцениваете свои знания, от 1 до 5. Что вам понравилось?
- Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали сегодня. Ну что же нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с нашим другом Дядей Федором.
Приложение № 4
Прогулка «В гости к Осени».
Цель: Поднять мышечный и эмоциональный тонус. Закреплять знания детей о признаках осени, полученные ранее: умение выделять их в стихотворении, называть и описывать, связывать явления живой и неживой природы, объяснять взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей, наступлении осени и труда. Развивать воображение, память, умение выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения. Воспитывать любовь к родной природе.
- Предлагаю вместе с обезьянкой-восьмёркой отправиться в гости к Осени, чтобы вспомнить и рассказать о самых ярких её периодах. (Дети читают стихи. Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию.)
Ребёнок: Паутинки, как тюль,
Принакрыли кусты.
И тепло, словно летом,
Солнце землю ласкает.
Астры ярко цветут,
Хризантемы-принцессы
Свои чудо-цветки
Под лучи подставляют.
- О каком периоде осени говорится в тексте? Как называют этот период осени в народе? (Бабье лето.) С чем сравниваются паутинки? О каких осенних цветах говорится в тексте? Какого цвета бывают астры? С кем сравниваются хризантемы? Почему? Чем они отличаются от астр? Какие осенние цветы вы ещё знаете?
Русская народная игра «Маргаритки».
Цели: закреплять знания о цветах; упражнять в беге с увертыванием.
Ход игры. С помощью считалки дети выбирают ведущего. Он в игре будет исполнять роль девочки Маргариты. Все остальные дети будут представлять цветы-маргаритки. «Цветы» становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Хочет снова все собрать, только надо нас догнать.
Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита пытается их догнать и запятнать. Догоняя ребенка, она произносит: «Цветник». По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в «цветник». Когда там соберется 5-6 детей, игра останавливается.
Маргарита считает, сколько собрала «маргариток», и называет других соседей маргариток в «цветнике». Названные растения дважды нельзя повторять. Воспитатель отмечает, кто из детей был ловким в игре, кто назвал больше названий цветов.
Ребёнок:
Осень с урожаем к нам пришла.
Много разных фруктов принесла.
Овощей доставила целый воз.
Людям всем ответила на вопрос:
Чем зимой питаться? Что варить?
Из чего варенье и компот закрыть?
Собирают люди урожай в садах,
В огородах трудятся, на больших полях.
- Каким трудом заняты люди осенью в деревнях, сёлах, на дачах? Какие фрукты поспевают осенью? Как заготавливают фрукты и овощи на зиму люди? Почему урожай так важно убрать до дождей? Из чего варят варенье? Какое варенье вам нравится больше всего? Из чего варят и закручивают в банки компоты на зиму? Как хранят картофель, морковь, лук, свеклу и другие овощи? Какие фрукты и овощи можно сушить на зиму? Солить? Мариновать?
Малоподвижная игра «Вершки и корешки».
Цель: Закрепить название овощей, умение различать корнеплоды. Развивать умение быстро реагировать на название овоща – присесть, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.
Правила: Все дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить, как они растут, что люди едят – вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, том выбывает. Педагог выполняет действия вместе с детьми, сбивая их с толку.
Ребёнок:
Листопад, листопад –
Листья по ветру летят.
В вальсе кружат над землёю
И любуются собою.
Платьем хвалятся своим –
Жёлтым, красным, золотым.
Солнцу подставляют щечки
Все осенние листочки
На земле ковром лежат,
Нас порадовать хотят.
- Что такое листопад? В какой период осени наблюдается листопад? Почему листочек с дерева падает не быстро, а кружится? В какие цвета окрашивает осень листья деревьев и кустарников? Почему листья на земле сравнивают с ковром?
Воспитатель предлагает детям походить по опавшим листьям пошуршать ими.
Подвижная игра «Найди листок, как на дереве».
Цель: учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле своего дерева первой.
Ребенок:
Почему я в сапогах,
Зонт над головою?
Осень слякоть принесла
И дожди с собою.
Под ногами лужи, грязь,
Ветер гонит листья,
Небо серое грустит –
Тучи в нём повисли.
О каких признаках осени говорится в тексте? К какому периоду осени подходит такое описание? Как реагируют люди на изменение погоды?
Подвижная игра «Не замочи ног».
Цели: развивать координацию движений; учить выполнять двигательные задания, формировать стремление к достижению цели.
Ход игры. Две команды, в руках у одной части команды - по две дощечки. По команде воспитателя: «Вперед!» - каждый ребенок должен, наступая только на дощечки, перейти «болото» и отдать дощечки второй части команды, находящейся на другой половине «болота». Выигрывает та команда, которая первой перейдет «болото».
Ребенок:
Осень, шлёпаю по лужам
В тёплой куртке, в сапогах.
Капюшон от ветра скроет,
Зонт от дождика в руках.
Мне тепло не страшен холод.
Только зябнут воробьи.
Нет у них одежды тёплой,
Вот и съёжились они.
- Как меняется одежда людей осенью? Почему? Какую обувь используют люди в дождливую погоду? Почему? Что придумали в одежде, чтобы её не продувал ветер и она не промокала? Какие головные уборы носят осень? Почему?
Дидактическая игра «Расскажи без слов».
Цели: закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети стоят в круге. Воспитатель предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идет холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
Ребёнок: Сад гол и пуст, пожухлая трава,
Листва последняя лежит в холодной луже.
Сквозь ветви уж не видно синевы.
Лишь тучи серые, продрогшие от стужи.
- О каком периоде осени говорится в тексте? Какими словами описывает автор позднюю осень? Какое настроение вызывают у вас эти строки?
Ребёнок:
Насекомые исчезли,
И замёрзли водоёмы.
Осень поздняя настала,
Холод принесла с собою.
Потянулись птицы к югу –
Нечем стало им питаться.
До весны с родимым краем
Им придётся распрощаться.
- О каких признаках осени говорится в тексте? Почему птицы улетают осенью на юг? Первыми улетают несекомоядные или водоплавающие птицы? Как называют птиц, которые улетают на юг? Каких перелётных птиц вы знаете? Как называют птиц, которые остаются зимовать? Каких зимующих птиц вы знаете? Как люди помогают птицам зимой?
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Педагог называет птиц вперемешку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. (Воробей, лебедь, муха, ворона и т. д.)
Ребёнок:
За осенью зима приходит,
И к ней готовятся в лесу:
Там белки, мыши впрок запасы
Всю осень для семьи несут.
Линяют лисы, зайцы, белки,
Чтоб тёплой стала шерсть к зиме.
Барсук, медведь и ёж колючий
Нагуливают жир себе.
В кору и пни, коряги, щели
Забились мухи, комары.
Все насекомые заснули,
Оцепенели до весны
- Как лесные жители готовятся к зиме? Почему для медведя, барсука и ежа важно накопить жир? Почему у многих животных линяет шерсть к зиме? Какие запасы заготавливают на зиму белки, мыши? Что будет, если медведь не заснёт на зиму? Если не нагуляет жир? Что случится, если животные не сделают запасы на зиму? Как зимуют насекомые?
Подвижная игра «Осень в лесу».
Цель: Развивать умение внимательно слушать команды педагога, действовать в соответствии с ними. Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Правила: По сигналу «Звери гуляют» - дети бегают в разных направлениях по всему «лесу». По сигналам: «Насекомые» - садятся на корточки и закрывают голову руками; «Медведь» - ходят, изображая медведя, округлыми руками показывая, что он толстый; «Белка» - прыгают, приседают, имитируя сбор грибов, ягод; «Заяц» - стоят на месте, отряхивая линяющий мех.
Ребёнок: В сентябре тепло, как летом,
И цветы кругом цветут.
Школьники идут учиться,
Их уроки в школе ждут.
В октябре желтеют листья
И багряные леса,
Листопад украсит землю.
Ах! Какая красота!
В ноябре дождливо, сыро,
Небо тучами закрыто,
Лужи, грязь, завяли травы,
И тепло уже забыто.
- О каких осенних месяцах говорится в тексте? В каком порядке они сменяют друг друга? Вслед за каким месяцем наступает зима? Какой месяц самый тёплый? Какой месяц осени самый красивый? В каком месяце осени уже может идти снег?
Дидактическая игра «Да или нет?».
Цель: закреплять знания детей осенних примет.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаем ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнезда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
- Ну вот, обезьянка-восьмёрка, мы и рассказали тебе про осень. Я предлагаю всем собрать красивы букеты из осенних листьев и украсить ими нашу группу.
После самостоятельной детской деятельности дети возвращаются в детский сад.
Приложение № 5
Песенка про цифры.
Музыка и текст: Олеси Емельяновой
Хорошо уметь считать!
Это лучше, чем летать!
Это здорово и весело!
Если хочешь, сможешь ты
Сосчитать свои мечты,
И друзей своих, и песенки!
Цифры все легко и просто
Детям выстроить по росту:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
А теперь давайте вместе
Будем всё вокруг считать!
Сколько вилок, ложек, кружек,
Сколько стульев и игрушек,
Сколько мышек, птичек, зайчиков,
Сколько светит звезд на небе,
Сколько хлебных крошек в хлебе,
Сколько девочек и мальчиков.
Цифры нам запомнить нужно,
Подпевайте хором дружно:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Эту маленькую песню
Все должны на свете знать!
Цифр честнее в мире нету,
Есть у них на всё ответы,
И они расскажут нам,
Сколько весят крокодилы,
Львы, жирафы и гориллы,
И толстяк гиппопотам!
Цифры нам запомнить нужно,
Подпевайте хором дружно:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Эту маленькую песню
Все должны на свете знать!
Приложение № 6
Консультация для родителей
«Математика – это интересно»
Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания. Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на обучение детей с 6 летнего возраста. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.
Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.
Как же следует учить ребёнка считать? Как добиться, чтобы счёт для него был не набором слов, заученных в определённом порядке, а оставался бы на понимании смысла числа? Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». В возрасте от 5 до 6 лет программой детского сада предусмотрено обучение счёту до 10 на основе сравнения 2-х множеств. Так, например, имея однородные игрушки, можно показать детям, что мы имеем много зверюшек, но среди них 2 зайца меньше чем 3 медведя; 1 лисичка меньше чем 2 зайца. Есть много кукол. Предложите узнать: «Больше маленьких кукол или больших». Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 9 грибов». С начало называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.
Для упражнений в счете можно брать разный наглядный материал: игрушки, позже – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Упражнения нужно разнообразить, ставить разные задачи. Например: взрослый ставит на стол 2 матрёшки и 2 пирамидки. Спрашиваете: «Сколько здесь матрёшек? Сколько здесь пирамидок?» «Каких игрушек больше? Меньше? Как сделать, чтобы пирамидок стало больше? (делает) Сделай? Сколько стало пирамидок? Каких игрушек теперь меньше? Почему? Как сделать, чтобы игрушек опять стало поровну». Подобные упражнения можно провести с разными игрушками, на улице и с природным материалом: веточки, шишки, камешки, палочки и т.д.
Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.
Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.
Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? Полезно считать предметы на ощупь, с закрытыми глазами (сколько картофелин в миске? Сколько ягод мама положила в руку и т. д.). с удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.
Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие игры:
· «ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?
Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.
На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.
Правила игры:
1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.
2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.
3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.
Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.
Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.
Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».
· «ПОРУЧЕНИЕ»
Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.
Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.
Правила игры:
1. Число называют только один раз.
2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).
Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.
Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.
Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.
Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.
Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:
· «МАГАЗИН»
Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.
Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.
Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.
· «РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»
Цель игры: упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.
На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот ). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.
Правила игры:
1. Брать в руку по одному предмету.
2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.
Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.
Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:
· «НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»
Цель игры: упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.
· «КТО БЫСТРЕЕ»
Цель игры: упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.
До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто, быстрее без ошибок выложит 4 ряда.
Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.
Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь справа от себя?» и т. д.
Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.
Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь, завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_druzya_magnolika.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а так же приёмы мыслительной деятельности. Не все дети активны во время НОД по ФЭМП. Некоторые дети занимают пассивную позицию слушателя. Что снижает у этих детей уровень развития необходимых умений и навыков. Для привлечения интереса к математике и повышения уровня математического развития, активности детей мы решили использовать новый занимательный материал. Поиск нового материла для закрепления знаний детей о цифрах в необычной форме привёл нас к героям развивающих игр Воскобовича – зверятам-цифрятам . На их основе был разработан сценарий проекта тематического дня. В него были включены разнообразные развивающие игры Воскобовича, соответствующие теме дня.
Цель проекта: создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Друзья Магнолика ». Задачи: 1.Способствовать формированию расширенного кругозора, умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. 2. Закреплять знания детей о цифрах, навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. 3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление, речь. 4. Прививать интерес к играм и игровым упражнениям с математическим содержанием, развивающим играм Воскобовича. 5. Поддерживать у детей доброжелательную, дружескую атмосферу в процессе совместной игровой деятельности.
Продукт проектной деятельности: альбом с цифрами «Наши друзья - цифры» в виде «Числового фриза» - последовательности страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. На каждой странице размешается тематический коллаж из нескольких объектов и соответствующая цифра, исполненная в разных шрифтах, разного размера и цвета. Это дидактическое пособие, сделанное совместно с детьми, для активного использования в самостоятельной детской деятельности.
Структура проекта. 1 этап. Подготовительный Определение проблемы и цели проекта Разработка конспекта реализации проекта. Подбор методического обеспечения проекта. Постановка ожидаемых результатов. 2 этап. Основной. Использование развивающих игр Воскобовича в совместной деятельности педагогов и детей в рамках тематического дня. 3 этап. Заключительный 1. Создание альбома «Наши друзья - цифры». 2. Составление портфолио проекта. 3. Презентация проекта на групповом родительском собрании.
Сюрпризный момент. Задача: собрать внимание детей; настроить на предстоящую деятельность; вызвать интерес к теме.
Беседа с единичкой-ежиком. Задача: Формировать умение соотносить предметы окружающего мира с числом и цифрой один.
Утренняя гимнастика с двойкой – Зайкой . (с флажками ). Задача : поднять настроение, мышечный тонус, закрепить ориентировку в пространстве.
Малоподвижная игра «Найди, принеси и положи три предмета». Задача: закрепить классификацию предметов.
Коррекционная непрерывная образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия у четверки – Крыски .
Динамическая пауза с песиком-пятеркой. Задача: Упражнять детей в различных видах движений и их счете. Повысить двигательную активность детей.
Непрерывная образовательная деятельность по ФЭМП с шестеркой-котом.
Игровая ситуация «Помоги другу». Развивающая игра Кораблик «Брызг-брызг» с семеркой-крокодилом. Задача: Закреплять знания основных цветов спектра. Упражнять в счете в пределах 7.
Прогулка с восьмеркой-обезьянкой
Строительная игра с девяткой-лисой « Построим домики для цифрят ». .
Создание альбома «Наши друзья – цифры». Наши друзья - цифры
Развивающая игра «Чудо-соты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: «Основные направления региональной образовательной политике в контексте модернизации российского образования.»
Итоговая работа на курсах павышения квалификации педагогов ДОУ....
"Организация образовательной деятельности в контексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта " Познавательное развитие"
Консультация для педагогов...
"Организация образовательной деятельности в контексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта " Познавательное развитие"
Презентация к консультационному материалу...
Содержание работы с семьей по различным направлениям образовательной деятельности (по образовательным областям) в контексте ФГОС ДО
Стендовый доклад...
Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...
Современные образовательные технологии(образовательная робототехника) в контексте ФГОС ДОО
Включение лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ...
Выступление на педагогическом мероприятии педагогов ДОУ на тему - «Создание мотивирующей образовательной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для достижения новых образовательных результатов, в контексте ФГОС ДО»
Речевая среда – это совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии речи ребёнка....