"Организация образовательной деятельности в контексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта " Познавательное развитие"
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между нимиь связи и отношения. Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Познавательное развитие – это совокупность количественных, качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. ФГОС ДО использует три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия»
Познание- это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира . «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Задачи познавательного развития Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, Формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В СОДЕРЖАНИИ ФГОС ДО Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей
Стадии познавательного развития в дошкольном детстве любопытство любознательность Познавательный интерес Познавательная активность
Стадии познавательного развития Первая стадия- Любопытство Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними , часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. Вторая стадия- Любознательность . Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.Н а этой стадии интереса , как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности.
Стадии познавательного развития Третья стадия –Познавательный интерес Характеризующийся повышенной устойчивостью ,ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: Интеллектуальные - логические действия и операции ( анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства; Эмоциональные -переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; Регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений; Творческие - воображение, создание новых моделей, образов. Четвертая стадия - Познавательная активность
Организация решений познавательных задач Основой познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности –учебно-познавательная задача, предусматривающая учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ВКЛЮЧАЕТ:
Виды детской деятельности для эффективной реализации содержания познавательного развития. Познавательно-исследовательская Коммуникативная. Игровая. Двигательная. Приобщение к художественной литературе и фольклору. ФЭМП. Конструирование. Художественное творчество.
Формы работы по развитию познавательной деятельности К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности.
Формы работы по развитию познавательной деятельности В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию . Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности .
Ф ормы взаимодействия педагога с детьми Вовлечение ребенка в различные виды деятельности( нод , беседы, досуги, развлечения, экскурсии ,выставки, проектная и исследовательская деятельность) Использование дидактических, сюжетно-ролевых , спортвных ,народных игр. Сотрудничество с родителями. Применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Позиция педагога при организации познавательного развития
Основные виды деятельности согласно ФГОС:
Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников Опыты Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания Поисковая деятельность как нахождение способа действия Демонстрационные ( показ воспитателя ) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) Опыт-доказательство и опыт- исследование
Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве .Дети проводят эксперименты, ставят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследования .
Целевые ориентиры в соответствии с фгос : Ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, проявляя настойчивость в достижении результата. Ребенок проявляет любознательность, способность к фантазии, творчеству. Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в игре, конструировании. Наличие у ребенка знаний о себе, природном и социальном мире, в котором он живет. Проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности, экспериментировании К концу пребывания в детском саду ребенок должен освоить начальные представления в различных областях , опираться на собственные знания, принимать самостоятельные решения.
Предметно пространственная среда
Вывод: На современном этапе познавательному развитию уделяется большое внимание, что требует особого отношения со стороны педагога. Эффективно используя все виды деятельности в работе с детьми, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...
"Организация образовательной деятельности в контексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта " Познавательное развитие"
Консультация для педагогов...
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование у детей инициативности и самостоятельности является самой актуальной проблемой в современной педагогике.В соответствии с ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержк...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПЕРЕХОДУ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Научно-практический семинар...
Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...
Доклад «Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
Конспект занятия по познавательному развитию в интеграции образовательных областей в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Народная тряпичная игровая кукла» для детей старшего дошкольного возраста
Приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с тряпичной игровой куклой....