Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
статья
Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняет
развивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые изменяют ее по своим потребностям. Поэтому необходимо обогатить ее такими элементами, которые стимулируют творческую, познавательную активность детей. Содержание оборудования и материалов должны отвечать определенному возрасту. Размещение и планировка должны иметь свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания ребенка (на столе, стене, полу, в подвешенном состоянии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_okonchatelnyy_variant.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Анжелика Рафисовна Хабибуллина, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Родничок» Сафакулевский район Курганская область Россия
89225745361, sveta.kireeva45@mail.ru
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира »
Е.И.Тихеева
Действительно, все что окружает ребенка- формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его
сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украшать, делать более уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали только положительные эмоции. Поэтому особое внимание в своей работе необходимо уделять предметно-пространственной среде.
Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняет
развивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые изменяют ее по своим потребностям. Поэтому необходимо обогатить ее такими элементами, которые стимулируют творческую, познавательную активность детей. Содержание оборудования и материалов должны отвечать определенному возрасту. Размещение и планировка должны иметь свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания ребенка (на столе, стене, полу, в подвешенном состоянии).
Поподробнее хочется остановиться на организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное значение для развития ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском саду. Согласно ФГОС ДО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования), художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной деятельности детей.
Предметно-пространственная среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но также и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.
Художественно-эстетическое развитие направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, развитие восприятия, воображения, образных представлений, обогащение его духовного мира, эстетического отношения к окружающей действительности, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, согласно ФГОС она должна быть содержательно насыщена, полифункциональна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.
В своей группе я постаралась создать эстетически-привлекательную предметно-пространственную среду, которая соответствует возрасту детей и обеспечивает максимально развивающий эффект, при этом сделали ее доступной, безопасной, полифункциональной.
Для всестороннего развития используются различные центры активности детей, такие как:
- Театрально- музыкальный центр:
В этом уголке разместились музыкальные игрушки, музыкальные дидактические игры, музыкальный центр ну и конечно музыкальные инструменты. Они развивают у детей чувство ритма, фонематический слух, вызывают положительные эмоции. Рядом с музыкой здесь живет театр в различных своих проявлениях: пальчиковый, теневой, настольный, куклы би-ба-бо, а также маски и шапочки.
Этот центр способствует развитию музыкальных способностей, формированию исполнительской деятельности, приобщает к музыкальному и театральному искусству. Мои детки с большим удовольствием проводят там время, пытаются самостоятельно инсценировать отрывки любимых сказок , исполняют полюбившиеся песенки и множество танцев
- Центр изобразительного искусства:
Чего тут только нет, дидактические игры, различные изобразительные материалы, оборудование для использования нетрадиционных техник рисования(рисование пальчиком, ватными палочками, ладошкой , различными печатками), природные материалы, крупы (малыши очень любят выполнять свои поделки самыми необычными материалами) материалы для лепки, раскраски(которые развивают мелкую моторику, взаимодействуют с такими процессами как мышление, внимание, воображение)
Детям очень важно чтобы их творческие работы вызывали интерес у взрослых, и я стараюсь, как можно чаще использовать их в оформлении группы, организую выставки для родителей
- Книжный центр
Здесь помещаются книги по программе, книжки с русскими народными сказками и др., тематические альбомы и иллюстрации для рассматривания, дидактические игры по речевому и познавательному развитию .
Это наверное самый яркий и сказочный уголок в группе, где ребята могут встретить своих любимых персонажей, рассмотреть понравившиеся книжки и альбомы. Очень важно поощрять желание детей слушать чтение книг, рассматривание иллюстраций, устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики.
Также важно не забывать про работу с родителями. Привлекать их к оформлению предметно пространственной среды, организовывать для них выставки детских работ, проводить беседы и консультации для создания условий художественно- эстетического развития детей дома, организовывать и проводить совместно с родителями праздники и развлечения, привлекать их к участию в различных конкурсах. Родители моих деток с удовольствием вовлекаются в работу группы и малыши видя это еще больше проявляют себя в творчестве
Целенаправленно организованная предметно- пространственная среда в
детском саду играет огромную роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Эта созданная педагогом среда, должна вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание получать новые знания и впечатления, побуждать к активной творческой деятельности. И я стараюсь создавать такие условия в своей группе, чтобы все дети могли найти то, что им интересно, поверили в свои силы и способности, почувствовали тепло и уют.
Хочется отметить, что воспитателям важно привлекать к оформлению предметно-пространственной среды детей, давать им возможность украсить центры работами, созданными своими руками.Педагогическая ценность заключается не только в том, что дети делали какие-то предметы, но и в том, что впоследствии они могли применять их в процессе различных видов деятельности. Именно так дошкольники начинают понимать полезность своего труда, у них формируется эстетическое отношение к природному окружению. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему привлекательному и красочному, радуется сверкающим и блестящим игрушкам, ярким цветам и предметам. Все это вызывает у него удовольствие и чувство заинтересованности. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно- эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Библиографический список:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС
В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В данной статье описана организация предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГТ....
«Современные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации»
Авторские методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте с ФГОС....
Организация предметно-пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с проектом ФГОС
презентация...
Организация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО
Статья об организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, опубликованная в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"...
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с учетом рекомендаций ФГОС ДО"
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реа...
Моделирование развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы.
В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях. Раскрываются основные направлени...