Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности.
статья по коррекционной педагогике на тему

Людмила Леонидовна Шепырева
Сегодня в науке интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Проектная деятельность с дошкольниками в группах

                                            различной направленности.

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольников и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Помогая детям в самовоспитании, личностном развитии, педагоги и родители изучают и измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей побуждают к занятию активной позиции, не анализируя «обратных действий» не умея определять реальную субъектность ребенка. Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Эта способность формируется в социальной жизни, в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие.

Субъектность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно обретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учится планировать свои действия. Ребенок постепенно приобретает умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовать их во взаимодействии с другими людьми.

Сегодня в науке интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально – политических.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Воспитательный потенциал метода проектной деятельности обусловлен его спецификой. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- метод проектов, являясь методом целенаправленного практического действия, позволяет сформировать у детей собственный опыт взаимодействия с окружающим миром;

- метод проектов является педагогической технологией, идущей от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательной организации в окружающий мир, в природную и социальную среду;

- метод проектирования способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром;

- метод проектов стимулирует потребность ребенка в самореализации, в самовыражении в значимой для дошкольника деятельности;

- метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Метод проектов определяем, как целенаправленную образовательную деятельность, осуществляемую с определенной целью, по определенной программе для решения игровых, поисковых, исследовательских, практических задач в условиях совместной деятельности детей с разными стартовыми возможностями.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

- целеполагание: педагог помогает ребенку, в том числе ребенку с ограниченными возможностями здоровья, выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;

- разработка проекта, плана деятельности по достижению цели: решение вопроса, к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, сверстнику); в каких источниках можно найти информацию; какие представления, понятия, окружающую среду использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели и т. д;

- выполнение проекта (практическая часть);

- подведение итогов, определение задач для новых проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектной деятельности с дошкольниками с ОНР 3уровня, в условиях группы компенсирующей направленности» Проект: «Поможем пернатым друзьям!!!»

В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Деревья осенью»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы разработан в соответствии с ФГОС по теме: "Деревья осенью". Показана интеграция образовательных областей:  "Позн...

Тема направления: «Проектная деятельность с детьми средней группы».

Проектная деятельность – одна из форм планирования образовательного  процесса и является одним из видов совместной деятельности детей и взрослых для обеспечения познавательного развития дошкольни...

Проектная деятельность в ДОУ. Технологии использования различных видов художественной деятельности с целью развития детского творчества

Актуальность проектаВ нашем детском саду в конце учебного года на традиционном итоговом педагогическом совете подводятся результаты по воспитательно-образовательной деятельности. Педагоги определили с...

Применение различных видов игровой деятельности дошкольников в группе комбинированной направленности.

Презентация по теме "Применение различных видов игровой деятельности дошкольников в  группе комбинированной направленности" Из личного опыта работы в  группе комбинированной н...