Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности.
статья по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_s_doshkolnikami_v_gruppah_razlichnoy_napravlennosti.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность с дошкольниками в группах
различной направленности.
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольников и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Помогая детям в самовоспитании, личностном развитии, педагоги и родители изучают и измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей побуждают к занятию активной позиции, не анализируя «обратных действий» не умея определять реальную субъектность ребенка. Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Эта способность формируется в социальной жизни, в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие.
Субъектность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно обретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учится планировать свои действия. Ребенок постепенно приобретает умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовать их во взаимодействии с другими людьми.
Сегодня в науке интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально – политических.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия.
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Воспитательный потенциал метода проектной деятельности обусловлен его спецификой. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
- метод проектов, являясь методом целенаправленного практического действия, позволяет сформировать у детей собственный опыт взаимодействия с окружающим миром;
- метод проектов является педагогической технологией, идущей от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательной организации в окружающий мир, в природную и социальную среду;
- метод проектирования способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром;
- метод проектов стимулирует потребность ребенка в самореализации, в самовыражении в значимой для дошкольника деятельности;
- метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Метод проектов определяем, как целенаправленную образовательную деятельность, осуществляемую с определенной целью, по определенной программе для решения игровых, поисковых, исследовательских, практических задач в условиях совместной деятельности детей с разными стартовыми возможностями.
Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
- целеполагание: педагог помогает ребенку, в том числе ребенку с ограниченными возможностями здоровья, выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;
- разработка проекта, плана деятельности по достижению цели: решение вопроса, к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, сверстнику); в каких источниках можно найти информацию; какие представления, понятия, окружающую среду использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели и т. д;
- выполнение проекта (практическая часть);
- подведение итогов, определение задач для новых проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проектной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности
Формы работы учителя-логопеда в проеткной деятельности...
«Использование проектной деятельности с дошкольниками с ОНР 3уровня, в условиях группы компенсирующей направленности» Проект: «Поможем пернатым друзьям!!!»
В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Деревья осенью»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы разработан в соответствии с ФГОС по теме: "Деревья осенью". Показана интеграция образовательных областей: "Позн...
Тема направления: «Проектная деятельность с детьми средней группы».
Проектная деятельность – одна из форм планирования образовательного процесса и является одним из видов совместной деятельности детей и взрослых для обеспечения познавательного развития дошкольни...
Проектная деятельность в ДОУ. Технологии использования различных видов художественной деятельности с целью развития детского творчества
Актуальность проектаВ нашем детском саду в конце учебного года на традиционном итоговом педагогическом совете подводятся результаты по воспитательно-образовательной деятельности. Педагоги определили с...
Внедрение технологии проектной деятельности в разных возрастных группах в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду» (основные направления работы педагогического коллектива)
Использование классической музыки для художественно-эстетического развития детей-дошкольников....
Применение различных видов игровой деятельности дошкольников в группе комбинированной направленности.
Презентация по теме "Применение различных видов игровой деятельности дошкольников в группе комбинированной направленности" Из личного опыта работы в группе комбинированной н...