Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Для эффективного развития детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес: желание и привычку думать; самостоятельно провести опыты и делать простые умозаключения; сравнивать, обобщать и делать выводы. Эксперименты с водой побуждают и стимулируют детей к самостоятельности и умению выражать свои мысли, обогащают и активизируют словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Цель:
расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о свойствах воды и значимости чистой воды в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
- познакомить со свойствами воды;
- дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
- обогащать и активизировать словарь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать и выявить лишнюю картинку в д/и «Кому нужна вода».
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- стимулировать самостоятельное выполнения заданий и формулирование выводов;
- воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, мелкие камешки, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, лимон, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями. Картинки: корова, бабочка, береза, лук, щука, часы, фонарик, человек, синица, камыш, лиса.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим зимним настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная.
Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде.
Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)
В: Кирилл прочитает стихотворение «Вы слыхали о воде».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить
различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
- Да!
Тогда прошу за столы!
Опыт № 1. «Вода – это жидкость.
В: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?
Д: Сыпется.
В: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? По
Д: Льется, потому что вода жидкая.
В: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
В: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников
Опыт №2. « На определение прозрачности воды».
В: Положите в стаканчик с водой камушки. Видно их?
Д: Да
В: А теперь такие же камешки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Д: Нет
В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
А скажите мне ребятки, какого цвета вода?
Д: Прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт №3. «На определение вкуса воды»
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Д: Вкусный, сладкий.
В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. - Нет
А какая вода?
Вывод: Вода – безвкусная жидкость.
В: Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Опыт №4: «На определение запаха воды»
В: Ребята, давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Д: Нет.
В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Д: Есть.
В: А почему вода с лимоном пахнет?
Д: Потому, что лимон пахнет.
В: Да, потому, что у лимона есть запах.
Вывод: чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.
Опыт №5 «На определение формы»
В: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у них разная.
В: У меня есть колба. Какую форму имеет нижняя часть колбы? (Шар) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?
Д: круга, цилиндра, цветочка, прямоугольника.
В: А в моей колбе, какую форму приняла вода? (Форму шара)
(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки)
Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Молодцы, вижу, вы много знаете о воде.
В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Давайте расскажем Капельке, кто нуждается в воде?
Д/и «Кому нужна вода»
( Подбор картинок)
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?
- Да!
А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода
и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.
Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода
необходима для того чтобы: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.
Ни одно живое существо не может жить без воды.
Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Давайте еще раз напомним капельке свойствах воды.
Ответы детей:
Вода – это жидкость, не имеет цвета, прозрачна, не имеет вкуса, не имеет запаха, не имеет собственной формы.
На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - “капелек”.
Дружите с ними и берегите их!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «День защитника отечества».
Конспект открытого НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «День защитника отечества».Цель: закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанн...

Конспект познавательного занятия в старшей логопедической группе на тему: «Где прячется здоровье?»
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Дать представления о зависимости здоровья от чистоты тела; уточнить валеологические , экологические знания детей, развивать речь, уточнить знан...
занятие по познавательной деятельности в старшей - логопедической группы
закрепление пройденного материала в течение года...

Конспект занятия НОД по познавательному развитию "Весна" старшая логопедическая группа "Яблонька"
Занятие "Весна"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Витамины" старшая логопедическая группа "Яблонька"
Занятие по познавательному развитию "Витамины"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Насекомые" старшая логопедическая группа "Яблонька"
Познавательное развитие...