Интеграция детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы и милосердия. Но главное, чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_detey_s_ovz.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
М. П. Степанова
Интеграция детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного ДОУ
В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы и милосердия. Но главное, чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях.
До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ОВЗ не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях. Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья. Считалось, что наиболее благоприятные условия для развития, обучения и воспитания таких детей могут быть созданы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах).
В нашем детском саду на протяжении многих лет наряду с двумя логопедическими группами, существовала группа для детей с ЗПР. Да, они находились в отдельной группе, но в обычном детском саду, и на прогулках, праздниках встречались и общались с нормально развивающими сверстниками. И нормально развивающие сверстники воспринимали наших детей как обычных, свободно с ними общались, играли.
Мы с педагогами ДОУ поняли, что формирование толерантности, терпимости к детям с ограниченными возможности здоровья должно происходить именно так.
Психология определяет толерантность как свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления. В современной отечественной педагогике Б. З. Вульфовым дана трактовка феномена толерантности как способности человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни. При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами.
Чтобы процесс интеграции был успешным необходимособлюдать следующие условия:
- интеграция должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения (на прогулках, на совместных праздниках, походах, экскурсиях, посещении спектаклей);
- в своей основе интеграция не может быть директивной, она должна основываться на неформальной ситуации общения;
- интеграция должна включать в себя совместную деятельность детей группыкомпенсирующей направленности и группы общего вида.
Мы стали работать над тем, чтобы расширить общение и взаимодействие детей разных уровней развития и пришли к выводу, что весьма эффективным в этом отношении средством являются коррекционные музыкально-игровые занятия для детей с ЗПР и детей массовых групп.
В результате проведения цикла таких занятий мы заметили, что они способствует формированию у детей групп общего вида альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Дети массовых групп учатся воспринимать детей с ОВЗ как обычных членов общества. Включенность воспитанников с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
В настоящее время инклюзивное образование обеспечивает доступ к образованию детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе (группе), а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе (ДОУ).
В соответствии с Законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является обеспечение благоприятных условий жизни и воспитания ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ), формирование основ полноценной, гармонической личности, следовательно, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, семьи и социума.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, предлагая родителям (в том числе и родителям детей с ОВЗ) стать активными участниками образовательного процесса. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное образовательное учреждение не только способствует всестороннему развитию ребенка, но и организует консультирование родителей по вопросам воспитания детей. Меняется сегодня и позиция педагога дошкольного учреждения. Он не только воспитатель, но и партнер родителей в воспитании как нормально развивающих детей, так и детей с ОВЗ.
Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения: детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами.
Именно с цельюпсихолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), создания воспитательного пространства семьи- детского сада - социума в МО «Светогорское городское поселение» был создан Ресурсный центр«Капелька», которыйобъединил родительские клубы по интересам, превратилдетский сад в организующий центр взаимосвязи общественного и семейного воспитания.
Поскольку дети с ОВЗ (с речевыми нарушениями, ЗПР, ДЦП, нарушением зрения и слуха) стали посещать общеобразовательные группы, то мы, учителя – логопеды, стали включаться в работу Ресурсного Центра, привлекая родителей детей с ОВЗ для участия в родительских клубах ДОУ. И таким образом, изменить общественное мнение о детях с ОВЗ, формировать эмпатийное мнение со стороны как нормально развивающих сверстников, так и их родителей по отношению к детям с ОВЗ, повысить профессиональную компетентность у педагогов ДОУ к детям с ОВЗ. Хотя понятна обеспокоенность родителей нормально развивающих сверстников, прежде всего тем, что возможно снижение качества образования нормально развивающих детей. А родители детей с ОВЗ обеспокоены тем, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности. Педагоги же среди причин, вызывающих опасения, на первое место выдвигают недостаточное ресурсное обеспечение инклюзивного образования: отсутствие безбарьерной среды, необходимого оборудования и учебно-методического сопровождения, специальной подготовки самих педагогов.
Целью создания ресурсного центра «Капелька» является повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей как нормально развивающих детей, так и детей с ОВЗ, и педагогов на основе популяризации методик, средств и инновационных технологий образовательного взаимодействия ДОУ, семьи и социальных партнеров.
Основными задачами взаимодействия Ресурсного Центра с семьей стали:
- просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры; консультирование, психологическая поддержка семей, помощь в организации семейного досуга, развитие и поддержка семейных увлечений;
- расширение образовательного пространства для семей;
- работа на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ;
- повышение уровня профессиональной компетентности у руководителей, педагогов, психологов общеобразовательных учреждений в области технологий и методик инклюзивного обучения;
- изучение потребности родителей в образовательных услугах;
- организация взаимодействия ДОУ, семьи и социальных партнеров.
Основные принципы работы Ресурсного центра «Капелька»:
- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка;
- установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
- изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания;
- привлечение внимания актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями;
- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста;
- привлечение родителей «неорганизованных детей» МО к сотрудничеству с ДОУ.
Совершенствуя педагогическое сотрудничество, мы изучаем и распространяем опыт семейного воспитания среди родителей и педагогической общественности в рамках ресурсного центра "Капелька", применяемвариативные формы взаимодействия с семьей, такие как:
- информационно-аналитические;
- досуговые;
- познавательные;
- наглядно-информационные;
- контрольно-оценочные.
Система работы Ресурсного центра "Капелька" направлена на решение задач принятия педагогами семьи как первого и самого главного действующего фактора в воспитании и образовании ребенка и вовлечения родителей и социальных партнеров в активную творческую деятельность.
Организация взаимодействия ДОУ, социальных партнеров и семьи в форме ресурсного центра как системы семейных клубов представляет собой интересную современную модель педагогической работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между ними.
Преимущества взаимодействия Ресурсного центра "Капелька" очевидны.
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении личных педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться их индивидуальные запросы и предложения по взаимодействию с ребенком.
Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, изучает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в ходе проектирования образовательной работы, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционально окрашенного семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. Это возможность проектирования и реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было не всегда возможно при использовании традиционных форм работ с родителями.
Перспективы:
- Дальнейшее успешное взаимодействие с социумом.
- Активная пропаганда здорового образа жизни и семейных отношений.
- Взаимодействие с различными ветвями власти для поддержки семей.
- Активное взаимодействие со всеми средствами массовой информации для создания позитивного образа современной семьи, повышения статуса детства и актуализации внимания к ценностям семьи.
- Применение инновационных форм работы для выработки единого подхода в работе с семьёй.
Таким образом, руководствуясь в своей работе тремя составляющими: взаимопониманием, взаимоуважением, взаимодействием – мы надеемся на формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям с проблемами в развитии, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.
Список используемой литературы:
- Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (методическое пособие). Новороссийск, 2013.
- Степанова М.П., Макеева Т.Н. Интеграция детей с задержкой психического развития //Дошкольная педагогика// учредитель и издатель ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС». СПб., №2, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....
«Роль комбинированных образовательных учреждений в процессе интеграции детей с отклонением в развитии» (из опыта работы)
Основные направления деятельности ГОУ комбинированного вида приорганизации интегративных групп для детей с диагнозом ЗПР. (опыт работы)Общие сведения о детском учреждении. Работа ПМПк. Этапы деятельно...
Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...
Социальная интеграция детей-билингвов в условиях группы сокращенного дня в ДОУ.
Перед нашим коллективом стоит задача интеграции детей с нерусским родным языком в жизнь группы и ДОУ в целом. Эта проблема решается практически на двух возрастных этапах ...
Методическая разработка по интеграции детей-инвалидов в группу здоровых сверстников. Совместное развлечение детей с ОВЗ и родителей воспитанников "Вместе с мамой, вместе с папой в гостях у Петрушки".
развлечение в веселыми конкурсами, аттракционами...
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ ДОУ
Формирование и развитие социально – коммуникативных навыков у детей с ОВЗ и детей – инвалидов в системе дошкольного образования являются наиболее значим...