Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
статья по теме
Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социальнокультурной дезадаптации. Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагоги и социальные работники) заняты поиском путей и форм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, возможностей их адаптации в большом и малом социумах. Семья остается одним из главных средств социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, способная стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. Из-за гуманности к детям-инвалидам, в дальнейшем дали другое обозначение – дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности с одной стороны — возможной, а с другой — как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция детей с ограниченными возможностями | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социальнокультурной дезадаптации. Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагоги и социальные работники) заняты поиском путей и форм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, возможностей их адаптации в большом и малом социумах. Семья остается одним из главных средств социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, способная стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. Из-за гуманности к детям-инвалидам, в дальнейшем дали другое обозначение – дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности с одной стороны — возможной, а с другой — как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями здоровья.
Российскими учеными ведется поиск эффективных педагогических технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий (Н.Г, Морозова, М.С. Певзнер и др.). Широко и всесторонне исследуется передовой зарубежный опыт, раскрывающий пути и средства оптимальной социальной интеграции детей с отклонениями в развитии (А.II. Капустин, Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицина и др.). Также в специальной литературе слабо исследованы условия, механизмы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их социокультурной интеграции.
Эта ситуация обостряет противоречия между:
- необходимостью преодолеть социальную незащищенность ребенка с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной теоретической разработанностью проблемы ориентации на ребенка как активного субъекта окружающего социума;
- отсутствием условий для социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, находящихся на надомном обучении и их потребностью посещать общеобразовательные учреждения;
- объективной необходимостью создания комплексной программы социально-педагогической поддержки социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием такого комплексного подхода.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап – выбор темы исследования; изучение специальной психолого-педагогической литературы по проблеме; определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач.
Второй этап – изучение проблем социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями средствами социально-педагогической поддержки; обработки и анализ полученных результатов проведение анкетных опросов.
Третий этап - анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление; систематизация и обобщение результатов исследования (формулировка выводов, и методических рекомендаций социальным педагогам по социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении).
«Социокультурная интеграция личности» - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности (прежде всего игровой, образовательной, трудовой).
Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и. отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений с противоположным полом. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе встречаются у аномальных чаще, чем у нормальных.
Анализ государственно-правовых основ современной социальной политики Российской Федерации показывает, что права лиц с ограниченными возможностями приведены в соответствие с нормами международного права. К основным недостаткам законодательной базы относится отсутствие отдельного правового акта на уровне федерального закона, касающегося исключительно детей с ограниченными возможностями. Отдельные положения, правовые нормы, которые содержатся в разных юридических текстах, характеризуются непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняет их практическое применение. Тем не менее, они обеспечивают правовую защиту подростков с ограниченными возможностями.
Был проанализирован опыт общеобразовательных учреждений и общественных организаций, которые организуют социально-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, видно, что их работа способствует социокультурной интеграции детей, с ограниченными возможностями.
Опытно-экспериментальная часть исследования была проведена в образовательном учреждении и показала, что творческая общественно-полезная деятельность в команде способствовала социальному развитию подростков. Данная деятельность была организована совместными усилиями разных специалистов, и она отвечает потребностям детского возраста, интересна и актуальна как для детей с нетипичным развитием, так и для его обычных сверстников. Все это способствовало успешной социокультурной интеграции.
Полученные результаты дают сделать вывод о том, что условием эффективной социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями будет специально организованная в общеобразовательном учреждении социально – педагогическая поддержка, включающая общественно-полезную деятельность детей, объединенных в детскую общественную организацию (ДОО), организацию совместных детско-родительских массовых мероприятий.
Библиографический список
1. Волосовец Т.В. Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации [Текст]: /Т.В. Волосовец. - М.: 2003.
2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст]: О.С. Газман // Новые ценности образования. - М, - 1999. - № 3. - С. 60.
3. Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции [Текст]: / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок - М.: Теревинф, - 2005. - С 7.
4. Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию [Текст]: Р.П. Дименштейн, П.Ю. Кантор, И.В. Ларикова. / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. - М.: Теревинф, 2006. - С. 71.
5. Зайцев Д.В. Интегрированное образование как форма реализации права на образование детьми-инвалидами [Текст]: Д.В. Зайцев. // Образование и права человека. - Воронеж: ВГУ, - 2002. - С. 65-71.
6. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Д.В. Зайцев. // - Педагогика. - 2003. - №1. - С. 21-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....
Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом....
Проблема социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья
Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для инт...
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...
Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья
Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для инт...
Комментарии
Забрала себе в копилочку.
Забрала себе в копилочку. Спасибо!