«Роль комбинированных образовательных учреждений в процессе интеграции детей с отклонением в развитии» (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии на тему
Основные направления деятельности ГОУ комбинированного вида приорганизации интегративных групп для детей с диагнозом ЗПР. (опыт работы)
Общие сведения о детском учреждении. Работа ПМПк. Этапы деятельности при организации интегративных групп. Роль учителя дефектолога. Взаимодействие детского сада и семьи в коррекционной помощи детям с отклонением в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 818
г. Москва
Тема
«Роль комбинированных образовательных учреждений в процессе интеграции детей с отклонением в развитии»
(из опыта работы)
подготовила старший воспитатель Васина Ирина Егоровна
2012год
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ
Наш ГОУ детский сад комбинированного вида №818 находится в центре Москвы. Он работает с 1953 года, из которых 14 лет работает одно группа для детей с диагнозом ОНР и 7 лет группа с диагнозом ЗПР, так же детский сад имеет 2 группы раннего развития, одну группу ясельного возраста и одну группу кратковременного пребывания.
В 2008 году детский сад переехал в новое здание, где созданы все необходимые условия для полноценного развития детей, особенно для детей с проблемами здоровья:
- Большой опыт работы с детьми, имеющими диагноз задержка психического развития и общее недоразвитие речи, дети с ДЦП, РДА. ( Все дети, посещавшие коррекционные группы успешно учатся в общеобразовательных школах)
- Грамотные специалисты (все воспитатели и специалисты имеют 1кв. и высшую категорию , курсы квалификации по коррекционной работе с детьми)
- Тесное взаимодействие педагогов детского сада, сотрудников поликлиники №32 и центр коррекции и реабилитации «Тверской»
- Функциональная направленность дополнительных помещений ДОУ
- бассейн
- музыкальный зал
- физкультурный зал
- групповые блоки ( раздевальная, игровая, спальня, буфетная, туалет)
- компьютерный класс
- 2 блока для работы специалистов: отдельные кабинеты дефектолога, логопеда, психолога, объединенные холлом для подгрупповых занятий
- комната с холлом для различных дополнительных и развивающих занятий.
- сенсорная комната
- Консультативный диагностический цент, как для родителей детей посещающих детский сад, так и для родителей, воспитывающих детей в условиях семьи. Особое внимание уделяем диагностики детей, помощь при выявлении отклонений в развитии : рекомендуем пройти МПП комиссию, даем направление в коррекционные группы, направляем в центр коррекции «Тверской», а так же наши специалисты проводят индивидуальные занятия с детьми и родителями, дают необходимые консультации .
- Наш детский сад еще не является интегративным, но есть небольшой опыт работы в данном направлении:
- Каждая специальная группа имеет массовую группу-побратима, в которой воспитываются дети такого же возраста или на год моложе. Один-два раза в месяц проводятся совместные мероприятия: праздники, досуги, прогулки, игры, занятия (физкультурные, музыкальные, аэробика и т.п.) В них участвуют все дети специальной группы и часть (обычно половина) или все воспитанники массовой группы, так же проводятся мероприятия совместно с родителями.
- Организация работы ПМПк. В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия
При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.
Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.
1.Заслушиваются воспитатели дошкольной группы, медицинские работники.
2.Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями.
3.Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей.
4.Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя.
5.Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.
Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.
Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.
1. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
2. Осуществление моноторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
3. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).
Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребенка.
По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции. \
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
ИНТЕГРАТИВНЫХ ГРУПП.
В нашем понимании ИНТЕГРАТИВНОЕ дошкольное образовательное учреждение - это комбинированный детский сад, сохранивший лучшие традиции отечественного дошкольного образования и взявший на себя дополнительные функции педагогической поддержки ребенка, развития его личностных способностей, оказания ему психологической помощи.
Интегративное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ГОУ -это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции.
Это лишь первый и второй этапы нашей деятельности.
Третий этап - это создание модели психолого-педагогического сопровождения. Ребенок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Перед специалистами были поставлены следующие задачи:
1.Проектировать и планировать систему воздействия на ребенка, ее содержательные и дидактические компоненты.
2.Участвовать в ВОП.
3.Прогнозировать, результаты воздействия на детей.
4.Предвидеть конечный продукт развития, достижений ребенка, новообразований его психического развития.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ВЕДЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
1. Психолого-педагогическое обследование детей: (осеннее, весеннее, в течение года по заявкам) во всех возрастных группах;
- изучение динамики психического развития детей и специально развиваемых качеств личности ребенка;
- индивидуальные или групповые психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач;
- участие воспитателей, родителей в психологических занятиях.
2.Составление плана (по данным психологического обследования) и проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми.
3. Психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами):
- информирование, консультирование взрослых по вопросам психологического развития детей;
- проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, тренингов, соответствующих тематике и целям психологических занятий.
4.Психологизация родителей:
- консультирование родителей и работа с ними;
- совместная работа детского сада с родителями детей "группы риска".
5. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума, которая предполагает:
- равноправное сотрудничество и личную ответственность участников образовательного процесса;
- использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребенка дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития; - индивидуальное и групповое консультирование;
- совместную деятельность разнопрофильных специалистов.
Мы считаем, что для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей, родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.
Четвертый этап - это создание условий для сопровождения дошкольников в массовых ДОУ, в процессе которого воспитатели детских садов смогут оказывать необходимую и достаточную поддержку ребенку. Мы рассматриваем ее как деятельность, направленную на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения.
На наш взгляд, идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
Бесспорно, ведущие позиции в организации речевой работы в дошкольном учреждении принадлежат учителю-дефектологу. От успешности выполнения им целого ряда важных функций, их сочетания во многом зависит качество коррекционной работы на ПКПП в целом.
Взаимодействие детского сада и семьи в коррекционной помощи
детям с отклонением в развитии.
Консультативное и просветительское направление – направлено на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Адресатами консультативной помощи являются как родители детей, так и педагоги, медики, другие специалисты.
Цель работы с родителями:
- Повышение у родителей чувство собственной компетентности.
- Преодоление состояния тревожности у родителей.
- Интеграция родителей путем обсуждения»обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям возможность почувствовать свое родительство на первом месте, а особенности на втором.
Методика работы с родителями:
- Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.
- Проигрывание ситуаций
- Обучение родителей элементарным психологическим представлениям - небольшой лекционный курс.
- Детские игры и совместные мероприятия с родителями.
Подобные методы позволяют миновать рациональный уровень и через собственный опыт почувствовать мироощущение и мировосприятие детей, побыть ребенком и пережить на себе воздействие воспитания родителей. Это позволяет чуточку иначе относиться к своим привычным методам воспитания и взаимодействия с миром.
Литература
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., АПН РСФСР, 1956
- Дети с отклонениями в развитии // методическое пособие/ сост. Шматко Н.Д. - М.: Аквариум. - 1997;
- Ермолаева М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998.
- Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М: Академический Проект: Трикста, 2005
- Лекотека в доме ребенка. П/р д.м.н. Зелинской Д.И. – Тв.обл., Конаково, 2005
- Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида. - «Дефектология» №5, 1995
- Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология, N 4, 1997.
- Опыт работы интегративного детского сада/ Составители В.В.Алексеева, И.В.Сошина. – М.:Теревинф, 2004
- Опыт работы интегративного детского сада/ Составители М.М.Прочухаева, Т.П.Медведева. – М.:РИХ «Август-Рада», 2005
- Шматко Н.Д. Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии//Альманах №7, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-226875-1547736429.jpg)
Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».
Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-262449-1455466754.jpg)
«Формирование моторных функций у детей с задержкой психоречевого развития». (Из опыта работы).
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно инте...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-387701-1390481304.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-207857-1361344555.jpg)
Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством (из опыта работы).
Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099181-1546942241.jpg)
РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Современная система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых отличается спецификой функционирования, основными напр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-1295463-1607009318.jpg)
"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....