Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Домашние животные».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_metod_v_inete.doc | 70 КБ |
domashnie_zhivotnye_1.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности
Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР.
Лексическая тема «Домашние животные».
Образовательный процесс построен на примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелым нарушением речи под редакцией Л.В.Лопатиной, 2015
Данное занятие разработано для подгруппы детей с Тяжелым нарушением речи, Общим недоразвитием речи (2-го и 3-го уровня речевого развития), Стертой формой дизартрии 5-6 летнего возраста (старшая группа) первого года обучения.
Занятие рассчитано на 25 минут и является завершающим по лексической теме «Домашние животные».
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативная
- познание
Образовательные технологии:
- мнемотехника
- пиктограммы
- биоэнергопластика
- ИКТ, мультимедийные
- элементы логоритмики
Планируемый результат: подведение детей к пониманию значимости логопедического занятия, к умению соотнести цель с результатом деятельности.
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о домашних животных, об их детенышах и образе жизни.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать формирование притяжательных прилагательных (собачий, кошачий, щенячий, коровий, лошадиный);
- учить изменять притяжательные прилагательные по родам (собачья, собачье, собачий);
- закреплять умение образования родительного падежа существительных во множественном числе (корова – много коров);
- закреплять правильное употребление словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное;
- систематизировать знания детей о домашних животных;
- расширять активный и пассивный словарь детей по теме «домашние животные»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать высоту голоса;
- развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным и родной природе;
- воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
- Подготовка к занятию
Предварительная работа:
Знакомство с домашними животными и их образом жизни. Заучивание стихов и движений для пальчикового массажа и физминутки.
Оборудование:
- Демонстрационное:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Подготовленная мультимедийная презентация «Домашние животные».
- Картинки с изображением домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова, свинья, кролик, коза ).
- Карточки с цифрами 2, 5
- Раздаточное:
- Картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова, теленок; лошадь, жеребенок; собака, щенок; кошка, котенок; свинья, поросенок; крольчиха, крольчонок; коза, козленок)
- Картинки – пиктограммы с изображением жилья домашних животных (хлев, коровник, козлятник, конюшня, конура).
- Раскраски «Домашние животные».
Индивидуальная работа:
Кирилл – правильное произношение звуков «С», «З» в словах.
Максим, Илья – правильное произношение звука «Ш» в словах.
- Ход занятия
№ | Деятельность специалиста. Виды заданий. | Деятельность детей. Возможные ответы детей | Кадр презентации |
Организационный момент | |||
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями Давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. А какой сейчас месяц? Октябрь – это второй месяц осени. Давайте с вами последние дни осени проведем с пользой для нашего здоровья. Как вы думаете, что полезного можно сделать поздней осенью для здоровья? Давайте с вами отправимся в прогулку на ферму. Посмотрим кто там живет. С нами на прогулку хочет отправиться, посмотрите кто? | Здороваются Осень октябрь, сентябрь, ноябрь сентябрь, октябрь, ноябрь Октябрь Погулять на свежем воздухе. Поиграть на свежем воздухе. . Кот Котофей | № 2 | |
Основная часть | |||
1. | Ребята, как вы думаете, кого мы с вами можем встретить на ферме? Правильно. На ферме живут домашние животные. Давайте их назовем. А теперь закроем глазки. Вспомним, кого из зверей увидели? Называем по цепочке. Проверим себя. Всех назвали? А каких домашних животных не было на картинке? Давайте посмотрим. А как вы думаете, почему этих животных называют домашними? | Зверей. Домашних животных Лошадь, корова, собака, кошка, коза, теленок, жеребенок, конь, бык Кролик, поросенок Они живут вместе с человеком. Человек за ними ухаживает, кормит, помогает им растить детенышей. А они тоже помогают человеку. Дают им пищу и охрану. | № 3 № 4 № 3 №5 |
2. | Каждое домашнее животное издает какой-то звук. Давайте поиграем в игру «Назови звук». | Корова – мычит Лошадь – ржет Коза – блеет Собака - лает Кошка – мяукает Свинья - хрюкает . | №9 |
3 | В лесу у каждого малыша есть своя мама. Только вот в нашем лесу мамы и малыши потерялись. Вы сможете помочь мамам и детенышам найти друг друга? Д. Игра «Найди и назови малыша и маму» | Да Дети подбирают картинки мам и малышей, называют их. Корова – теленок, коза – козленок, собака – щенок, кошка – котенок, свинья – поросенок, крольчиха - крольчонок | № 10 |
4. | На ферме каждое животное живет в своем домике. Д. Игра «Найди и назови домик» (Используем пиктограммы) | Дети к домикам подбирают жителей. Называют домики и животных. Хлев – коровы, козы Конюшня – лошадь, конь, жеребенок Конура – собака Свинарник – свиньи, поросята | № 6 |
5. | Все домашние животные очень любят двигаться. Давайте вспомним наш пальчиковый массаж Самомассаж пальчиков с речью (от мизинца до большого пальца левой руки и от большого к мизинцу правой руки). Начинаем говорить шепотом, постепенно наращивая громкость. И плавно затихая к мизинцу правой руки. |
Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку – на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем дает здоровье Молоко коровье. | № 12 |
6. | Давайте попробуем сосчитать наших животных. Считать будем по командам. Одна команда будет считать животных с цифрой 2, вторая команда будет считать животных с цифрой 5. Д. Игра «сосчитай животных». | 2 коровы, 5 коров 2кошки, 5 кошек 2 козы, 5 коз 2 лошади, 5 лошадей 2 собаки, 5 собак 2 кролика, 5 кроликов 2 коня, 5 коней | |
7. | Дикие животные очень любят прятаться. Давайте их найдем и назовем, какая часть животного видна. Д. Игра «Чей хвост? Чья голова? Чье ухо?» Демонстрация картинок | Корова – Хвост (чей) коровий; голова (чья?) коровья; ухо (чье?) коровье. Коза – Хвост козий, голова козья, ухо козье. Лошадь – Хвост лошадиный, голова лошадиная, ухо лошадиное. Собака – Хвост собачий, голова собачья, ухо собачье. Кошка – Хвост кошачий, голова кошачья, ухо кошачье. | № 14 |
8. | Ну вот и заканчивается наша прогулка по ферме. Давайте вспомним, каких животных мы с вами видели? Д. Игра «Кого было много?» | Называют животных. Много коров, много лошадей, много собак, много коз, много кошек, много свиней, много телят | № 15 |
Итог занятия | |||
Наступает вечер. На небе видны звезды. Мы с вами ляжем на коврик, закроем глазки… Давайте вспомним, чем сегодня на занятии занимались? А что вам больше всего понравилось? Какие игры на нашем занятии вам понравились? Куда бы вы хотели отправиться еще? А теперь мы с вами отправляемся назад в нашу группу. Раз, два, три садимся по местам. Сегодня очень хорошо отвечали: (Имена детей). Молодцы. На память о лесной прогулке нам кот Котофей оставил вот такие раскраски (раскраски с изображением домашних животных для каждого ребенка). Раскрашивая, вы вспомните животных, с которыми повстречались на ферме. | Были на прогулке на ферме Понравилась ферма, понравились животные. Называют игры. В зимний лес. В космос. Спасибо | № 17
№16 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Помогать в путешествии нам будет кот КОТОФЕЙ
А как вы думаете, кто живет на нашей ферме?
А теперь закройте глаза и попытайтесь вспомнить какие животные живут на наше ферме.
А каких домашних животных не было на картинке?
У каждого животного на ферме есть свой дом
Каждое домашнее животное питается своим любимым блюдом
А чем любят питаться другие животные на ферме?
Каждое домашнее животное издает свой звук. Собака лает, а остальные…?
КОШКА У каждого малыша на ферме есть своя МАМА КОТЕНОК
Назовите остальных мам и малышей на ферме.
Все домашние животные очень любят бегать и прыгать
План рассказа о домашнем животном
Послушайте, как я вам расскажу о корове
Домашние животные очень любят прятаться
На нашей ферме было очень много животных. Кого было МНОГО ?
Домашние животные приготовили вам маленький подарок.
Подумайте, в какое путешествие вы хотели бы отправится еще…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы: формирование лексико-грамматических средств языка по теме: «МЕБЕЛЬ»
Тема: «Мебель» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора детей. Усвоение названия мебели, знакомство с различными видами помещений квартиры. Интеграция образовательн...
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».
Данный материал предназначен для проведения логопедических занятий в компенсирующей группе ДОУ для детей с ТНР ОНР 2-3 уровня, первого года обучения....
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)
Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...
Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"
Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».
Данный материал предназначается учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп ОВЗ ТНР...