МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Каргина Наталья Ивановна

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Технология моделирования – наглядно-практический прием, включающий  в себя создание моделей и их использование с целью формирования пространственных представлений у дошкольников. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность. Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.
Занимательные игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с ОВЗ  позволят детям в совместной деятельности с взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственных представлений. Данные игры и игровые упражнения  направлены на формирование пространственной ориентировки, графических навыков у дошкольников и предупреждение школьных трудностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ОВЗ

Каргина Н.И., учитель – дефектолог

МАДОУ – Д/с № 11,

первая квалификационная категория

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления и восприятия - ёмкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяжённость объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

Наиболее сложными для детей являются задания, связанные с моделированием пространственных отношений по инструкции  педагога.

Технология моделирования – наглядно-практический прием, включающий  в себя создание моделей и их использование с целью формирования пространственных представлений у дошкольников. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность. Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причем достаточно эффективное.

Моделирование как метод обучения позволяет:

 - выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

 - улучшить понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.

 - повышать наблюдательность ребенка,  дать ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Моделирование  требует специального обучения. Выделяется несколько этапов:

  1. Ориентировка по плану (комнаты, улицы).

Например, в игре «Автомобили»  по сигналу педагога дети начинают

двигаться в различных направлениях, изображая автомобили

и периодически изменяя направление движения и скорость.  Можно предложить детям «поставить свой автомобиль на автостоянку»,  пользуясь схемой маршрута.

2) Описание схемы маршрута с использованием пространственной терминологии.

Ребенку предлагается рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т.д.), используя при этом пространственную терминологию. В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и т.д.

 3) Моделирование пространственных отношений на плоскости.

Педагог или ребенок управляет моделью самолета на фланелеграфе, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута полета.

 4) Ориентировка по схеме пространства (комнаты, парка, стадиона).

Детям предлагается найти спрятанную в комнате игрушку, используя для этого рисунок - схему.

 Можно предложить одному из детей спрятать игрушку и составить рисуноксхему комнаты с указанием места, где она нaxoдится, а затем остальным участникам  найти игрушку.

5) Определение направления и eгo изменение по инструкции.

По устной или письменной инструкции педагогa дети находят спрятанное в «тайнике» «важное донесение»

6)  Ориентировка по плану, соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.

Педагог предлагает детям помочь куклу расставить мебель, используя план комнаты. Детям демонстрируется план и выясняется, какую мебель обозначают условные контуры.

В качестве основных методических приемов моделирования рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры, при этом необходимо развивать умение устанавливать отношение обозначаемое - обозначающее и обогащение опыта замещения объектов. Ведущая роль на этом этапе принадлежит взрослому: он демонстрирует способы замещения.

Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.

Занимательные игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с ОВЗ  позволят детям в совместной деятельности с взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственных представлений. Данные игры и игровые упражнения  направлены на формирование пространственной ориентировки, графических навыков у дошкольников и предупреждение школьных трудностей. Игровые упражнения разработаны с учетом принципа постепенного усложнения и могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

"Найди игрушку"

Цель: упражнять в действенном различении и обозначении словом основных пространственных направлений: вперед – назад, направо – налево, местоположения предметов в пространстве с помощью предлогов в, над, под.

Оборудование: игрушки.

Описание игры: логопед в отсутствии ребенка прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка. Затем объясняет ребенку задание: «Найди спрятанные игрушки. Вперед пойдешь – куклу найдешь, направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – лошадку найдешь». Ребенок выполняет задание. Отыскав все игрушки, он проговаривает, что и где нашел. Сначала детям предлагается выбор из двух, трех направлений, позднее – из четырех.

«Магазин»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, сверху, снизу и предлоги: над, под; называть местоположение предмета.

Оборудование: полки с игрушками (вариант: плакаты с изображением игрушек на двух-трех полках) .

Описание игры: Логопед знакомит детей с правилами игры «Магазин» Чтобы получить покупку, необходимо называть точное месторасположение товара. Например: «Я хочу купить предмет, который находится на нижней полке, слева от мячика». Сначала ребенок выступает в роли продавца, а логопед в роли покупателя, потом роли меняются.

«Засели домик»

Цель: учить различать предлоги над, под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование: плакат с домиком, фигурки зверей.

Описание игры: Логопед предлагает ребенку заселить домик жильцами. Ребенок располагает фигурки зверей в окошках домика, на свой выбор. Затем объясняет, кто над кем, кто под кем поселился, называет соседей каждого жильца справа и слева.

«Ферма»

Цель: учить отражать пространственные отношения между предметами; закреплять лексическую тему «домашние животные и птицы».

Оборудование: плакат «Домашние животные и птицы».

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям посетить ферму, на которой живут домашние животные и птицы, и вспомнить, как они называются, как выглядят, как кричат, чем питаются, какую пользу приносят людям, назвать их детенышей. А затем определить месторасположения каждого животного по отношению к остальным, и друг к другу, используя слова: выше, ниже, правее, левее, рядом, между.

«Часики»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: выше, ниже, между, правее, левее, ближе, дальше; предлоги: над, под.

Оборудование: настенное пособие «Часики» с изображением фигурок животных напротив цифр.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы, например: кто находится между птичкой и лягушкой? правее, чем рыбка? ниже, чем жираф? кто находится дальше от зайчика, сова или кошка? кто находится над бабочкой? какие животные находятся между цифрами 4 и 8? Назови всех животных правее цифры 1, левее цифры 6, выше цифры 5, ниже цифры 11. Вариант усложнения игрового задания: дети придумывают аналогичные задания друг для друга.

«Зашифрованные послания»

Цель: учить читать графические схемы с предлогами, используя эти предлоги в речи при составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: карточки с предлогами, картинки с изображениями предметов и животных; карточки на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям «прочитать» послание. Показывает карточки, например, рыбка – схема предлога в – аквариум; зайчик – схема предлога под – елочка. Дети составляют словосочетания: «рыбка в аквариуме», «зайчик под елочкой» и т. д. Можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичное послание, выбрав картинки и схемы предлогов. Усложнение задания: логопед показывает детям карточки: птичка – схема предлога из – гнездо; кошка – схема предлога из-под – диван.                             Дети составляют предложения: «Птичка вылетела из гнезда», «Кошка вылезла из-под дивана» и т. д.

«Веселая линеечка»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, между, за, перед; учить ориентироваться в линейной последовательности числового ряда, определять каким по счету является предмет по отношению к заданному; закреплять знание числового ряда от 1 до 9; учить употреблять в речи порядковые числительные.

Оборудование: линейка с цифрами от 1 до 9; пластиковые буквы в количестве 9 штук (можно использовать различные варианты дидактического материала, например, маленькие игрушки, фигурки животных и т. п.)

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям варианты заданий: найди букву, которая находится справа от буквы И, слева от буквы Ш; перечисли все буквы правее буквы Л, левее буквы О? ; какая буква в ряду самая правая? самая левая? какой по счету стоит буква А? найди букву, которая стоит пятой по счету от буквы У; посчитай, сколько букв стоит правее буквы Ж; перечисли все буквы слева направо, справа налево; назови все буквы, стоящие между цифрами 1 и 5; назови все буквы, стояще правее цифры 7. Вариант усложнения игрового упражнения: дети сами придумывают аналогичные задания друг для друга.

Моделирование сказочных историй

«Лесная школа» (Л.С. Горбачева)

 Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

«Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне.» Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.» 

 

Список литературы

Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. М., Творческий центр Сфера, 2004. – 80 с.

Задания

1. «Твой путь домой»

Цель: описание схемы маршрута с использованием пространственной                          терминологии.                                                                                                                                                Содержание: ребенку предлагается рассказать, как он идет домой из детского сада, используя при этом  пространственную терминологию.                                                                                                             В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и т.д.

2.  «Фигуры Высшего пилотажа»

Цель: моделирование пространственных отношений на плоскости.

Оборудование: фланелеграф, модель самолета.                                                                                 Содержание: моделью самолета педагог выполняет на фланелеграфе  разные фигуры, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута, используя пространственную терминологию.                                                                                                                                             Ребенок представляет себя в роли летчика, который ведет самолет, используя для этого схему маршрута полета.

                

3. «Следопыты»                                                                                                                                                     Цель: развитие навыков ориентировки по схеме пространства (комнаты, парка, стадиона). Оборудование: рисунок схема определенного пространства (комнаты, улицы).                                       Содержание: детям предлагается найти спрятанную в комнате игрушку, используя для этого рисунок схему.                                                                                                                                           Можно предложить одному из детей спрятать игрушку и состaвить рисунок схему комнаты с указанием места, где она нaxoдится, а затем остальным участникам  найти игрушку.

                

        

                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

4. «Разведчики»

Цель: определение направления и его изменение по инструкции.                                                    Оборудование: лист бумаги с «донесением».                                                                      Содержание: по устной или письменной инструкции педагoгa дети находят спрятанное в «тайнике» «важное донeceние».

Пример инструкции:            (Донесение)

1. Встаньте у сцены, повернувшись к ней спиной.                                                                           2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.                                                                                                       З. Повернитесь налево, еще раз налево.                                                                                                              4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди  на уровне твоих глаз. Что вы видите необычного?

5. «Расставим мебель в комнате»    (2 человека)

Цель: учить понимать пространственные предлоги и наречия: рядом, около, далеко, близко; ориентироваться  в микропространстве.                                                                                     Оборудование: лист бумаги, предметные картинки с изображением мебели.              Инструкция:                                                                                                                                                           1. Поставь стол в середине комнаты. Стулья — около стола. Диван — у стены, напротив двери. Одно кресло — слева от дивана, другое — справа. Шкаф слева от двери. Пианино поставь напротив дивана, справа от двери.                                                                                                       2. Что изменилось?  Второй ребенок переставляет предметы мебели, а первый должен  узнать и рассказать, что изменилось.

        

6. «Расставь мебель в кукольной комнате»  

Цель: развитие навыков ориентировки по плану;  соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.                                                                                                  Оборудование: набор кукольной мебели, рисунок  план комнаты.                                                 Содержание: для куклы Кати купили новую мебель. Помоги  ей расставить эту мебель, используя план комнаты. Демонстрируется план и выясняется, какую мебель обозначают условные контуры. Затем дети расставляют мебель по плану комнаты, объясняя при этом свои действия.

 7. «Гдe что лежит»

Цель: формирование понимания пространственных отношений между предметами; использование в речи пространственной терминологии.                                                              Оборудование: различные предметы.                                                                                                Содержание: педагог раскладывает предметы на столе, под столом, около стола и т.д. и предлагает ребенку скaзать, где находится каждый предмет.                                                             Можно попросить ребенка самому расположить предметы по инструкции педагога, объясняя при этом свои действия.                                                                                                                                   Задание можно усложнить, предложив ребенку, используя схему с изображением геометрических фигyр, расставить на столе предметы, соответствующие им по форме, по ходу выполнения объясняя свои действия.

        

        

8. «Расставь мебель в Машиной комнате так же, как в комнате Гномика».

Кукла Маша была в гостях у Гномика и видела, какая мебель стояла в комнате и как она была расставлена. Давайте посмотрим на рисунок комнаты Гномика. Где стоит стол? А где стоит стул? Что стоит рядом со столом? И т. д. Нарисуй схему комнаты (по памяти).

9.  «Составь план комнаты»

У зайчика в домике уютно и тепло, в комнате красивая мебель. Рассмотрите  макет комнаты и составьте  на индивидуальных  листах схему комнаты с помощью геометрических фигур.

C:\Users\Наталья\Desktop\solar-system-coloringpage.gif

10. «Где мой домик?»

Цель: Упражнять в ориентировке с помощью зрения и слуха. Учить понимать простейшую схему пространства.                                                                                                                        Оборудование: «письмо» — схема-путь к конюшне, на которой обозначены ориентиры (дерево, цветок, конура, конюшня) карточки на каждого ребенка с дорожками и ориентирами среди которых 1 — 2 лишние; простые карандаши.                                                                           Содержание:  Помоги лошади найти дорогу домой. Прочитай «письмо» — рассмотри схему пути до конюшни и проведи карандашом дорожку к конюшне на своей карточке. Что сначала встретится на твоем пути, что потом?                                                                                                    «Письмо» - Дорогой друг! Помоги мне добраться до моей конюшни. Я знаю, что по дороге домой, с левой стороны мы увидим светофор,  а с правой большое дерево. Нам нужно дойти до красивой клумбы. Вот мы около дома. За моей конюшней находится большой стадион!

                                                                                                                                                 

C:\Users\Наталья\Desktop\1378_1.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\star-stable-coloring-pages-911423.gifC:\Users\Наталья\Desktop\stable_colouring_page_horses_460_0.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\Quel-type-de-fleurs-sont-adaptes-pour-des-lits-de-fleurs1112232542141.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\i (3).jpgC:\Users\Наталья\Desktop\i (2).jpgC:\Users\Наталья\Desktop\information_items_1503.jpgC:\Users\Наталья\Desktop\1681_1.jpgC:\Users\Наталья\Desktop\Plants-21.gif

        C:\Users\Наталья\Desktop\i (2).jpg

11. «Какой план комнаты соответствует рисунку? Расскажи»

Цель: Совершенствовать умение детей работать со схемами, правильно читать их, рассказывать о местоположении предметов мебели с использованием в речи пространственных терминов (около, на, между, справа, слева, напротив и т. п.).          Оборудование: Детям предложены рисунок комнаты, в которой расположена мебель, и три карточки со схематичным изображением этой комнаты, из которых только одна схема правильная.                                                                                                                                           Содержание: Дети анализируют взаимоположение предметов мебели в комнате, расположение окна, двери, используя при этом пространственные термины: у стены справа, прямо посередине, в правом дальнем углу, рядом и т. п. Затем педагог предлагает выбрать схему комнаты, на которой все предметы расположены в соответствии с рисунком. Дети объясняют, в чем несоответствия в расположении предметов на двух других схемах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста...

Моделирование тематических лэпбуков в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию лэпбук «Театр. Добро пожаловать». Его можно использовать в индивидуальной и совместной деятельности с детьми....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  Занимаясь с детьми, нужно помнить , что задача, стоящая перед воспитателем детского сада,  существенно отличается от задачи учителя школы: гораздо важнее не передать те или иные зна...

Постановка театрализованного представления в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиб...

Познавательное развитие (по развитию элементарных математических представлений) «Космические приключения» с детьми старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие (по развитию элементарных математических представлений)  «Космические приключения» с детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие пространственных представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

Одной из ведущих тенденций в системе воспитания является рост в группах для детей с общим недоразвитием речи количества воспитанников с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максималь...