Программа по формированию графо-моторных навыков у старших дошкольников
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Филимонова Татьяна Михайловна

В программе сформулированы цели, задачи и виды графо-моторной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Программа

По развитию  графо-моторных  навыков у детей старшего дошкольного

                                  возраста 5 -7 лет

Цель  данной программы:  создание условий для развития графо-моторных умений и навыков и зрительно- моторной координации у старших дошкольников.

        

 Задачи развития :

  Двигательной области коры головного мозга:

 формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми)

  умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер

  учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах)

  формирование зрительно-моторных координаций.

Речевой области коры головного мозга:

  формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

 Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

  Развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

  Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирование навыков учебной деятельности:

  умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога

 умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1.  Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.  Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

         Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

        

 

 Виды  графо-моторной деятельности:

  1. Мелкая моторика:

-  работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками, игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др.;  рисование узоров на листе бумаги в клеточку, не отрывая руки от бумаги и не вращая лист.

         - вырезание фигур из бумаги разной сложности.

-   Обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру,  постепенно сжимая радиус обводки.

Маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.

              -   Выкладывание узоров из веревочки.

        2.. Формирование пространственных представлений,    

             рядоположения:  

         - Конструирование

         - Расположи матрешки от большей к меньшей;

        - Пальчиковые игры

        - Штриховки

        - Строить буквы из пальцев, из других предметов;

        - Работа с мелкими предметами

         - Создание изображения по точкам

         -  По пунктирным линиям

         - Выкладывание картинок в правильной последовательности

         - Лабиринты

         - Дорисовывание  симметричных фигур

  1. Развитие графомоторных навыков:

          - Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

          - Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации

             из них.

          - Наклонные прямые линии и комбинации из них.

          -  Рисование орнаментов

          -  Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

          -  Рисование по клеткам предметов сложной формы.

          -  Овладение графической символизацией

          -  Работа по формированию графического образа букв

             (графемы).

           - Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

           - Обведение контуров букв, выполненных пунктиром

         - дописывание букв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"

Творческая работа   с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования

В процессе рисования нетрадиционными техниками у детей развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, все это служит гарантией овладения ребенком письма....

«Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников»

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические ...

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в помощь музыкальному руководителю в формировании музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников"

Данный мастер-класс разработан для педагогов художественно-эстетического развития и музыкальных руководителей, с применением элементов Орф-педагогики...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...