Дополнительная образовательная программа «Рисуем по клеточкам» (мини-программа по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста).
рабочая программа (подготовительная группа)
Актуальность. Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_risuem_po_kletkam_2021-22g.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №38
«Домовенок»
Принято: На педагогическом совете №1 от 30.08.2021 г. | Утверждаю: Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовёнок» |
Протокол №1 от 30.08.2021 г.
| Л.А. Бондарева Приказ № 478 от 30.08.2021 г.
|
Дополнительная образовательная программа
«Рисуем по клеточкам»
(мини-программа по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста).
Программу разработала:
Айзатулина Земфира Туктаровна
Нижневартовск, 2021г
«Рисуем по клеточкам»
Методическая разработка по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность. Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков. Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:
- низкий темп письма;
- быстрая утомляемость при письме;
- неровная, “дрожащая” линия;
- “Угловатое” письмо, трудности в написании овалов;
- слишком сильный нажим;
- трудности в воспроизведении формы графических элементов; несоблюдение размера графических элементов;
- несоблюдение наклона письма;
- большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо;
- нежелание выполнять письменные упражнения;
- сползание букв со строки;
- масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы;
Неуспеваемость в освоении навыков письма оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью. Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений. Исходя из вышеизложенного, появилась необходимость создания методической разработки по формированию у детей 5-7 лет графо-моторных навыков.
Коррекционная деятельность по развитию графо-моторных навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы:
1. Принцип системности. В работе над формированием пальцевой моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к сложным.
2. Принцип доступности. Упражнения отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.
3. Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.
4. Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.
5. Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
6. Принцип креативности. Ребенку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.
7. Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.
8. Принцип единства диагностики и педагогического процесса.
9. Принцип сотрудничества воспитателя и родителя, родителя и ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Главной целью является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов: - произвольного внимания;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе;
- ориентацию в пространстве.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям;
- контроль за собственными действиями.
- В работе используются разные подходы, методы, приемы:
- диагностирование детей;
- организация работы с семьёй;
- организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.
Начинать работу по подготовке руки к письму надо с формирования правильного захвата карандаша. Делается это с помощью специальных пальчиковых игр, упражнений с карандашом.
Перспективное планирование работы в старшей группе
Месяц | № | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность |
Сентябрь | 1 | Учимся ставить точки. | Выкладываем из спичек морковку. Обводим трафареты овощей, вырезаем их. |
2 | Учимся ставить палочки. | Лепим из пластилина фрукты. Ниткография. «Фрукты» (на бархатной основе выкладываем нитками фрукты). | |
3 | Н а п и с а н и е п р я м ы х вертикальных линий | Выкладываем из фасоли грибок. Обводим по контуру, раскрашиваем. | |
4 | Н а п и с а н и е п р я м ы х горизонтальных линий. | Рисуем по пластилину пальчиком. Обводим по точкам, раскрашиваем. | |
Октябрь | 5 | Написание наклонных линий в разном направлении | Сматываем клубки ниток. Объедини предметы в пары при помощи линий. |
6 | Н а п и с а н и е п р я м ы х и наклонных линий. | Составление из них букв. Мозаика « Дерево» (на пластилиновой основе выкладываем из гречки дерево). | |
7 | Нарисуй квадрат. Штриховка квадратов в горизонтальном и вертикальном направлении. | Делаем из проволоки снеговика. Раскрашиваем тот предмет, о котором говорится в загадке (пересекающиеся контуры). | |
8 | Рисование прямоугольников. Штриховка. | Делаем гирлянду из цветных скрепок. Картинка-пластилинка «Новогодняя елка» (выкладываем на контур елки пластилиновые жгутики). | |
Ноябрь | 9 | Рисование треугольников. Штриховка. | Игра «Буквы рассыпались». Выкладываем буквы из риса. Обводим геометрические фигуры по пунктирной линии. |
10 | Р и с о в а н и е ф л а ж к о в . Штриховка. | Р и с о в а н и е ф л а ж к о в . Штриховка. Раскрашиваем орнамент по образцу | |
11 | Рисуем дугу. | Делаем из проволоки елочку. Раскрасить тот предмет, о котором говорится в загадке (пересекающиеся контуры). | |
12 | Р и с у е м п о к л е т о ч к а м п р е д м е т н ы е ф и г у р ы . «Избушка». | На пластилиновой основе рисуем палочкой. | |
Декабрь
| 13 | Р и с у е м п о к л е т о ч к а м предметные фигуры. «Человечек». | Игра «Корм для птиц» (сортируем из общей кучки гречку, рис и семечки). Выкладываем птиц из геометрических фигур. |
14 | Р и с у е м п о к л е т о ч к а м предметные фигуры .«Жук». | Заштриховываем на картинке только насекомых. Играем со счетными палочками. | |
15 | Дорисуй по клеточкам и раскрась. «Ракета». | Выкладываем из счетных палочек ракету и самолет. Пальчиковая гимнастика. | |
16 | Нарисуй по образцу. | Обводим фигуры, не отрывая карандаш от бумаги. Посади каждую бабочку на свой цветок. | |
Январь | 17 | Гра ф и ч е с к и й ди кт а н т п о точкам. «Зайчик». | Делаем из проволоки бабочку. Обводим по точкам, раскрашиваем. |
18 | Графический диктант. «Рыбки». | «Посмотри, кто спрятался в комочке?» (разглаживаем скатанные в шарики листы бумаги с картинками, обводим картинки, заштриховываем их) | |
19 | Нарисуй по образцу. | Рисуем по трафаретам листочки, раскрашиваем их. | |
Февраль | 20 | Нарисуй по образцу. | Выкладываем из риса буквы на пластилиновой основе. |
21 | Д о р и с у й п о к л е т о ч к а м . «Груша». | В ы к л а д ы в а е м б и с е р о м ф р у к т ы н а пластилиновой основе | |
22 | Д о р и с у й п о к л е т о ч к а м . «Морковь». | Раскрашиваем иллюстрации к сказкам. Лепим из пластилина овощи. | |
23 | Рисуем орнамент. | Дорисовываем узор и раскрашиваем его, не выходя за контур | |
Март | 24 | Что это? Нарисуй. | Н и т ко г р а ф и я ( н а б а р х а т н о й о с н о в е выкладываем из ниток елочку). Пальчиковая гимнастика |
25 | Что это? Нарисуй. | Дорисовываем узор и раскрашиваем его, не выходя за контур. | |
26 | Графический диктант. «Елочка». | Игра «Кто где живет?» (обводим по трафарету диких животных, заштриховываем). | |
27 | Графический диктант. «Белка». | Дорисовываем недостающую часть картинки. Соединяем цифры по порядку, чтобы получилась картинка, раскрашиваем ее. | |
Апрель | 28 | Графический диктант. «Робот». | Вырезаем из бумаги зимнюю одежду. Заштриховываем на картинке зимнюю обувь |
29 | Г р а ф и ч е с к и й д и к т а н т . «Чайник». | Лепим из пластилина сказочных птиц. На пластилиновой основе выкладываем рисом фигурку лошадки. | |
30 | Г р а ф и ч е с к и й д и к т а н т . «Цветок». | Рисуем восковыми мелками. Выкладываем из спичек «Домик для скворца». | |
31 | Графический диктант. «Кошка». | Проложи дорожки к любимой еде животных. | |
Май | 32 | Графический диктант. «Ракета». | Помоги парашютистам приземлиться на землю. Раскрась тот предмет, о котором говорится в загадке (пересеченные контуры). |
33 | Графический диктант. «Самолет». Аппликация «Аквариум» (работа с ножницами). | Аппликация «Аквариум» (работа с ножницами). Обводим рисунок по точкам, заштриховываем его. | |
34 | Г р а ф и ч е с к и й д и к т а н т . «Бабочка». | Рисуем картинку «Весна». Выкладываем горохом стрекозу по нарисованному контуру. | |
35 | Графический диктант. «Листок» | Выполняем штриховку различными способами на картинке «Школа». | |
36 | Свободное рисование. | Рисование по интересу. |
Перспективное планирование работы с семьей
Тема | Цель | Срок |
Консультация: «Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя пальчиковые игры» | Рассказать родителям о влиянии м е л к о й м о т о р и к и н а интеллектуальные способности | Сентябрь – октябрь |
Семинар – практикум «Развитие графических умений» | Обучить практическим приемам подготовки ребенка к школе | декабрь-январь |
Родительское собрание «Как помочь ребенку овладеть навыками письма» | Рассказать о трудностях, проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приемах и методах работы февраль-март Советы родителям «Готовим руку к письму» Дать практические советы, которые помогут справляться с учебными заданиями | Февраль- март |
Советы родителям «Готовим руку к письму» | Дать практические советы, которые помогут справляться с учебными заданиями апрель-май Перспективное планирование работы с семьей | Апрель-май |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ТЕСТ №1
Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. Если кисть развита слабо. Ребенок склонен ее фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ТЕСТ №2
О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным.
Диагностика
ФИО ребенка | Ум е н и е ч е т ко в ы п о л н я т ь п а л ьч и ко в у ю г и м н а с т и к у | Ум е н и е в ы п о л н я т ь ш т р и х о в к у, с о б л юдая в с е п р а в и л а | Ум е н и е п р а в и л ь н о в ы п о л н я т ь зв у ко в о й д и кт а н т | Ум е н и е п р а в и л ь н о д е р ж ат ь в р у к е р у ч к у | Ум е н и е о р и е н т ир о в ат ь с я в п р о с т р а н с т в е | С о б л ю д е н и е п р а в и л г и г и е н и ч е с к и х т р е б о в а н и й д л я п и с ь м а | Баллы | % |
Способы проверки знаний, умений, навыков.
3 балла – полностью соответствует критерию
2 балла - частично соответствует критерию
1 балл – не соответствует критерию
ДИАГНОСТИКА
1.Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
2. «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
3. «Загибание пальчиков» (по очереди о загибают пальцы, начиная с мизинца).
4. «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
5. Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
6. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)
7. Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходит педагог. 8. Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.
9. Кроме пальчиковых упражнений используются также различные графические упражнения.
10. Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Можетисправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
11. Детям предлагается обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку, чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.
12. Детям предлагается заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовать разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
Знать гигиенические правила письма | Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. |
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. | уметь правильно держать ручку, карандаш. |
Знать правила штриховки | Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. |
Знать правила работы с тетрадью | Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. |
Знать правила работы с ножницами. | Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. |
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице. | |
Уметь правильно держать ножницы и работать с ними. |
Литература
О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами».
В.Т. Голубь «Графические диктанты».
З.А. Ефанова «Рисуем по клеточкам».
Г.А. Прохорова. «Подготовка руки к письму».
Е.Максимова, О.Рахматуллина,О. Травкина, А. Черных «Готовим пальчики к письму».
О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика».
Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Графический диктант,как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР""
В консультации даны этапы, правила работы с графическими диктантами...
Картотека по развитию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть 1).
Занимательные упражнения способствуют развитию мелкой моторики,готовят руку дошкольника к письму....
Картотека для развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть2)
В помощь педагогам для подготовки руки дошкольника к письму...
Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста методом криоконтраста
Использование криотерапии в развитии графо-моторных навыков...
Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Почему так важно развивать графические умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возникнуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка...
Самообразование "Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Графический диктант, как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отраж...