Экспериментально - исследовательская деятельность как ведущая технология познавательного развития дошкольника
статья

Опыт работа по организации детской экспериментальной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зиновьева Татьяна Викторовна

старший воспитатель

                                                                            МБДОУ детский сад "Радуга"                                         г.Мариинский Посад

Экспериментально - исследовательская деятельность как ведущая технология  познавательного развития дошкольника

Возможности умственного и эмоционального развития детей в дошкольном возрасте значительно выше, чем в школьном. В этом периоде дети успешно познают свойства окружающих их предметов и устанавливают связи и внутренние отношения. У них формируются способности к умению обобщать предметы, делать умозаключения. Обучение в основном происходит в наглядно - образной форме, в процессе обследования предмета или объекта. В ходе такой деятельности создаются проблемные ситуации, которые дошкольник разрешает путем «проб и ошибок»: проводит различные опыты, учится анализировать и делает выводы, умозаключения, самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении, предмете.

В МБДОУ детский сад «Радуга» на протяжении нескольких лет осуществляется работа по организации детской экспериментальной деятельности.

В детском саду оборудованы уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, чтобы они в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

В содержание уголка входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики, различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки. Не все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования мы постоянно пополняем наши уголки. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Организуя детское экспериментирование, мы пришли к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода.

Одними из требований к содержанию разрабатываемых занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.

Педагоги детского сада используют как и готовые разработки занятий из опыта работы своих коллег, так и самостоятельно разрабатывают конспекты для специально организованных занятий по экспериментированию. Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы. Особенно интересным для детей является экспериментирование во время прогулки: так, замечаем, что снег мягкий, он лепится, можно собрать в формочки, а можно слепить снежную бабу и т.д.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию проводятся с младшей группы. С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ, знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. Узнают об источниках света, звука, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки», где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. «Какая она Капелька»: знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени»: знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки»: даем представление о том, что лед — это замороженная вода. В этом возрасте дошкольники постепенно учатся прогнозировать результаты своих действий: «Что получится, если мы поставим воду в морозильник?» Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе дошкольники учатся практически осваивать свойства и качества различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

Так педагогами детского сада был проведен творческий познавательно-исследовательский мини-проект «Где-то на белом свете...» Из презентации дети узнали, что белый медведь – один из самых крупных хищников, обитающих на суше. Познакомились с условиями, в которых обитают белые медведи, и почему им комфортно в этих условиях, узнали об особенностях кожи и шерсти и т. д. Убедиться в этом, дошколятам помогла исследовательскую деятельность. Сначала провели опыт «Тонет – не тонет» и наглядно убедились, что лед плавает. Затем приступили к следующему опыту с жиром «Почему белый медведь не мерзнет зимой» и раскрыли главную тайну белого медведя!

С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на солнце); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему» (на основе сказки «Три поросенка»). Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха, их значении, о видах и свойствах тканей, узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.
Так же учим детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

В процессе экспериментирования прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, значительно усложняются эксперименты по содержанию и методике проведения. Так в старшей группе был проведен познавательно-исследовательский мини-проект «Юный космонавт» в форме космического путешествия. Ребята с интересом посмотрели эксперимент «Космическая ракета», узнали, что такое «реактивное движение» и что его можно объяснить, используя закон сохранения импульса.

В старшем дошкольном возрасте инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например: "Сегодня мы посадили лук, подумайте, каким он будет через 10 дней". Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Еще одним примером задания на прогнозирование результатов может быть: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал». Стимулируем детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы рекомендуем родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляем наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группах.
После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Организация экспериментальной деятельности — это мощный стимул в развитии детей и совершенствовании педагогического мастерства.

В результате плодотворной проектной деятельности в области экспериментирования в 2017 году педагоги МБДОУ детский сад «Радуга» стали победителями в муниципальном конкурсе уголков экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование проектно – исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников".

Использование проектно-исследовательской деятельности в социально - коммуникативном развитии дошкольников....

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Выступление на ПС "Использование проектно - исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"

quot;Использование проектно - исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....

«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

План по самообразованию воспитателя детского сада "Использование новых технологий экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников»

План по самообразованию на тему " Использование новых технологий экспериментально-исследовательской деятельности в экологтческом воспитании старших дошкольников"...