Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик, песочной терапии, логоритмики и т.д.). Воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты дошкольной организации работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_praktiki_mbdou_no_46_kansk.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание практики МБДОУ № 46
1. Муниципальное образование: город Канск Красноярского края
2. Полное наименование образовательной организации (согласно Уставу): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
3. Краткое наименование образовательной организации (согласно Уставу): МБДОУ № 46
4. Авторский коллектив: Шорохова Юлия Рафаэльевна, педагог-психолог; Брындина Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель; Селюкова Татьяна Николаевна, воспитатель; Тимофеева Татьяна Александровна, старший воспитатель.
5. Описание практики:
5.1. Название практики: Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации.
5.2. Краткое описание практики:
Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 - 2025 годы (далее - Концепция) раскрывает цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования, а также приоритетные направления и механизмы реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ.
В рамках реализации данной Концепции в дошкольной организации разработана модель инклюзивного образования, в рамках которой организуется эффективное взаимодействие педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик, песочной терапии, логоритмики и т.д.).
Воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты дошкольной организации работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
5.3. Сфера применения: образовательная деятельность;
в рамках какого возраста применяется практика.
Модель взаимодействия педагогов реализуется в рамках индивидуальной и групповой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-7 лет.
5.4. Опишите проблему, на решение которой направлена данная практика.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, проблемы социально-коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки своей деятельности в другие жизненные ситуации. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных, комбинированных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольной организации на интегративной основе. Созданная в дошкольной организации модель взаимодействия педагогов направлена на создание единого коррекционно-образовательного пространства вокруг ребенка с ОВЗ, на повышение собственной профессиональной компетентности и компетентности коллег, на снятие противоречий и изменение родительских установок.
5.5. Опишите целевую группу, для которой применяется данная практика.
Целевая группа:
- дети 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья, посещающие группы комбинированной направленности;
- педагоги;
- родители.
5.6. Опишите, какие педагогические ценности лежат в основе данной практики.
Представляемая модель взаимодействия педагогов включает четыре этапа:
1 этап – диагностический. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии здоровья, изучаются психические и речевые особенности развития ребёнка. На основе полученных результатов обследования выделяются факторы риска и определяются те стороны развития, которые требуют особого внимания.
2 этап - организационно-методический. Реализуя данный этап, педагоги разрабатывают совместный план коррекционно-развивающих занятий; обсуждают и согласовывают направления, методы, приемы коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с ОВЗ; составляют индивидуальной образовательный маршрут развития ребёнка.
Результатом взаимодействия педагогов на данном этапе является план взаимодействия и индивидуальная адаптированная программа ребенка с ОВЗ.
3 этап – коррекционно-развивающий. Практическая коррекционно-развивающая деятельность педагогов с детьми, основанная на преемственности и взаимодействии всех специалистов. На данном этапе также организуется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством разнообразных форм взаимодействия (мастер-классы, семинары-практикумы, педагогические и психологические гостиные, открытые просмотры образовательной деятельности с последующим анализом всеми участниками).
Предполагаемый результат: повышение уровня развития детей; повышение уровня профессионально компетентности педагогов.
4 этап – аналитический. На данном этапе осуществляется совместная оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, анализ динамики развития ребёнка, определение задач и направлений на следующий период.
Предполагаемым результатом является определение эффективности коррекционно-развивающей работы.
5.7. Кто реализует данную практику.
В реализации модели участвуют воспитатели групп комбинированной направленности, специалисты дошкольной организации (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и другие специалисты).
Каждый участник выполняет определенные функции в реализации модели.
Участники (специалисты) | Функции взаимодействия |
Учитель-логопед | Определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключения. Участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционно-логопе-дического сопровождения. Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по коррекции речевых нарушений. Организует работу по повышению компетентности родителей, педагогов в форме консультаций, семинаров, мастер-классов, презентаций по теме инклюзивного образования. |
Педагог-психолог | Осуществляет психолого-педагоги-ческое сопровождение образователь-ного процесса с детьми ОВЗ, консультирует родителей и педагогов, участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционно-психоло-гического сопровождения. |
Учитель-дефектолог | Ведет коррекционно-развивающую работу с детьми, консультирует родителей и педагогов, участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционного сопровождения. |
Воспитатель | Участвует в разработке АООП, АОП. Организует развивающую предметно-пространственную, образовательную среду в соответствии с потребностями детей ОВЗ и требованиями ФГОС ДО. Применяет современные образова-тельные технологии, способствующие решению актуальных задач развития детей, в том числе с ОВЗ. Проводит открытые занятия, меро-приятия, мастер-классы, презентации, консультации для педагогов и родителей. Организует индивидуальную консультационную работу с родителями детей с ОВЗ. |
Музыкальный руководитель | Осуществляет музыкальное развитие дошкольников в рамках реализации целей и задач АОП, организует работу по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». |
Инструктор по физической культуре | Осуществляет физическое развитие дошкольников в рамках реализации целей и задач АОП, организует физкультурно-оздоровительную работу. |
5.8. Степень участия воспитанников и категория воспитанников, участвующих в практике.
Модель взаимодействия направлена на коррекционно-развивающую работу в группах комбинированной направленности. В дошкольной организации 4 комбинированные группы, которые посещают 14 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие заключение ПМПК.
Реализация модели показывает, что главным направлением в деятельности педагогов дошкольной организации становится ориентир на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнёров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации, обучения и творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создаёт условия, в которых каждый ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.
Кроме индивидуальных занятий со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) предусмотренных адаптированной программой, все дети с ОВЗ включены в жизнедеятельность группы наравне с остальными детьми, участвуют в проектной деятельности, в развлечениях, праздниках, очных и заочных конкурсах и фестивалях. Данные мероприятия способствуют позитивной социализации и повышению самооценки детей.
5.9. Степень вовлечения родителей.
Многолетняя практика показывает, что только осознанное и активное включение родителей в совместный процесс воспитания и образования, преодоление их дистанцирования от решения проблем ребенка позволяет значительно повысить результативность коррекционно-развивающей и образовательной работы.
В дошкольной организации практикуются разные формы включения родителей в образовательный и воспитательный процесс: - совместная продуктивная и творческая деятельность (проекты, социальные акции, праздники, выставки, конкурсы) помогает раскрыть индивидуальные способности ребенка, мотивирует активную родительскую позицию и обеспечивает эмоциональное благополучие в семье; - непосредственное участие родителей в образовательном процессе (посещение занятий в группе, присутствие и участие в индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях у специалистов), когда выполняя вместе с ребенком задания и оказывая ему необходимую помощь, родители лучше понимают образовательные потребности своего ребенка и какие условия необходимы для более успешного обучения; - родительская гостиная в форме: мастер-класса, презентации семейного опыта.
5.10. Этапы и содержание профессиональных действий при реализации практики.
1. Анализ квалификации педагогов, комплектации развивающей предметно-пространственной среды, образовательных программ и технологий, которые реализуются в дошкольной организации на соответствие их поставленным целям.
2. Знакомство с семьями и детьми с ОВЗ (с новыми заключениями на начало учебного года).
3. Первичная и итоговая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с ограниченными возможностями.
5. Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и методическое обеспечение образовательного и коррекционно-развивающего процесса.
6. Повышение профессиональной квалификации воспитателей и специалистов.
7. Организация сетевого взаимодействия с организациями-партнерами (Центр Диагностики и Консультирования г. Канска, краевой филиал Центра Диагностики и Консультирования на базе детского дома им. Гагарина г. Канска, дошкольные организации г. Канска в рамках городских методических объединений).
5.11. Какое время необходимо на реализацию практики и каждого этапа.
Модель взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, включающую диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка. Содержание деятельности во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому представленная модель имеет цикличный характер и реализуется в течение всего учебного года. 5.12. Какие условия необходимы для реализации данной практики: 1. Готовность всех участников к продуктивному и эффективному взаимодействию (старший воспитатель, воспитатели, специалисты, родители).
2. Достаточный уровень подготовки всех участников (прохождение курсов повышения квалификации, регулярное изучение методической литературы, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом и его предъявлению педагогическому сообществу).
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающей всем детям, в том числе с ОВЗ, возможность в ней развиваться.
4. Методически грамотное оформление процесса реализации модели (ведение документации).
5.13. Опишите, какие средства используются при осуществлении данной практики.
Содержание коррекционно-развивающего процесса реализуется в разных формах образовательной деятельности: индивидуальная образовательная деятельность; индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми; фронтальная непосредственно образовательная деятельность; праздники, конкурсы, проектная деятельность.
Специалисты и воспитатели групп комбинированной направленности используют весь комплекс методов и приёмов, которые могут рассматриваться как психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности ребенка с ОВЗ.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание занятий, планируется согласно составленному индивидуальному плану. По результатам занятий специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой знакомятся другие специалисты. Воспитателям группы и родителям выдаются рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Фронтальные формы организации активности детей решают познавательные и социальные задачи. Организуется такая форма через игровую, проектную, исследовательскую и продуктивную деятельности. Для этого используют авторские программы и технологии Н.П. Гришаевой, Л.В. Свирской.
При организации коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ применяются эффективные технологии по развитию всех компонентов речи дошкольников и коррекции речевых дефектов Н.В. Нищевой. Для развития эмоционально-волевой сферы и навыков сотрудничества используются программы и методики Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, Н.П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь», Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой «Азбука общения», Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии», Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми», О.Ю. Епанчинцевой «Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр». Для профилактики и преодоления речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой применяется «Логоритмика» А.Е. Вороновой, М.Ю Картушиной, Е. Железновой.
Систематически используются приемы дыхательной гимнастики, динамические паузы, физкультурные минутки, пальчиковые и артикуляционные игры.
5.14. Опишите, на какие результаты направлена практика, какими инструментами и методами она оценивается.
Результаты:
1. Разработана и реализуется модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации.
2. Разработана система программно-методического, нормативного и информационного обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
3. Коррекционная работа для детей с ОВЗ осуществляется посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом (другими специалистами) в соответствии с заключением ПМПК, образовательными потребностями ребенка и семьи.
4. Дети с ОВЗ включены в образовательный процесс, в мероприятия дополнительного образования и культурно-досуговые мероприятия совместно с другими детьми.
К индикаторам измерения результативности реализации модели относятся:
- наличие и успешное внедрение модели взаимодействия педагогов в работе с детьми с ОВЗ;
- эффективная реализация адаптированных основных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ;
- комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- наличие универсальной безбарьерной среды;
- своевременное повышение квалификации и совершенствование профессиональной компетентности педагогов;
- наличие межведомственного взаимодействия;
- качественное консультирование всех участников образовательных отношений;
- наличие мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ (карта развития ребенка);
- наличие обратной связи с родителями, в том числе с родителями детей с ОВЗ;
- результативное участие педагогов в методических мероприятиях, обмен опытом по работе с детьми с ОВЗ на разном уровне.
5.15. Перспективы развития практики.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка представляет собой комплекс мероприятий: логопедическую коррекцию коммуникативно-речевого развития, психологическое сопровождение, коррекционно-развивающую работу воспитателей, музыкально-коррекционную работу, коррекционно-развивающую деятельность родителей.
Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех педагогов и специалистов дошкольной организации.
5.16. Какие профессиональные качества необходимы педагогу для реализации данной практики:
- знать теоретические основы и владеть практическими технологиями, методами и средствами коррекционной работы;
- уметь сопровождать и поддерживать ребенка, направляя в процессе его деятельности, позволяя ему самостоятельно сделать свои выводы, принимать и уважать точку зрения ребенка, не навязывая при этом своего собственного мнения;
- быть готовым к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, проявлять компетентность в обобщении и распространении педагогического опыта;
- уметь найти подход к детям, родителям, коллегам;
- быть творческим человеком.
6. Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации:
https://doy46.kansk24.ru/index.php/2014-11-07-03-32-57/dostupnaya-sreda
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)
Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...
Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023
quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...