Адаптация образовательной программы как условие обеспечения качественного доступа к образованию ребенка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме
В соответствии с приказом от 09.09.2013 №225 "Об исполнении резолюции городского августовского педагогического совещания работников системы образования г.Нижневартовска" представляла опыт работы в рамках проведения методических мероприятий в 2013-2014 учебном году (Отчёт о выполнении резолюции августовского педагогического совещания работников системы образования в 2013 году)
Актуальным вопросом в дошкольной педагогике остается инклюзивное образование, а именно создание универсальной безбарьерной среды в ДОО для детей с ОВЗ. В 2014 году на заседании РМЦ: «Управление реализацией инклюзивного образования в ДОУ. Специфика организации работы с детьми с ОВЗ» мною был представлен опыт работы на тему: «Адаптация образовательной программы как условие обеспечения качественного доступа к образованию ребенка с ОВЗ».
В своем докладе я познакомила педагогов с рабочей учебной программой для детей с ТНР. Постаралась подробнее пояснить слушателям специфику работы с детьми с нарушениями речи, а также структуру планирования обрзовательной работы с детьми данной категории. Более подробно остановилась на таблицах планирования образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие".
Данный материал размещен на сайте МБУ "Центр развития образования" г. Нижневартовска для использования другими педагогами с целью оптимизации деятельности воспитателей с детьми с ОВЗ. Опыт был рекомендован к использованию по разработке рабочей учебной программы для детей с ОВЗ (Протокол заседания)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (Планируемые результаты освоения ООП ДО)
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональное™, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование работы по развитию речи детей
Уче нед. | Тема | Содержание базовой программы (по разделам) | Методические приемы | Коррекционная работа | ||||||||||||
Формирование словаря | Грамматический строй речи | Связная речь | Воспитательная задача | |||||||||||||
1 | День знаний. Школа. Школьные принадлежности | Активизировать словарь детей за счет глаголов, существительных, относительных прилагательных. | Упражнять в согласовании слов в предложении. Учить подбирать (по образцу) однокоренные слова к заданному слову. | Развивать умение составлять предложения по картинкам. | Воспитывать у детей желание обучаться в школе. | - Игровая мотивация - Беседа о школе - Д/и «Подскажи словечко» - Д/и «Семейка слов» - Д/и «Из чего какой?» - Д/и «Мой-моя- мои» - Д/у «Подбери признаки, действия» -Д/и «Придумай предложение» по картинке | - Пальчиковая гимнастика «Семь вещей у нас в портфеле» - Координация движений «Переменка» | |||||||||
2 | Детский сад. Игрушки | Активизировать словарь детей за счет глаголов, существительных, прилагательных. | Развивать умение детей употреблять существительные в родительном падеже. | Учить составлять описательный рассказ о любимой игрушке по схеме. | Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | - Игровая мотивация - Д/и «Кто работает в детском саду?» -Д/и «Похвальбушки» - Д/и «Чудесный мешочек» -Д/и «Скажи какая?» -Д/и «Назови части» -Д/и «Чего нет?» -Д/и «Составь рассказ»
| Пальчиковая гимнастика «Игрушки» -Упражнение на развитие общей моторики «Буратино» |
Примерное тематическое планирование работы по формированию интереса к художественной литературе
Учебная неделя | Лексическая тема | Тема занятия, цель | Методические приемы | Коррекционная работа |
1 | День знаний Школа Школьные принадлежности | Чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок» Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. | Чтение, беседа по содержанию, упражнение «Я начну, а вы закончите» | - Проговаривание некоторых строк из произведения - Физминутка «Девочки и мальчики» -Мимические упражнения «Покажи настроение» |
2 | Детский сад Игрушки | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик» Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе. | Чтение, рассматривание иллюстраций к сказке, д/и «Что такое хорошо», д/у «Подбери образное слово», творческое задание «Мои семь желаний» | - Проговаривание строк часто встречающихся в сказке (Лети, лети лепесток…) - Пальчиковая гимнастика «На большом диване в ряд ..» - Развитие общей моторики «Подарки» |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие»
Примерное тематическое планирование работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями среднего дошкольного возраст в группе компенсирующей направленности № 9 на 2014 – 2015 учебный год
Учебная неделя | Тема | Содержание базовой программы (по разделам) | Методические приемы | Коррекционная работа | |||
Формирование словаря | Грамматический строй речи | Связная речь | Воспитатель- ная задача | ||||
1-я | Давайте дружить. Детский сад | Развивать пони-мание речи, по-мочь запомнить имена сверстни-ков, показывать и называть их. | Упражнять в упот-реблении в речи личных местоиме-ний, существитель-ных с уменьшитель-но-ласкательными суффиксами. | Формировать умение отве-чать на вопро-сы педагога. | Воспитывавать умение слу-шать взрослого | - Игровая мотивация «К нам пришел Ваня» -Д/у «Давайте позна- комимся» -Д/у «У кого Ваня?» - Д/у «Назови себя ласково» - Д/и « Кто ушел?» | - Пальчиковая гим- настика «Дружба» - Физминутка «Де-вочки и мальчики» - Мимические уп-ражнения «Покажи настроение» |
2-я | Детский сад. Игрушки | Расширять сло-варный запас де-тей (названиями, признаками и дей-ствииями). | Развивать умение образовывать суще-ствительные роди-тельного падежа множественного числа, уменьшитель-но-ласкательные существительные. | Учить детей четко отвечать на вопросы. | Воспитывавать умение слу-шать взросло-го. | -Игровая мотивация -Д/и «Что это?» -Д/и «Чего много в детском саду?» -Д/и «Скажи ласково» -Д/и «Прятки» | - Пальчиковая гим-настика«Игрушки» - Развитие общей моторики «Мячик» |
3-я | Человек. Части тела | Учить детей пока-зывать и называть части тела, акти-визировать в речи глаголы. | Упражнять в образо-вании существитель-ных множественного числа, с уменьшите-льно-ласкательными суффиксами. | Учить отвечать на вопросы, составлять предложения на наглядном материале. | Воспитывать умение слу-шать сверстни-ка, не переби-вая его. | -Игровая мотивация - Д/и «Найди и покажи» - Д/и «Один-много» - Д/и «Назови ласко-во» - Д/и «Я начну, а ты закончи» | - Пальчиковая гим-настика «В гости к пальчику большо-му» - Развитие слухово-го восприятия «По-хлопаем – потопа-ем» -Гимнастика для глаз |
4-я | Собираем урожай. Овощи | Закреплять в активном словаре названия овощей, учить подбирать слова – признаки. | Развивать умение согласовывать при-лагательные с суще-ствительными, обра-зовывать существи-тельные множест-венного числа, с уменьшительно-лас-кательными суффик-сами. | Учить детей составлять простые пред-ложения. | Воспитывать умение добро-желательно об-щаться со свер-стниками. | -Игровая мотивация - Д/и «Покажи и назови» -Д/и «Один – много» - Д/у «Назови ласко-во» - Д/и «Собери уро-жай» - Д/и «Найди по описанию» (мнемо-таблица) | - Пальчиковая гим-настика «У Ларис-ки…», «Капуста» - Развитие общей моторики «Уро-жай» - Пластический этюд «Уборка уро-жая» |
5-я | Фрукты | Закреплять в активном словаре названия фруктов, учить подбирать слова – признаки. | Упражнять в образо-вании существите-льных множествен-ного числа, с умень-шительно-ласкатель-ными суффиксами, относительных при-лагательных. Развивать умение согласовывать при-лагательные с су-ществительными. | Формировать умение отве-чать на вопро-сы, учить сос-тавлять прос-тые распрост-раненные пред-ложения. | Воспитывавать умение слу-шать взрослого и сверстников. | -Игровая мотивация - Д/и «Магазин» - Д/и «Большой – маленький» -Д/и «Назови какой» - Д/и «Собери кар-тинку» - Д/у «Я люблю сок…» - Д/и «О каком фрук-те можно сказать?» | - Пальчиковая гим-настика «Компот» - Развитие общей моторики «В саду фрукты мы срыва-ли…» |
6-я | Сказка «Репка» | Активизировать в речи слова - наз-вания овощей и фруктов, правиль-но по смыслу подбирать качест-венные характе-ристики (согласно схеме). | Упражнять в образо-вании существите-льных родительного падежа; множествен-ного числа; с умень-шительно-ласкатель-ными суффиксами. | Упражнять де-тей в составле-нии простых трехсловных предложений, развивать уме-ние пересказы-вать сказку, ис-пользуя модели | Помогать де-тям доброжела-тельно общать-ся со сверстни-ками. | -Игровая мотивация -Д/и «Один - много» - Д/и «Назови ласко-во» - Д/и «Во саду ли, в огороде» - Д/и «Прятки» - Д/и «Кто за кем?» - Пересказ сказки, используя модели | - Пальчиковая гим-настика «Этот пальчик дедуш-ка…» - Развитие жева-тельно-артикуляци-онных мышц «Жу-ем репку» |
7-я | Осень | Активизировать в речи детей при-лагательные и глаголы. | Упражнять в слово-образовании (сущ. во мн. числе), согла-совывать существи-тельные и прилага-тельные. Развивать умение употреблять в речи предлоги. | Учить детей отвечать на вопросы, под-держивать диа-лог, составлять сравнительный рассказ с по-мощью педаго-га. | Воспитывавать умение слу-шать взрослого и сверстников. | -Игровая мотивация - Д/и «Чего много» - Д/и «Доскажи сло-вечко» - Д/и «Назови дейст-вие» - Д/и «Назови какие листья осенью» - Д/и «Листопад» (предлоги) - Совместное состав-ление рассказа «Осенью» (по пей-зажной картине) | - Развитие общей моторики «Дождик» - Пальчиковая гим-настика «Осенние листья» - Речевое дыхание «Ветерок» |
8-я | Деревья (ель, берёза) | Расширять сло-варный запас де-тей названиями деревьев. Учить по смыслу подбирать качест-венные характе-ристики (исполь-зуя схему). | Упражнять в образо-вании существитель-ных родительного падежа; множествен-ного числа; с умень-шительно-ласкатель-ными суффиксами. Развивать умение использовать пред-логи в речи. | Развивать уме-ние согласовы-вать слова в предложении, умение всту-пать в диалог со взрослым. | Помогать де-тям доброжела-тельно общать-ся со сверстни-ками. | -Игровая мотивация - Д/и «Деревья» - Д/и «С какой ветки детки?» - Д/и «Назови ка-кой?» -Д/и «Один-много» - Д/и «Прятки» (предлоги) - Д/и «Расскажи о дереве» | - Развитие общей моторики «Листоч-ки» - Пальчиковая гим-настика «Осенние листья» - Психогимнастика «Маленькое дерев-це» |
9-я | Одежда | Расширять, акти-визировать и уточнять словарь детей по теме (названиями, признаками и дей-ствиями). | Упражнять в образо-вании существитель-ных родительного и винительного паде-жа; с уменьшитель-но-ласкательными суффиксами. | Учить детей составлять не-большой рас-сказ-описание об одежде с по-мощью взрос-лого. | Помогать де-тям доброжела-тельно общать-ся со сверстни-ками. | -Игровая мотивация Д/и «Две сестрички» -Д/у «Большая и ма-ленькая» -Д/и «Как ухаживать за одеждой?» -Д/и «Что надела Таня?» - Д/и «Чего нет у Вани?» -Совместное составление рассказов по схеме. | - Развитие интона-ционной выразите-льности речи «Где мой пальчик?» -Развитие дыхания «Укололи пальчик» - Пальчиковая гим-настика «Гномики-прачки» - Пластический этюд «Мама одева-ется на работу» |
10-я | Обувь | Расширять, активизировать и уточнять словарь детей по теме (названиями, признаками и дей-ствиями) | Упражнять в слово-образовании (сущ. во мн. числе), согласо-вывать существи-тельные и прилага-тельные. Развивать умение употреблять в речи предлоги. | Развивать уме-ние согласовы-вать слова в предложении, умение всту-пать в диалог со взрослым. | Воспитывать умение добро-желательно об-щаться со свер-стниками. | -Игровая мотивация - Д/и«Назови прави-льно» Д/и «Один – много» - Д/и «Разноцветная обувь» - Д/и «Убираем обувь» - Д/и «Оденемся на прогулку» | - Пальчиковая гим-настика «Сколько обуви у Вани…» - Развитие речевых навыков «Сапож-ник» |
11-я | Домашние животные | Активизировать в речи слова-назва-ния животных, употреблять в ре-чи прилагатель-ные, глаголы. | Упражнять в обра-зовании существи-тельных множест-венного числа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать умение согласовывать существительные и прилагательные. | Учить состав-лять описатель-ный рассказ о домашних животных по схеме. | Воспитывать умение добро-желательно общаться со сверстниками. | - Игровая мотивация - Д/и «Назови, кто это» - И/у «Кто как голос подает?» - Д/и «Назови части тела» -И/у «Один – много» - Д/и «Большой – маленький» - Д/и «Кто где жи-вет?» - Д/и «Кто что лю-бит» - Д/и «Загадай загад-ку»(составление описательных рас-сказов) | - Пальчиковая гим-настика «Наша ко-шечка играет» - Развитие общей моторики «Теле-нок» - Мимические уп-ражнения «Плачет киска в коридоре» |
12-я | Домашние животные и их детеныши | Уточнять и рас-ширать словар-ный запас назва-ниями, обзначаю-щими животных и их детенышей. Активизировать в речи детей глаго-лы и прилагатель-ные. | Упражнять в образо-вании существитель-ных множественно-го числа, родитель-ного падежа; упот-реблении в речи антонимов и предло-гов. | Развивать уме-ние согласовы-вать слова в предложении, умение всту-пать в диалог со взрослым и сверстниками. | Помогать детям доброжела-тельно общать-ся со сверстни-ками,выражать свою точку зрения. | - Игровая мотивация - Д/и «У кого кто?» - Д/и «У кого что?» - Д/и «Найди котен-ка» - Д/и «Кого не ста-ло?» - И/у «Кто позвал тебя, узнай» - Д/и «Сравни» | - Упражнение для жевательно-артику-ляционных мышц «Корова и теленок жуют жвачку» - Плсатические этюд «Добрые излые кошки» |
13-я | Домашние птицы | Уточнять и рас-ширать словар-ный запас назва-ниями домашних птиц. Активизи-ровать в речи гла-голы. | Учить образовывать существительные множественного числа, с помощью суффиксов –онок-, -енок-. Развивать умение употреблять предлоги в речи (на, под, около). | Продолжать учить согласо-вывать слова в предложении. | Воспитывать культуру обще-ния. | - Игровая мотивация - Д/и «Кто это?» - Д/у «Что есть у птицы?» - Д/и «Кто у кого?» - Д/и «Кто как голос подает?» - Д/и «На птичьем дворе» - Д/и «Найди цып-ленка» - Д/и «Что делает?» | - Пальчиковая гим-настика «Гуси-гу-си» - Развитие общей моторики «Наши уточки с утра» - Развитие речевого дыхания и голоса -звукоподражание |
14-я | Сказка «Курочка Ряба» | Активизировать в речи слова – наз-вания домашних птиц, глаголы, прилагательные. | Развивать умение образовывать суще-ствительные роди-тельного падежа, согласовывать слова в предложении. | Упражнять де-тей в состав-лении простых трехсловных предложений, развивать уме-ние пересказы-вать сказку. | Помогать де-тям доброжела-тельно общать-ся со сверстни-ками,выражать свою точку зре-ния. | -Игровая мотивация - Рассматривание иллюстраций к сказ-ке - Д/и «Что делает?» -Д/и «Какой, какая?» - Д/и «Кого нет?» - Пересказ сказки, используя модели (ТРИЗ) | - Развитие общей моторики «Вышла курочка гулять» - Пальчиковая гим-настика «Клюем зернышки» |
15-я | Зима | Активизировать в речи детей прила-гательные и гла-голы, характери-зующие зиму, зимние явления. | Упражнять в согла-совании существи-тельных с прилага-тельными. | Упражнять де-тей в составле-нии простых трехсловных предложений, развивать фра-зовую речь. | Воспитывать культуру об-щения. | -Игровая мотивация - Д/и «Загадки-отгад-ки» - Д/и «Расскажи о снежинке» - Д/и «Каким быва-ет?» - Д/и «Закончи пред-ложение» - Д/и «Составь пред-ложение по опорным картинкам» - Д/и «Хорошо – плохо» (ТРИЗ) | - Пальчиковая гим-настика «Снежок» - Развитие общей моторики «Мы во двор пошли гу-лять…» - Развитие дыхания «Подуй на снежин-ку» |
16-я | Зима | Уточнять и рас-ширять словар-ный запас по те-ме существитель-ными, прилага-тельными, глаго-лами. | Упражнять в упот-реблении родитель-ного падежа сущест-вительных. | Учить детей составлять не-большие рас-сказы из лич-ного опыта по плану, предло-женном воспи-тателем. | Воспитывать умение добро-желательно об-щаться со свер-стниками и взрослыми. | -Игровая мотивация - Д/и «Кто как зи-мует?» - Д/и «Чего нет?» - Д/и «Чем похожи и не похожи?» - Д/и «Что можно де-лать зимой?» - Составление плана рассказа | - Развитие речевого дыхания «Вьюга» - Пальчиковая гим-настика «Снежок» - Развитие общей моторики «Мы во двор пошли гу-лять…» |
17-я | Новый год Зимние забавы | Активизировать в речи прилагатель-ные, глаголы, на-речия, предлоги о новогоднем праз-днике, зимних развлечениях. | Учить образовывать существительные в форме родительного падежа множествен-ного числа (игрушек, мишуры), употреб-лять в речи предло-ги. (Зайчик прыгает под елкой.) | Развивать уме-ние детей ак-тивно участво-вать в беседе, отвечать на во-просы по со-держанию кар-тинок, состав-лять простые предложения, небольшой рас-сказ. | Воспитывать умение выслу-шивать и уточнять ответы,подбирать слова, более точно отражающие особенность явления. | - Игровая мотивация - Загадки - Д/и «Что на ёлке, а что (кто) под ёл-кой?» - Д/и «Назови, какая игрушка, елочка?» - Д/и «Один–много» - Д/и «Что можно слепить из снега?» - «Живой рассказ» (составление расска-за по опорным кар-тинкам) | - Пальчиковая гим-настика «Мы во двор гулять ходи-ли» - Пластические этюды «Зимние забавы» - Пальчиковая гим-настика «Елочка» |
18-я | Дикие животные | Расширять и уточ-нять словарь о ди-ких животных. Упражнять в под-боре слов-призна-ков и действий. | Развивать умение согласовывать суще-ствительные с при-лагательными, под-бирать предметы к признакам. Упраж-нять в образовании существительных с уменьшительно-лас-кательными суффик-сами; форм родите-льного падежа. | Учить детей составлять ко-роткие описа-тельные рас-сказы по схеме. | Воспитывать умение добро-желательно об-щаться со свер-стниками. | - Игровая мотивация - Д/и «Назови кто это» -Д/и «Назови семью» - Д/и «Кто, где жи-вет?» -Д/и «Какой, какая?» - Д/и «У кого что?» - Д/и «Узнай живот-ное» -Составление расска-зов детьми | - Координация речи и движения «Зай-ки» - Пальчиковая гим-настика «Сидит белка на тележке» |
19-я | Сказка «Колобок» | Активизировать в речи слова – наз-вания диких жи-вотных, их дете-нышей. | Упражнять в образо-вании существитель-ных множествен-ного числа, форм родительного падежа | Учить детей пересказывать сказку с по-мощью моде-лей. Знать и называть геро-ев сказки, усво-ить последо-вательность их действий. | Воспитывать культуру обще-ния, интерес к русским народ-ным сказкам. | - Игровая мотивация -Рассказывание сказки, используя модели - Обсуждение персо-нажей-моделей - Д/и «У кого кто?» (мн. число) - Д/и «Кого не ста-ло?» - Пересказ сказки с помощью моделей | - Физминутка «Зай-чик» - Пальчиковая гим-настика «Сидит белка на тележке» - Развитие речевого дыхания и голоса «Пирожок» |
20-я | Профессии | Обогащать лекси-ку словами – наз-ваниями профес-сий, их трудовы-ми действиями и предметами. Активизировать в речи глаголы. | Развивать умение согласовывать суще-ствительные с при-лагательными. | Упражнять де-тей в состав-лении простых предложений, развивать фра-зовую речь. | Воспитывать умение добро-желательно общаться со сверстниками и взрослыми. | - Игровая мотивация - Д/и «Кто это?» - Д/и «Кто что делает?» - Д/и «Кому, что нужно для работы?» - Д/и «Путаница» - Д/у «Загадай загад-ку» (составление предложений) - Д/у «Кем ты бу-дешь?» | - Физминутка «Шо-фер» - Пальчиковая гим-настика «Дайте по-вару продукты…» - Чистоговорка «Покупки» |
21-я | Инструмен-ты | Расширять и уточ-нять словарь об инструментах. Упражнять в под-боре слов- дейст-вий. | Упражнять в образо-вании существите-льных множествен-ного числа, форм родительного падежа | Упражнять де-тей в состав-лении простых предложений, развивать фра-зовую речь. | Воспитывать умение выслу-шивать и уточнять ответы,подбирать слова, более точно отражающие особенность предмета. | - Игровая мотивация - Д/и «Помощники» -Д/и «Один–много» - Д/и «Чьи инстру-менты?» - Д/и «Чего нет?» - Д/и «4 лишний» - Д/и «Закончи пред-ложение» | - Пальчиковая гим-настика «Молотком стучу, стучу…» - Гимнастика для глаз (пила) - Психогимнастика «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» |
22-я | Транспорт | Активизировать в речи слова – наз-вания транспорта, транспортных профессий. | Упражнять в образо-вании существитель-ных множественного числа, с уменьшите-льно-ласкательными суффиксами.Разви-вать правильное употребление в речи предлогов: в, на, около, перед, за. | Учить детей отвечать на вопросы пол-ными предло-жениями. | Воспитывать культуру обще-ния. | - Игровая мотивация - Д/и «Назови части» - Д/и «Большой – маленький» - Д/и «Много транс-порта» - Д/и «Кто водит?» - Д/и «Назови грузо-вой, пассажирский транспорт» - Д/и «Покатаем Мишку на машине» (предлоги) | - Гимнастика для глаз - Физминутка «Едем, едем на машине…» - Пальчиковая гим-настика «Есть иг-рушки у меня…» |
23-я | День защитника Отечества | Обогащать лекси-ку словами – наз-ваниями военных профессий, техни-кой, оружием. Уп-ражнять в подбо-ре прилагатель-ных, глаголов. | Упражнять в образо-вании множествен-ного числа сущест-вительных. | Учить состав-лять простые распространен-ные предложе-ния. | Воспитывать умение добро-желательно об-щаться со свер-стниками и взрослыми. | - Игровая мотивация - Д/и «Назови кто это» - Д/и «Назови воен-ную технику» - Д/и «Много кого (чего)?» - Д/и «Расскажи о солдате» - Д/и «Кто что делает?» - Д/и «Кем будешь?» | - Развитие общей моторики «Делай как я» - Пальчиковая гим-настика «Солдаты» |
24-я | Семья | Активизировать в речи слова, обоз-начающие родст-венные отноше-ния. Закреплять употребление в речи глаголов и прилагательных. | Упражнять в образо-вании существитель-ных с уменьшите-льно-ласкательными суффиксами. Разви-вать умение упот-реблять в речи пред-логи. | Учить детей составлять рас-сказ по сюжет-ной картинке. | Воспитывать культуру обще-ния. | - Игровая мотивация - Д/у «Назови членов своей семьи» - Д/и «Какая у вас семья?» - Д/и «Семейные обязанности» - Д/и «Какая мама, бабушка, …?» - Д/и «Как сказать ласково» - Д/и «У кого что?» - Составление рас-сказа по сюжетной картинке | - Пальчиковая гим-настика «Семейка» - Развитие общей моторики «В нашей семье есть у каждо-го дело…» - Пластический этюд – имитация действий взрослых |
25-я | Мамин праздник | Расширять сло-варь по теме, учить правильно подбирать прила-гательные и гла-голы. | Упражнять детей в образовании сущест-вительных с умень-шительно-ласкатель-ными суффиксами. | Развивать уме-ние учавство-вать в диалоге, составлять с помощью вос-питателя коро-ткий рассказ с использовани-ем алгоритма. | Воспитывать доброжелатель-ное общение со сверстника-ми и взрослы-ми. | - Игровая мотивация - Д/и «Что умеют де-лать мамы?» - Д/у «Ласковые сло-ва» Р/и «Сложи портрет» -Д/и «Чему нас мамы научили» -Составление расска-зов по алгоритму -Чтение стихотворе-ния «Моя мама» В. Руссу | - Развитие общей моторики «Веснян-ка» - Пальчиковая гим-настика «Как у нас семья большая» - Пластический этюд «Мама соби-рается на работу», «Бабушка выпол-няет какую-то ра-боту» |
26-я | Город | Активизировать в речи употребле-ние существите-льныхприлагательных, глаголов по теме. | Формировать навы-ки словообразования | Учить состав-лять простые распространен-ные предложе-ния. | Воспитывать культуру обще-ния. | - Игровая мотивация - Беседа по иллюст-рациям и фото - Д/и «Прогулка по городу» - Д/у «Чего много в нашем городе» - Д/у «Скажи, какой наш город» | - Пальчиковая гим-настика «Мы по городу шагаем» - Развитие общей моторики «Наша улица» |
27-я | Дом, его части Сказка «Теремок» | Расширять сло-варный запас де-тей (названиями, признаками и действиями) | Упражнять в образо-вании прилагатель-ных от существите-льных; существите-льных с уменьши-тельно-ласкательны-ми суффиксами; форм родительного падежа. | Учить отвечать на вопросы воспитателя, учавствовать в беседе. | Воспитывать доброжелатель-ное общение со сверстника-ми и взрослы-ми. | - Игровая мотивация - Д/и «Назови части дома» - Д/и «Назови ка-кой?» (материал) - Д/и «Мы считаем» - Д/и «Расскажи, в каком доме ты живешь» (по наводя-щим вопросам) | - Пальчиковая гим-настика «Тук, тук молотком» - Развитие речевого дыхания и голоса «Шагаем по эта-жам» |
28-я | Мебель | Обогащать сло-варный запас наз-ваниями предме-товмебели; упот-реблять в речи слова-действия. | Упражнять детей в образовании сущест-вительных с умень-шительно-ласкатель-ными суффиксами, форм множествен-ного числа родите-льного падежа, пра-вильном употребле-нии предлогов с су-ществительными. | Развивать диалогическую речь, учить полно и связно отвечать на вопросы воспи-тателя. | Воспитывать умение выслу-шивать и уточ-нять ответы,подбирать сло-ва, более точно отражающие особенность предмета. | - Игровая мотивация - Д/и «Назови что это» - Д/и «Чиним ме-бель» (части мебели) - Д/и «Мебель для Мишутки» - Д/и «Сколько?» - Д/у «Зачем нужна мебель?» - Д/и «Доскажи сло-вечко» - Д/и «Где котенок?» | - Развитие мелкой моторики «Много мебели в квартире» - Динамическая па-уза «Мебель» |
29-я | Посуда | Обогащать сло-варный запас наз-ваниями предме-товпосуды; учить употреблять в речи слова-дейст-вия, слова-призна-ки. | Развивать навык словообразования (образование отно-сительных прилага-тельных, существи-тельных с уменьши-тельно-ласкательны-ми суффиксами, форм родительного падежа). Закреплять умение употреблять в речи предлоги: в, на, за, над, под. | Учить детей составлять за-гадки–описа-ния по образцу со зрительной опорой. | Воспитывать культуру обще-ния. | - Игровая мотивация - Д/и «Что это?» - Д/и «Какая посу-да?» (материал) - Д/и «Зачем нужна посуда?» - Д/у «Посудка для Анютки» - И/у «Чего нет у чайника?» - Д/у «Расскажи, где ложка» - Д/и «Магазин посу-ды» (описание) | - Пальчиковая гим-настика «Помощ-ники» - Развитие коорди-нации речи с дви-жением «Посуда» - Развитие речевого дыхания и голоса «Чайник кипит» |
30-я | Продукты питания | Обогащать сло-варный запас наз-ваниями продук-тов питания, учить употреблять в речи прилага-тельные, глаголы. | Упражнять в образо-вании существитель-ного множественно-го числа; относите-льных прилагатель-ных. | Обучать диа-логической форме общения | Воспитывать доброжелательное общение со сверстника-ми и взрослы-ми. | - Игровая мотивация - Д/у «Назови, одним словом» - Р/и «Разложи по отделам» - Д/и «Назови по образцу» - Д/и «Мы – повара» (из чего какое) - Д/и «Что можно приготовить из…?» - Д/и «Магазин» - Д/и «Исправь Не-знайкины ошибки» | - Развитие речевого дыхания «Подуем на горячий чай». - Пальчиковая гим-настика «Магазин» - Развитие общей моторики «Кашку очень вкусную бабушка сварила» |
31-я | Сказка «Три медведя» | Расширять слова-рный запас назва-ниями мебели, по-суды. | Развивать умение согласовывать суще-ствительные с пред-логами. | Закреплять умение вырази-тельно переска-зывать динами-чные отрывки из сказки, сказ-ку полностью. | Воспитывать умение детей внимательно слушать содер-жание сказки, культуру обще-ния, интерес к русским народ-ным сказкам. | - Игровая мотивация - Рассматривание ил-люстраций к сказке - Д/у «Большой-ма-ленький» - Д/и «Для кого кА-кая мебель, посуда?» - Пересказ сказки, используя модели (ТРИЗ) | - Развитие общей моторики «Три ме-дведя шли домой» - Речевая зарядка «Каким голосом говорит медведь, медведица, медве-жонок» |
32-я | Весна Времена года. | Обогащать сло-варь детей по те-ме, используя эмоционально ок-рашенную лекси-ку (Весна-красна, прекрасная пого-да, чудесный день, яркое солнышко) | Упражнять в образо-вании существитель-ных множественного числа, развивать умение согласовы-вать числительные с существительными. | Учить детей составлять рас-сказ о весне по алгоритму. | Воспитывать культуру обще-ния. | - Игровая мотивация - Д/и «Весной на улице» - Д/и «Назови дейст-вия, которые проис-ходят весной» - Д/и «А если много, то…» - Д/и «Сколько?» - Составление рас-сказов детьми по ал-горитму | - Развитие мелкой моторики «Кап, кап, кап» - Дыхательная гим-настика «Запускаем кораблики» - Развитие общей моторики «Веснян-ка» - Мимические уп-ражнения «Покажи настроение» |
33-я | Весна. День Победы | Обогащать сло-варь по теме «День Победы». | Развивать умение согласовывать суще-ствительные с при-лагательными, сос-тавлять предложения с предлогами. | Развивать диа-логическую речь, продол-жать учить связно отвечать на вопросы воспитателя. | Воспитывать доброжелательное общение со сверстника-ми и взрослы-ми. | - Игровая мотивация - Д/и «Расскажи о солдате» (признаки, действия) - Д/и «Кто где слу-жит?» - Д/и «По воде, по земле, по воздуху» - Слушание песни «День Победы» | - Развитие общей моторики – равно-весия «Стойкий солдатик» - Работа над рече-вым дыханием: произносить «Ура!» (тихо – громко) - Развитие слухово-го внимания «Бара-банщик» |
34-я | Цветы (комнатные и садовые растения) | Расширять и уточ-нять словарь о комнатных и са-довых растениях | Упражнять в согла-совании существи-тельных с прилага-тельными. | Развивать диа-логическую речь, учить за-давать вопросы и отвечать на них, устно опи-сывать расте-ние. | Воспитывать умение выслу-шивать и уточ-нять ответы,подбирать сло-ва, более точно отражающие особенность предмета. | - Игровая мотивация -Д/и «Назови части» - Д/и «Что сначала, что потом?» - Д/и «Назови расте-нием - Д/и «Раздели на группы» - Работа по закрытой картинке (Капитов-ская О.А.) | - Развитие общей моторики «На окне в горшочках» - Пальчиковая гим-настика «Наши алые цветы распус-кают лепестки» - Психоэтюд «Рос-ток» |
35-я | Насекомые | Расширять сло-варный запас наз-ваниями насеко-мых, учить упот-реблять в речи прилагательные, глаголы. | Упражнять в образо-вании существитель-ных множественного числа, форм роди-тельного падежа. | Развивать уме-ние составлять простые пред-ложения с предлогами. Развивать диа-логическую речь, учить полно и связно отвечать на вопросы вос-питателя и сверстников. | Воспитывать культуру общения. | - Игровая мотивация - Д/и «На лугу» - Д/у «Кто как пере-двигается» - Д/и «Играем в прятки» (предлоги) - Д/и «Как сказать правильно?» (мн. ч.) - Д/и «Кого нет на полянке?» | - Развитие правиль-ного дыхания «Чья бабочка улетит дальше?» - Пальчиковая гим-настика «Пчела» - Логоритмика «Жук» |
36-я | Здравствуй, лето! | Активизировать в речи детей прила-гательные и гла-голы, характери-зующие лето, лет-ние явления и приметы. | Упражнять в образо-вании существите-льных с уменьши-тельно-ласкательны-ми суффиксами. | Упражнять в составлении предложений с предлогами, полно и связно отвечать на вопросы воспи-тателя. | Воспитывать культуру обще-ния. | - Игровая мотивация - Д/и «Бывает – не бывает» - Д/и «Назови ласко-во» - Д/и «Подбери сло-во признак (дейст-вие)» - Д/и «Составь пред-ложение» (по кар-тинке) | - Развитие общей моторики «Речка» - Пальчиковая гим-настика «Здравст-вуй, солнце золо-тое!» - Дыхательная гим-настика «Понюха-ем цветочек» |
Занятие по развитию речи проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 20 минут. Всего 36 занятий.
Итоговые занятия: 1 раз в квартал.
Исходя из специфики детского сада, работа по звуковой культуре речи проводится в индивидуально-коррекционном блоке. Занятие по данному разделу программы проводит учитель-логопед. Реализация коррекционного компонента происходит в соответствии с разработанной и утверждённой в МБДОУ программой коррекционного образования «Раз словечко, два словечко…».
Используются следующие технологии:
- Ельцова О.А, Горбачевская Н.Н., Терихова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду
- Капитовская О.А., Плохонюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями
- Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
- Ершова Н.В., Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития.
Младший дошкольный возраст. – СПб.: ООО «Изд. «Детство-пресс», 2011
- Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. развитие и коррекция речи детей. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М., Центр
педагогического образования, 2010.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. и др.
- Шорохова О.А. Занятия по развитию речи дошкольников и сказкотерапия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество дошкольного образования как условие обеспечения комфортного самочувствия современного ребенка в ДОУ
1. Краткое описание присланной разработки (аннотация): В условиях ФГОС ДО особую остроту приобретает вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, а, следовательно, и качест...
Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения качества современного образования
№ 1. Практика и особенности реализации проф. стандарта педагога;№ 2.Определение модели целевой подготовки педагогов;№ 3.Развитие мастерства в профессии педагога - система наставничества и профессионал...
Трансформация образовательного пространства современного ДОУ как одно из главных условий обеспечения качества дошкольного образования.
В статье представлен опыт работы по созданию и преобразованию развивающей предметно - пространственной среды с учетом специфики детского сада и реализации приоритетных направлений в сфере образования ...
Сотрудничество детского сада и школы одно из условий обеспечения преемственности в образовании
Долгосрочный проект...
Образовательное событие в рамках проекта «Развивающее образование ребенка в условиях билингвальной среды детского сада».
В данном документе представлен проект "Гусеница", который был реализован на билингвальной группе в летний период....
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования
Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...
- Мне нравится (1)