Качество дошкольного образования как условие обеспечения комфортного самочувствия современного ребенка в ДОУ
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Краткое описание присланной разработки (аннотация):
В условиях ФГОС ДО особую остроту приобретает вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, а, следовательно, и качества образовательных услуг. Существующие требования к качеству дошкольного образования не обладают должной полнотой, неустойчивы и тенденциозны.
Ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. Основополагающей целью этого процесса является создание условий эффективной социализации, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, в способах познания и порождения нового.
Комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность, что задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого составляет его направленность на обогащение общего детского развития, на эффективную социализацию в обществе, а не на интенсификацию развития отдельных психических функций ребенка, связанных, прежде всего, с дальнейшим его обучением в школе.
- Авторская разработка:
Актуальность данной проблемы возникла при анализе I этапа инновационной деятельности по проблеме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия».
Инновационная деятельность направлена на обеспечение развития личности современного ребенка и его социализацию на основе осуществления преемственно-перспективных связей образовательных программ в соответствии требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего и основного общего образования, на изменение педагогической деятельности в которой соблюдены принципы событийности, тематизма, деятельностного подхода, что обеспечит системность знаний и представлений дошкольников и младших школьников о мире социальных отношений.
Анализ существующих условий к качеству дошкольного образования показал, что они не обладают должной полнотой, неустойчивы и тенденденциозны, не согответствуют запросам современного ребенка. Для выработки общего взгляда на развитие современных детей важно опираться на принципы современной дидактики, которые предложены в данной статье. Решение данной проблемы будет способствовать эффективной социализации детей, в полном объеме реализовывать инновационные технологии по социальному развитию современного ребенка.
- Статья:
Качество дошкольного образования как условие обеспечения комфортного самочувствия современного ребенка в ДОУ
Дошкольное образование стало пониматься и формироваться именно как образование. Как отмечает в своей статье Т.В. Фуряева [7], в России учреждения для детей дошкольного возраста относятся к сфере образования и рассматриваются как первая ступень системы народного (национального) воспитания. Это означает, что к задачам детской дошкольной педагогики относятся не только и не столько уход, забота, воспитание, но и организация обучения детей, т. е. специальное развитие когнитивных процессов, формирование умения учиться, навыков письма, счета, чтения. Поэтому, отмечает Т.В. Фуряева, складывается традиция применительно к дошкольному возрасту детей употреблять понятие «качество дошкольного образования».
Первоначально педагогическая наука говорила о воспитании, затем, с утверждением возможности обучать дошкольников, было обращено внимание на их познавательные способности, а сейчас многие педагоги осознают работу с детьми дошкольного возраста как образовательную, и делаю акцент на развитие ребенка. Это предусматривает не только подготовку к последующей жизни и успешное формирование базовых черт субъекта, личности, индивидуальности – главных ипостасей человека, но максимальное развитие творческого потенциала ребенка, его задатков, склонностей, способностей, талантов. Данные идеи неоднократно утверждались ведущими специалистами в области развивающего образования (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др.).
В условиях ФГОС ДО особую остроту приобретает вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, а, следовательно, и качества образовательных услуг. Существующие требования к качеству дошкольного образования не обладают должной полнотой, неустойчивы и тенденциозны: в силу этого развиваются как региональные системы качества образования, так и разработанные в рамках конкретных учреждений.
Внутреннюю основу качества образования составляют уровень достижения образованием поставленных целей; соответствие его определенным нормам; степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей.
Определение качества реализации образовательного процесса в ДОУ предполагает учет всех основных его компонентов: содержание, формы и методы, его результаты (сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие личности, фундаментальных способностей детей, формирование сообщества педагогов и родителей и др.), а также материальное, методическое и дидактическое обеспечение.
Оценка качества работы ДОУ должна вестись и с позиции того, как педагогический процесс учитывает современную социальную ситуацию в образовании (его положительные и отрицательные стороны (тенденции), а также результаты новых достижений в практике (инноваций) и науке, в т. ч. мировой, и сообразно сочетает их с уже сложившимися традициями. Как на основе этого учреждение выстраивает перспективу своего развития.
Анализ сложившейся ситуации показывает и ее позитивные стороны – уход от единообразия: видов учреждений и организации пространственно-предметной среды; программ, жестко регламентирующих деятельность педагогов, и как следствие – пробуждение творческих начал в их деятельности; а также предоставление родителям возможности выбора учреждения для своего ребенка.
Вместе с тем укоренившееся многоаспектное разнообразие «всего и вся» сегодня высвечивает проблему необходимости грамотного выстраивания «подлинно» вариативного дошкольного образования, основанного на непринципиальном изменении главного. Решение этой проблемы требует ответов на ряд вопросов. Наиболее значимыми из них являются следующие:
- каковы общие цели и задачи их реализации, направленные на достижение соответствующего уровня качества дошкольного образования?
- что такое «базисное содержание дошкольного образования» и как оно может обеспечиваться в сочетании с реализацией приоритетных направлений?
Важно определить главные ориентиры выбора комплексной программы как основы, задающей целесообразность использования дополнительного содержания и наиболее адекватных методик (технологий) их реализации как части целостной педагогической системы, разработать возможные способы необходимой фиксации этой целостности. Необходимо выработать общий взгляд всех участников педагогического процесса, включая воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей, на развитие ребенка в дошкольный период детства – с позиции сохранения его самоценности и непреходящего значения, как период формирования фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка (физического, социального, умственного, эстетического).
Признавая целесообразную специфику организации среды в каждом образовательном учреждении, ее колорита, необходимо разработать общие требования к пространственно-предметной развивающей среде как основе реализации деятельностного подхода в воспитании дошкольников с целью обеспечения полноценного физического и психического развития каждого ребенка.
Ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. С точки зрения культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский), основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, в способах познания и порождения нового.
В процессе присвоения общечеловеческих ценностей происходит достижение таких фундаментальных целей, как разностороннее развитие ребенка; формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Основой успешности достижения указанных целей является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия ребенка в образовательном учреждении. О комфортном самочувствии ребенка как психолого-педагогической категории стали говорить сравнительно недавно, но именно она должна занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Организация жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, должна учитывать их потребности, прежде всего, в признании и общении, а также в познании, движении, проявлении активности и самостоятельности. Каждый ребенок нуждается в признании, прежде всего, детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. Особое значение имеет признание его как игрока (партнера по игре). Встраивание ребенка в детское сообщество, особенно играющее, имеет важное значение для осознания своего статуса, факта признания как основы для возникновения чувства комфортности.
Второй важный фактор обеспечения комфортности – общение взрослых с ребенком, но при условии, что оно строится с учетом изменения потребности самого ребенка в таком общении на протяжении дошкольного возраста, что диктует изменение форм общения.
Комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность: игра, рисование, конструирование, разыгрывание различных сюжетов и др., что задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого составляет его направленность на обогащение общего детского развития, а не на интенсификацию развития отдельных психических функций ребенка, связанных, прежде всего, с дальнейшим его обучением в школе.
Известный детский психолог А.В. Запорожец, рассматривая «роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности», подчеркивал его непреходящее значение и выдвигал требования к решению трех фундаментальных задач:
- необходимость учета не только того, что ребенок этого возраста может усвоить при интенсивной тренировке, но и того, каких физических и душевных сил это от него потребует;
- выстраивание оптимального режима работы, обеспечивающего развитие специфических для данного возраста видов деятельности, в которых наиболее успешно усваивается содержание и формируются новые физиологические и психологические функции;
- определение ядра таких ценнейших человеческих качеств, которые наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве и войдут в «Золотой фонд зрелой человеческой личности».
Такие требования позволяют по-новому определить содержание дошкольного образования. Оно базисно, поскольку позволяет формировать основу развития личности человека, и многоаспектно (а не предметно, как в школе). В такое содержание входят: информация из разных областей действительности, которая в результате активного присвоения ребенком становится знанием; способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой); способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях; набор определенных личностных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении и т. п.).
Отбор информации из разных областей действительности для дальнейшего ее освоения необходимо вести с позиции педагогической целесообразности, задаваясь вопросами, станет ли это для ребенка регулятором его поведения, будет ли он пользоваться им в какой-либо деятельности, а значит, будет ли обогащать как деятельность ребенка, так и его развитие. На это важно обращать внимание при выборе программ и методик (технологий).
Решение базисных образовательных задач связано с реализацией деятельностного подхода, с организацией «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запорожец), в которых ребенок сам является творцом «своего мира», получает удовольствие от преодоления трудностей, общения с детьми и взрослыми, удовлетворяет потребность в движении, познании, переживании разных эмоций. Сама деятельность изменяется от возраста к возрасту по форме и содержанию. Но наиболее значимой является ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев). Это относится к развитию подлинно самодеятельной игры, в которой ребенок познает разные смыслы – функционирования предметов, человеческих отношений. В ней формируются мотивы других видов деятельности (рисования, конструирования, экспериментирования с объектами и т. п.), потребность в познании и способы общения, происходит усвоение общепринятых норм поведения, возникают способы саморегуляции (произвольность). Обучение и самодеятельная игра по своей сущности – это разные виды деятельности, в дошкольном возрасте они тесно взаимосвязаны. В игре реализуется потребность в получении новой информации, создается возможность в ее трансформации и переосмыслении. Обучение может стать средством обобщения игры, прежде всего, ее сюжетного содержания.
Не менее важной деятельностью является конструирование из разных материалов. Внутри нее формируется универсальная способность к построению разных целостностей: текстов, рисунков, аппликаций, механических конструкций и т. п. (Л.А. Парамонова).
К другим общим способностям относятся: способность к интерпретации сущности смысловой целостности разными средствами – вербальными и невербальными (Н.Н. Подъяков, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева); способность к прогнозированию будущих изменений предметов и явлений (Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.И. Эльконинова), которые также формируются в разных видах детской деятельности; развитое воображение и образное мышление (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев); способность к сопереживанию и др.
Базисное содержание является необходимым и достаточным для обеспечения основ развития ребенка и не может рассматриваться как минимум, предполагающий его бесконечное расширение. Оно должно быть отражено в комплексных программах, составляющих основу той или другой педагогической системы, и представлено по всем основным линиям развития ребенка (социальное, физическое, эстетическое, познавательное, речевое), каждая из которых, имея свою специфическую представленность с учетом особенностей каждого дошкольного возраста, одновременно направлена на решение и более общих задач развития детей.
Стратегия реализации базисного содержания в дошкольном учреждении, имеющего приоритетные направления, основывается на обогащении новым содержанием выбранного приоритета; включении задач приоритета в другие линии развития. Такой подход позволяет рассматривать приоритет не как «профориентирующую» надстройку, существенно расширяющую объем базисного содержания, а как фактор обогащения общего развития детей. Огромную роль при этом играют педагоги дополнительного образования, которые работают по своим (авторским) программам и технологиям и реализуют их на дополнительных занятиях. Главная задача выстраивания вариативного дошкольного образования связана с поиском путей объединения комплексной «общеобразовательной программы», как основной, и дошкольных подпрограмм и технологий в целях создания целостной педагогической развивающей системы. Одним из таких связующих инструментов может стать планирование. Педагог дополнительного образования реализует свою Программу в контексте общей педагогической направленности, встраиваясь в систему, благодаря которой ребенок формируется как целостная личность.
Для выработки общего взгляда на развитие современного ребенка важно опираться на принципы современной развивающей дидактики, к основным из которых относятся следующие.
1. Развивающее обучение должно ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которую он проходит вместе со взрослым, роль которого велика, но она меняется в зависимости от возраста детей, от предлагаемого детям содержания.
2. Реализация деятельностного подхода – развитие самой деятельности, основных ее компонентов (постановка цели, выбор средств, нахождение способов и использование их в новых ситуациях, контроль) способствует развитию ее субъекта (деятеля) – ребенка.
3. Системный подход к организации содержания предполагает реализацию важного дидактического принципа «от общего к частному».
4. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостности каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей.
5. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствием у ребенка готовых способов их решения и необходимостью их самостоятельного поиска.
6. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.
7. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: самостоятельного, вне предъявления взрослым какой-либо задачи и диктуемого условиями задачи, заданной педагогом.
8. Продуктивное взаимодействие детей между собой и со взрослыми (диалогическое общение), благодаря чему формируется детское обучающееся сообщество, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, умелым, уверенным в помощи товарищей и взрослого.
9. Учет индивидуальных особенностей: личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п.), в разнице в возможностях и темпе выполнения задания и др.
10. Учет основных когнитивных стилей или модальностей обучения: одни дети лучше усваивают с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие – на слуховое (аудиальное), а третьи – на двигательное и тактильное (кинестетическое).
11. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании и т. д.).
12. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек.
Сформулированные выше принципы носят здоровьесберегающий характер: полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование уверенности, активности, инициативности и защищенности, субъектности. (Л.А. Парамонова).
Таким образом, качество дошкольного образования – это система социально обусловленных отношений ребенка с окружающим миром. Это баланс следующих составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты, спрогнозированный процесс и результаты. Качество образования понимается как соотношение цели и результата образовательного процесса, как степень достижения целей при том, что они, как и результаты, заданы исключительно операционально и спрогнозированы применительно к потенциальному развитию ребенка [4].
Библиографический список
1. Комарова Е.С. Качество образования – ключевая проблема развития системы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №1.
2. Лешина Н.И., Санникова Л.Н. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. №5.
3. Парамонова Л.П. Качество современного дошкольного образования//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. №6.
4. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. (В вопросах и ответах): Пособие для рук. обр. учреждений и органов образования. М.: 1997.
5. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: актуальные проблемы и пути развития. М., 2001.
6. Турчина А.С. Оценка качества деятельности воспитателя ДОУ. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. №8.
7. Фуряева Т.В. Качество функционирования детского сада как актуальная социально-педагогическая проблема отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания.//www.krsk obr.ru/edunet/guo/pedsovet/statii/ furyaeva.doc.
- Выводы по ее эффективности, к какому результату пришли:
Реализация выше перечисленных принципов, которые носят здоровьесберегающий характер, способствуют развитию субъектных качеств ребенка, а, следовательно, способствуют эффективной социализации современных детей.
Таким образом, качество дошкольного образования – это система социально обусловленных отношений ребенка с окружающим миром. Качество образования понимается как соотношение цели и результата образовательного процесса, как степень достижения целей при том, что они, как и результаты, заданы исключительно операционально и спрогнозированы применительно к потенциальному развитию современных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.
В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.Описана примерная модель оценки качества дошкольного обра...
«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»
«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»...
Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...
«Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».
laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»....
Консультация для педагогов «Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»
В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо...
Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...