Сотрудничество детского сада и школы одно из условий обеспечения преемственности в образовании
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №5
Долгосрочный проект
Тема: «Сотрудничество детского сада и школы одно из условий обеспечения преемственности в образовании»
Воспитатели: Никитина Н.А
Мушкина Е.А
2020
Сроки реализации: долгосрочный (начало – ноябрь 2020 года; окончание май 2021года)
Вид проекта: познавательно – творческий
Возраст детей: старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети группы, родители, педагоги школы №6, психолог, логопед.
Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Идея проекта:
Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада, школы и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.
Цель:
-формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий;
- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи:
1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
2. Формировать учебно - познавательные мотивы.
3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.
4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
6. Способствовать снижению чувства тревожности.
7. Повышать родительскую компетентность в вопросах пред школьной подготовки детей.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.
Методы решения задач:
1.Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.
3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.
5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.
6. Формирование психоэмоционального состояния ребенка и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями по здоровью, путем благоприятной, комфортной среды «Сказки у камина».
Содержание проекта строится на принципах:
•Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
•Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
•Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
•Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.
Использование современных педагогических технологий в ДОУ.
Технологии проектной деятельности;
Здоровьесберегающие технологии;
Технология исследовательской деятельности;
Информационно-коммуникативные технологии и др.
Ожидаемые результаты проекта:
Апробировав проект, мы ждём определённых результатов:
формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания;
расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;
освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;
повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.
Как следствие этого - более высокие показатели адоптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.
Актуальность проекта:
В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный:
Диагностика, проведенная психологом;
Анкетирование родителей;
Подбор методической литературы;
Составление плана мероприятий по осуществлению преемственности детского сада и школы;
Разработка программы по дополнительно образовательной деятельности « АБВГДейка».
2.Основной
Основные задачи сотрудничества детского сада и школы
От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.
1. Всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое);
2. Обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
3. Углубление интереса к жизни в школе;
4. Обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи.
5. Дополнительно образовательная деятельность «АБВГДейка».
Цель: комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие; ознакомление детей со звуковым анализом и подготовка их к усвоению грамоты; развитие интереса и способностей к чтению.
Мероприятие | месяц |
Экскурсия в школу ( онлайн); Тренинг с родителями: «Ждет нас школа» Неделя здоровья Спортивно-музыкальный досуг: «В здоровом теле, здоровый дух». Анкетирование родителей; Консультации для родителей; Игра-викторина: «Кто лучше знает правила дорожного движения». Между детьми подготовительной группы и первоклассниками (дистанционно). Терапевтические сказки в рамках проекта «Сказки у камина». ДОД: «АБВГДейка». | Ноябрь |
Беседа «Профессия-учитель». Тематический вечер: «Все профессии важны, все профессии нужны». Пригласить учителя первого класса, для беседы с будущими первоклассниками; Сюжетно-ролевая игра «Школа». Выставка детских рисунков: «Мы переходим улицу». Предложить первоклассникам поучаствовать в выставке. Демонстрация всех работ онлайн. Терапевтические сказки в рамках проекта «Сказки у камина». ДОД: «АБВГДейка». | Декабрь |
Интеллектуальная игра: «Я знаю все». Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе. Беседа о школьной библиотеке. Пригласить библиотекаря школы для беседы с детьми. Экскурсия в школьную библиотеку (онлайн). Терапевтические сказки в рамках проекта «Сказки у камина». ДОД: «АБВГДейка». | Январь |
Масленица, совместное мероприятие: родители, дети, педагоги ДОУ и школы. Беседы с детьми: «Уроки, перемены, школьный звонок» Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ). Игра-соревнование, между детьми подготовительной группы «Как мы готовы к школе». Спортивный досуг: «Мама, папа, я – спортивная семья». Развлечение: «Азбука безопасности». Терапевтические сказки в рамках проекта «Сказки у камина». ДОД: «АБВГДейка». | Февраль |
Выставка детских работ «Я рисую школу». Фотовыставка: «Профессии наших родителей». Оформление информационных стендов для родителей . Чтение художественной литературы о школе, заучивание стихов. Рассматривание сюжетных картин. Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки», предложить первоклассникам дополнить фотоальбом своими фотографиями и рассказать о них. Терапевтические сказки в рамках проекта «Сказки у камина». ДОД «АБВГДейка». | Март |
Беседа за круглым столом: «Вот и стали мы на год взрослее». (Родители, педагоги ДОУ и школы); Дидактические игры; Досуг: «а знаете ли вы что?» по ПДД, совместная деятельность ДОУ и школы. Адаптивные сказки: «Лесная школа». ДОД «АБВГДейка». | Апрель |
КВН между детьми подготовительной группы и первоклассниками «Умники и умницы» Развлечение: « Прощай детский сад, здравствуй школа». Анкетирование родителей. Диагностика. | Май |
3. Заключительный
Итоговое мероприятие: КВН: «Умники и умницы», между детьми подготовительной группы детского сада и школьниками первого класса.
Диагностика психологической готовности ребенка к школе.
Анализ проведенной работы соотнесение результата с поставленными задачами.
Список литературы:
Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами //
Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сотрудничество детского сада и школы их целенаправленная преемственность первой ступени в образовании ребёнка»
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в се...
Инновационные и традиционные формы сотрудничество детского сада и школы
lМногие выпускники нашего детского сада №23 поступают в школу №521. Традиционными формами сотрудничества стали дни открытых дверей и экскурсии в школу, собрания и консультации для родителей будущих пе...
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА № 113, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Одним важнейших механизмов в управлении ДОУ является внедрение и использование информационно – коммуникационных технологий, поскольку данная технология способствует повышению качества образования в ДО...
Преемственность между детским садом и школой. Формы связи дошкольного и начального школьного образования
Статья посвящена переходному периоду - дошкольного к школьному....
Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"
15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...
Семинар для педагогов "Преемственность ДОУ и школы в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования".
Учитывая уровень развития речевых умений, который дети приобрели в детском саду, учителя продолжают работу по речевому развитию детей и в школе.К пяти годам дети используют падежи, правильно произнося...