Методическая разработка коррекционно-развивающей программы «Формирование сенсорной культуры у детей посредством использования дидактических игр и интегрированных пособий»
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме
Программа посвящена одной из наиболее значимых проблем дошкольной коррекционной педагогики – формированию основ сенсорного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
В программе содержатся практические материалы, которые помогут педагогам организовать работу по развитию восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях проживания в ДДИ.
В программе представлено планирование работы, конспекты занятий, дидактические игры, упражнения по сенсомоторному воспитанию.
Данное пособие может быть полезно воспитателям, логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное стационарное учреждение социального
обслуживания системы социальной защиты населения Владимирской области «Кольчугинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Методическая разработка коррекционно-развивающей программы «Формирование сенсорной культуры у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством использования дидактических игр и интегрированных пособий»
Воспитатель: Яблокова И.Н.
Программа посвящена одной из наиболее значимых проблем дошкольной коррекционной педагогики – формированию основ сенсорного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
В программе содержатся практические материалы, которые помогут педагогам организовать работу по развитию восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях проживания в ДДИ.
В программе представлено планирование работы, конспекты занятий, дидактические игры, упражнения по сенсомоторному воспитанию.
Данное пособие может быть полезно воспитателям, логопедам.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа направлена на развитие у детей с интеллектуальной недостаточностью зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно – двигательного восприятия.
Ощущение и восприятие - это первая ступень познания, которая остается важной на протяжении всей жизни человека. Через органы чувств поступают в мозг сведения о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, изменениях и взаимодействиях, поэтому они становятся основным связующим звеном человека с действительностью. Восприятие и ощущение называют сенсорными, то есть чувственными, процессами, так как они собирают первичную информацию через органы чувств. В процессе переработки первой информации у ребенка формируется представление об окружающей действительности. Дальнейшая переработка этих представлений осуществляется мышлением, воображением при участии речи и памяти.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также на обеспечение освоения систем сенсорных эталонов.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяются как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.
Успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так прежде чем предложить детям рисовать красками на тему « Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему: «Одуванчики и жук на лугу» Может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему: « Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, как правило, восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное в обозначении этих свойств - словом. Даже в старшем возрасте такие дети путают названия цветов, геометрических фигур, плохо соотносят их, затрудняются в установлении правильной характеристики величины.
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в звучащую речь. Одним из важнейших моментов следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, которое должно опираться на деятельность всех органов чувств.
Данная программа способствует эффективному развитию всех видов восприятия: зрительного, тактильного, обонятельного и слухового. В основе развивающих занятий настоящей программы лежит формирование сенсорного опыта: умение соотносить, наблюдать, сравнивать, выявлять происходящие изменения.
В программе используются упражнения по развитию мелкой моторики. Еще Сухомлинский В.А. утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Работы В.М. Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, восприятия и развитие речи. Так же в качестве разминки вводим элементы артикуляционной, пальчиковой, зрительной гимнастики, они способствуют снятию нервно-мышечного и зрительного напряжения.
Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам, а также индивидуальных занятий с детьми. Такая форма работы позволяет:
- создать доверительную атмосферу;
- развивать у ребенка специальные навыки с учетом индивидуальных темповых особенностей усвоения.
- формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Программа рассчитана на 36 занятия и содержит развивающие игры, упражнения. Время проведения одного занятия 15-20 минут.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: гимнастика, упражнения по теме, развивающая игра.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря переключениям с одного вида деятельности на другой.
Данная программа будет полезна как воспитателям, работающим в учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, так и логопедам, в качестве развивающей программы по формированию сенсомоторных навыков.
При составлении тематического планирования и занятий по сенсорному воспитанию я руководствовалась:
1. Программой (дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта) под редакцией Е.А. Екжановой и Е.А. Стреблевой
«Коррекционно – развивающее обучение и воспитание». – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
2. Программой (ЦИЭТИН) «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью». – М.: 1993 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "День Рождения поросенка". Старшая группа. Тема: Домашние животные. Тип: Формирование предметных представлений и сенсорных эталонов.
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему Домашние животные для старшей группы детского сада для детей с нарушением зрения. Тип занятия : Формирование предметных представлений ...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Методическая разработка по теме: Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представл...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия «Путешествие в сказочный лес». Возраст детей:младшая гр.(3-4 г.). Тема: дикие животные.
Конспект занятия «Путешествие в сказочный лес».Подготовила учитель-дефектолог Бурилина А.Ю.Возраст: младшая группа группа(для детей с амблиопией и косоглазием)Тема: «Дики...
Методическая разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта для детей с ОВЗ (ТНР) «Путешествуем вместе».
Способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающий, понимать и учитывать мотивацию и желание собеседников являтся залогом успешной адаптации в окружающем мире. Представленные материалы направлен...
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения. Тема "Большой, маленький"...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...