Методическая разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта для детей с ОВЗ (ТНР) «Путешествуем вместе».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Фролова Ирина Александровна

Способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающий, понимать и учитывать мотивацию и желание собеседников являтся залогом успешной адаптации в окружающем мире. Представленные материалы направлены на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта для детей с ОВЗ (ТНР) «Путешествуем вместе»

План-конспект занятий с педагогом-психологом

Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • учить распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции
  • закрепить знания об эмоциональных состояниях;
  • расширять эмоциональный словарь, описывая чувства, характеризуя эмоции;•
  • расширить представления занимающихся о пластических возможностях своего тела, о ритмической организации движений;
  • стимулировать формирование навыка установления причинно- следственных связей;
  • способствовать развитию навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия;
  • формировать навык саморегуляции, через выполнение релаксационных упражнений, направленных на снятие мышечного, эмоционального напряжения,
  • учить контролировать деструктивные эмоции и действия;
  • разнообразить формы коммуникации ребенка со сверстниками и взрослыми, расширяя опыт экспрессивного реагирования.

Оборудование и материалы: карта воображаемого путешествия; пиктограммы эмоций; разрезные картинки с изображением героев с различными эмоциональными состояниями; таблички, обозначающие название островов; музыкальные записи; пособия для самостоятельной и коллективной деятельности, презентация путешествия.

  1. занятие
  2. Д/и «Приветствие». Дети встают в круг, держась за руки, выставляют вперед сначала правую ногу, затем левую. Вместе с педагогом дети произносят текст, отбивая ногой ритм: «Ножку правую - вперед, что она нам пропоёт? Здрав-ствуй-те! Ножку левую - вперед, что она нам пропоёт? Здрав-ствуй-те!».
  3. Педагог: Что было на прошлом занятии?
  4. Отправляемся в путешествие коллективная работа «Корабль»

Дети из спортивных палочек, ориентируясь на образец, данный педагогом, конструируют Корабль.

  1. Педагог: Что возьмем для всех?

Игра «Мяч в кругу» Мяч нужно кидать не сверху, замахиваясь, а как бы подкидывая, снизу. Прежде чем бросить мяч, нужно поймать взгляд одного из участников. Получивший мяч выполняет задание и бросает мяч тому, кто посмотрит на него.

  1. Педагог: Но что мешает нашему кораблю начать путешествие?

(Вокруг Корабля много живых существ, которые мешают нам отправится в путь.)

  1. Выполняется коллективная работа «Найди тень!»
  2. На какой остров мы приплыли? Звучит музыка Д. Кабалевского «Плакса» Определяем настроение.

 Как вы его узнали?

 Что вам помогло узнать это чувство? А когда у вас было такое же настроение? Что произошло? Как вы считаете, ей лучше остаться в таком настроении или постараться его изменить? Как его можно изменить? Что сделать, чтобы его изменить?

  1. Игра: «Море волнуется» с хлопками
  2. Изменилось ли настроение? Как нам удалось изменить настроение?
  3. Игра «Фотография»
  4.     Педагог: Сделаем для девочки транспорт из палочек
  5. Обсуждение
  6. Игра «Сонный поезд»
  7. Ритуал «Прощания»

2 занятие

1.        Приветствие

Дети встают в круг, держась за руки, выставляют вперед сначала правую ногу, затем левую. Вместе с педагогом дети произносят текст, отбивая ногой ритм: «Ножку правую - вперед, что она нам пропоёт? Здрав-ствуй-те! Ножку левую - вперед, что она нам пропоёт? Здрав-ствуй-те!».

3.        Педагог: Что было на прошлом занятии? На каком острове мы с вами побывали? Как справились с плохим настроением? (Дети рассказывают, что можно вместе поиграть и настроение изменится).

4. Игра «Море волнуется»

Отправляемся в путешествие, но смотрите, наш корабль атаковали морские жители. Видимо нужно выполнить задания

5. «Найти тень»

Дети рассаживаются за свои рабочие места и выполняют корректурную пробу. Теперь наш корабль сможет отправиться в путь, но у нас дружная ли команда?

6. Игра с обручаем. Дети стоят в кругу, держась за руки. Необходимо «продеть обруч через всю команду, не разжимая рук.

7. Корабль плывет

На экране изображен парусник, который начинает двигаться, после выполнения задания (необходимо вместе подуть на экран).

8. Корабль причалил к какому острову?

Определяем настроение

 Как вы его узнали?

 Что вам помогло узнать это чувство?

А когда у вас было такое же чувство? - Чем страх плох? (сковывает движение, волю человека, лишает сил, делает беспомощным) Пантомима

Все живые существа могут иногда чего-нибудь или кого-нибудь бояться. Мышь боится кошки, кошка боится собаки, собака боится своего хозяина. Как вы думаете, человек может чего-то бояться?

- Чем, страх хорош? (страхи помогают нам быть осторожными)

11.Игра в мяч

Чего он боится? Дети сидят в кругу. Ребенок, к кому мяч прикатился, отвечает на вопрос.

12. Как ему помочь нашему Островитянину?

13. Игра в темноте.

Дети заходят по одному с фонариком в темный домик. Необходимо рассмотреть изображение, которое нарисовано внутри домика. Когда ребенок выходит из домика, он находит картинку, из предложенных педагогом, которая соответствует увиденному им изображению.

14 Педагог: А мы на самолете улетаем с этого острова.

Индивидуальная работа с палочками (Построение модели самолета из палочек по заданному образцу).

Используемая литература:

  • Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. // Вопросы психологии, 2007,-N 5. (С. 57-65).
  • Изотова Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду, 2007, -N 1. (С. 57-74).
  • Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007,- N 5. (С. 80-87).
  • Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Понятие эмоционального интеллектаПроблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.Современные  философы вслед за мыслителями д...

Презентация к занятию по развитию эмоционального интеллекта для детей 4-6 лет

Пси­хо­ло­ги­че­с­кие про­бле­мы эмо­ци­о­наль­но­го ин­тел­лек­та де­тей  дошкольного воз­ра­с­та тес­но свя...

Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста игра драматизация «Театр эмоций»

Возрастная группа: дети 5-7 лет.Виды деятельности детей: познавательная, игровая, коммуникативная.Направление:  Игра драматизация...

Планирование занятий по развитию эмоционального интеллекта у детей средней группы 4-5 лет

Эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоция...

Методическая разработка в образовательной области «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаЭмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя умение распозна...