Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в слове (начало, конец, середина); закрепление навыка звукового анализа односложных слов, знания букв, умения ориентироваться в алфавите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_may_2016.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Дзержинска Нижегородской области
Конспект
коррекционно-развивающего занятия
по разделу «Формирование произносительной стороны речи»
с детьми 5-6 летнего возраста с ОНР
Тема: Сказка о «живых» звуках и буквах.
Выполнила: учитель-дефектолог
1 кв. категории, учитель-логопед
Хрычева Л.Н.
2016г.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закреплять представление о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»;
- закреплять умение давать характеристику звуков (гласный - согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий);
- закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина);
- закреплять навык звукового анализа односложных слов;
- закреплять знание букв, умение ориентироваться в алфавите;
- закреплять навык чтения слогов, односложных слов.
- Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховое внимание, память;
- развивать зрительное восприятие.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к сказкам;
- воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Оборудование: шапочки с буквами : а,о,у,с,ш,р; предметные картинки; буквы:а,о,у,с,ш,р; стенд; алфавит(в комъютерном изображении); мелкие картинки-призы; книжки-раскраски; шоколадные медали.
Сказка о «живых» звуках и буквах.
Сказочница: Жили-были в одной маленькой волшебной стране необычные жители – Звуки. Никто их не видел, потому что они были невидимками. А вот слышать их можно было.
«Гласные» (из-за ширмы) : А - О - У, А - О - У.
Сказочница: За певучесть и голосистость прозвали их гласными.
«Гласные» (из-за ширмы) : «Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать».
Сказочница: Остальные звуки петь не умели. Вот послушайте:
«Согласные» (из-за ширмы): С - Ш - Р, С - Ш - Р .
Сказочница: Назывались они согласными.
«Согласные» (из-за ширмы) : «Согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Но не хочется им петь».
Сказочница: Однажды в этой стране появилась прекрасная незнакомка.
Волшебница: Здравствуйте, люди добрые!
«Звуки» (из-за ширмы): А - О - У - С - Ш - Р.
Волшебница: Что такое? Никого не видно, только звуки какие-то слышны?
Сказочница : Кто Вы?
Волшебница : Я Волшебница из соседнего королевства. Проезжала мимо, решила познакомиться с жителями. Где же они? (смотрит по сторонам, разводит руками).
Сказочница : Злой волшебник заколдовал их, сделал невидимыми за то, что они помогали людям слушать, говорить, познавать окружающий мир.
Волшебница : Жалко мне их. Я хочу помочь им. Сейчас я произнесу волшебное заклинание, злые чары рассеются и, ваши жители станут видимыми: «Крибли - Крабли - Бумс!».
«Звуки» (выходят из-за ширмы, произносят отрывисто свои буквы) : А- О- У- С - Ш- Р.
Сказочница : Так звуки превратились в буквы.
Звук « У» : Спасибо Вам, добрая Волшебница! Мы устали быть невидимками. Теперь мы снова будем жить среди людей и служить им.
Сказочница : Представляю Вам наших жителей. Звук и буква «А»!
Звук и буква «А» : Я гласный и всегда красный!
Всем известно, буква «А»,
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная!
Сказочница : Звук и буква «О»!
Звук и буква «О» : Я тоже гласный и тоже красный!
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу.
Обруч на арене вспыхнет,
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Сказочница : Звук и буква «У»!
Звук и буква «У»: У – улитка на дорожке –
Смело выпустила рожки.
Уходите-ка с пути!
Не мешайте дом везти!
Сказочница : Звук и буква «С»!
Звук и буква «С» : А я согласный, глухой, твердый, и у меня есть младший братик – звук «СЬ».
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
Сказочница : Звук и буква «Ш»!
Звук и буква «Ш»: «Ш» - согласный, глухой и всегда твердый.
Шагает кошка не спеша,
Коготки как буква «Ш».
Шустро мышь под печку шасть!
Как бы в лапы не попасть!
Сказочница : Звук и буква «Р»!
Звук и буква «Р»: Я согласный, звонкий, и не только твердый – «Р», но и мягкий – «РЬ».
Букву «Р» мы учим дружно,
Букву «Р» знать очень нужно,
Чтобы правильно, на пять,
Имя Родины сказать: Рос-си-я!(все вместе)
Волшебница : Спасибо вам за интересные рассказы. Теперь я вас не только слышу, но и вижу, и хочу поиграть с вами. Игра называется «4-й лишний». Какой звук лишний? (на стенде буквы: С - Ш - А - Р) (дети – «А»)
- Почему? (дети – Потому что он гласный.)
- А здесь какой звук лишний? (на стенде буквы: А - Р - О - У) (дети – «Р»)
- Почему? (дети – Потому что он согласный.)
Волшебница: Молодцы!
Сказочница: Дорогая Волшебница! Наши Звуки умеют определять своё место в слове. Пожалуйста, Звук «А», «О», «У», «С», «Ш», «Р». (дети по картинкам определяют место своего звука в слове – начало, середина, конец слова).
Волшебница : Хотите ещё со мной поиграть? (дети – Да!) Подойдите ко мне те, у кого в имени есть звук «С», «Р», «А». (дети подходят, называют имя).
Сказочница : Спасибо, Звуки! Дорогая Волшебница, отдохните, а мы поиграем в игру «Составь слог (слово).
- Буквы, составьте слоги! (дети встают парами, составляют слоги: «СА», «ШО», «РУ»).
- Прочитайте свои слоги. (дети читают)
- А теперь составьте слова. ( дети составляют слова: «АУ», «ОСА», «ШАР», читают их).
Волшебница : Какие вы умные!
Сказочница : Наши жители не только умные , но и дружные. Сейчас вы в этом убедитесь. Игра называется «Найди букву». Построились: команда «гласных», капитан - Звук и буква «А»; команда «согласных», капитан - Звук и буква «С». Ваша задача: каждому звуку найти свою букву в алфавите, используя слова: справа, слева, над, под, между. Чья команда выполнит задание правильно, быстро и получит больше призов от Волшебницы, та и победит. (дети выполняют задание: Буква «А» стоит….(О, У, С, Ш, Р).
Сказочница : Дорогая Волшебница! Есть ли у нас команда – победитель? (ответ – Нет). Предлагаю продолжить игру до победного конца. Задание усложняется: остаются по одному человеку от каждой команды; предстоит найти не свою, а другую букву. ( дети выполняют задание, определяется победитель).
Волшебница : Друзья мои! Мне очень понравилось у Вас в гостях, но пора возвращаться в своё королевство. На память о нашей встрече хочу подарить вам подарки (дарит детям книжки - раскраски).
«Звуки-буквы»: Спасибо! До свидания!
Сказочница : Нашей сказке конец, а кто слушал …..(дети : Мо-ло-дец!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»
Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"
Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и об осенних изменениях в природе....
Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.
Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы
В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"
Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....