Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по формированию речемыслительной деятельности

у дошкольников старшего дошкольного возраста

(седьмой год жизни) с ОНР.

Тема: Овощи.

Аннотация

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной образовательной коммуникативной технологии формирования и коррекции речемыслительной деятельности. Технология представляет собой целостную систему работы по восполнению пробелов в становлении речевой и интеллектуальной деятельности и реализуется в течение трех лет пребывания ребенка в детском саду.

Конспект содержит цели и задачи, подробное изложение хода логопедического занятия. Содержание занятия определяется основной образовательной программой дошкольного образования (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие») и программой коррекционного обучения данной возрастной группы.

        Занятие носит комплексный характер и содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Разнообразие игровых заданий дает возможность индивидуально подходить к каждому ребенку с учетом его психофизических особенностей, позволяя системно работать над развитием всех сторон речи и мышления: формировать, развивать и закреплять необходимые компоненты (операциональные и содержательные).

На занятии используются элементы сюжетно-ролевой игры и здоровьесберегающих технологий, упражнения для развития сенсомоторики, зрительно-пространственной ориентации, мыслительных операций, при этом ребенок ставится в ситуацию постоянного оречевления всех своих действий, что способствует развитию всех сторон речи и закреплению формируемых коммуникативных навыков.

Использование ИКТ и различных развивающих заданий при проведении занятия способствует повышению интереса и развитию мотивационной готовности к логопедическим занятиям у детей, а также - повышению концентрации и устойчивости внимания, развитию работоспособности и сохранению продуктивности деятельности.

Цель:

1.Активизировать, обогащать и закреплять знания обучающихся об овощах, о труде взрослых, сезонных работах  в огороде.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать и обогащать словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов;
  • закреплять приобретенные произносительные навыки;
  • развивать темпо-ритмические характеристики речи;
  • совершенствовать навыки:
  • употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения и увеличения;
  • употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже;
  • согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.
  •  составления сложносочиненных предложений при сравнении овощей;

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память;
  • развивать речевое дыхание;
  • совершенствовать координацию речи с движением;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза;
  • развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения), пространственно-временные представления;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни;
  • совершенствовать умение работать в коллективе;
  • повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование

Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Овощи» в режиме PowerPoint, предметные картинки.

Технологии:

  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • диалог с детьми;
  • рефлексия.

Форма проведения: фронтальная

Предварительная работа:

  • беседа об овощах, о сезонных работах в огороде, о здоровом образе жизни;
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Засолка капусты», физминутки «Урожай»;
  • использование графических моделей «Семейка слов» и алгоритмов описания предмета в рамках всех лексических тем;
  • отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме «Овощи»;

Этапы:

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Называют нас плодами,

В огороде мы растем,

Летом жарким созреваем,

Сбора урожая ждем.

Дети: Это овощи.

Логопед: Какие овощи вы знаете?

Дети: Помидор, картофель, репа, перец, кабачок, огурец, свекла, редис, лук.

(Слайд 2)

II. Введение в тему.

Стук в дверь: «Вам письмо».

Логопед читает письмо: «У меня в огороде вырос богатый урожай овощей. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».

 Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?

Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает овощи в огороде.

- Правильно, это письмо от огородника.

- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?

Дети: Потому что может наступить холодная погода, и овощи замерзнут. Семье огородника нечего будет кушать зимой.

Логопед: Правильно, молодцы! Огородник долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы заморозки (лексическое значение) уничтожили его труд. Поможем ему? Отправляемся в огород.

III. Основная часть.

1. Активизация и обогащение словаря (Игры «Подбери признаки, действия к предмету», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому»)

Логопед: Вот мы и в огороде. (Слайд 3)

- Здравствуйте, ребята!         (Здравствуйте!)

- Вы узнали огородника? (Да). (Слайд 4)

- Что он делает в огороде весной? (Слайд 5)

Дети: Огородник копает, сажает, поливает.

- А летом? (Слайд 6)

Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.

- Чем занимается огородник осенью? (Слайд 7)

Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.

Логопед: Почти весь год огородник работает. Как сказать по-другому? (Трудится)

- Следит за огородом, а по-другому? (Наблюдает)

- Он все время работает, ему даже некогда…(отдохнуть)

- Что нужно огороднику для работы?

Дети: Огороднику нужна лопата, грабли, коса, лейка, ведро, тачка, молоток.

- Назовите эти предметы одним словом? 

Дети: Это огородные инструменты.(Слайд 4)

-Давайте покажем, что ими делают.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики

  • Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась, видно очень устала.

  • Сгребаем граблями землю («причесать» язык зубами)
  • Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)
  • Песенка водички из лейки.
  • Глубокое ведро («чашечка»)
  • Молоток стучал, стучал («т-т-т» по альвеолам)

Огородник ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому…(богатый). (Слайд 8)

- Какие замечательные овощи выросли! Похвалите их. (Овощи большие)

- Как сказать по-другому? (крупные, огромные)

- Все овощи крупные и даже совсем нет каких? (маленьких, мелких),

- Какие еще овощи? (красивые, аппетитные, сочные, сладкие, горькие, твердые, полезные)

- Все овощи полезные, и совсем нет, каких? (вредных) 

- Овощи поспели, значит, они…(спелые, зрелые).

- Овощи приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)

- Как сказать по-другому? (душистые)

Дыхательная гимнастика

-Давайте понюхаем овощи (наращивание фразы): Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет овощами! (на выдохе).

2. Игра «Семейка слов» (Слайд 9, 10)

Логопед: Много грядок с овощами в огороде. А вот эта грядка необычная. Что же тут растет? (графические модели для образования родственных слов).

Дети: На этой грядке выросла «семейка» слов.

Логопед: От какого слова они «родились»? (От слова «огород»)

Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки:

(Огород, огородик, огородище, огородный, огородник, огородница, огородничать, огородничество, Огородников).

Логопед: Придумайте предложения с этими словами.

Дети: Заботливый огородник поливает овощные грядки. На грядке стоит огородное пугало и отпугивает птиц, чтобы они не клевали овощи.

3.Динамическая пауза.

Речь с движением «Урожай»

Логопед: Ребята, нам надо спешить с уборкой урожая! Возьмем корзины, они  пока еще…(пустые) и поэтому какие? (легкие) (имитация ходьбы с легкой корзиной)

В огород пойдем, урожай соберем.

Мы моркови натаскаем,

Мы картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения).

Логопед: Теперь наши корзины доверху нагружены овощами, поэтому они какие? (Корзины полные и тяжелые). Покажите, как вы их понесете.

Логопед: Вспомните, как мы убирали овощи? Что выдергивали? Как убирали капусту? Что еще можно срезать? Сорвать? Выкопать?

Дети: Морковь, репу, лук выдергивали. Капусту срезали. Можно срезать тыкву, кабачок. Можно сорвать огурцы, помидоры, горох, укроп. Выкопаем картофель.

4. Игра «Карлики-великаны» (Слайд 11, 12)

Логопед: Не только мы собираем урожай, карлики и великаны тоже трудятся на своих огородиках и огородищах.

У нашего огородника вырос огурец, у карликов – (огурчик), а у великанов -(огурчище)

Логопед: Морковь, помидор, тыква, баклажан, лук, картошка.

Дети приседают, называя «маленькие» овощи, встают на носочки, называя «огромные» овощи.

5. Игра с мячом «Скажи одним словом про овощ»

Логопед: Редис белый и розовый – бело-розовый редис,

- тыква яркая и оранжевая, значит, она….. (ярко-оранжевая)

- огурец темный и зеленый,

- кабачок светлый и зеленый,

- помидор кислый и сладкий

6. Игра «Веселый счет» (Слайд 13)

Логопед: Мы собрали целую корзину овощей. Назовите, чего сколько лежит в корзине?

Дети: В корзине лежит пять длинных огурцов, три красных помидора и т.д.

7. Игра «Слоги слово загадали» (Слайд 14)

Логопед: Огородник предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.

 Слоги слово загадали:

 «па» - в конце, а «ре» - в начале; (репа)

«ва» - «тык»; (тыква)

«ковь» - «мор»; (морковь)

«дис» -  «ре»; (редис)

«нок» -  «чес»; (чеснок)

- Повторите слова (репа, тыква, морковь, редис, чеснок).

 8. Игра «Убери лишнее»-

На наборном полотне 8 картинок с изображением овощей

Логопед: Уберите те овощи, про которые не было загадок. Что вы убрали? Оставшиеся картинки расставьте по порядку. (Дети расставляют картинки по порядку: репа, тыква, морковь, редис, чеснок ) (Слайд 15)

 9. Игра «Что где стоит?» (Слайд 15)

Логопед:  Огородник продолжает загадки. Какой овощ стоит перед редисом? (Морковь)  Как еще можно сказать, где стоит морковь? Используйте слова «после», «за», «между», «слева», «справа».

Дети: Морковь стоит после тыквы; между тыквой и редисом.

- Какой овощ лишний? Почему?

Дети: Лишняя тыква, потому что она растет над землей, а остальные овощи – в земле.

10. Игра «Сравни тыкву и морковь» (по алгоритму) (Слайд 16, 17)

Логопед: Давайте сравним тыкву и морковь. Чем они похожи?

Дети: Это овощи, растут на грядке, они оранжевые, сладкие, полезные, сочные, твердые, можно кушать в сыром и вареном виде, выжать сок.

Логопед: Чем отличаются эти овощи?

Дети: Тыква крупнее моркови; тыква круглая, а морковь длинная, продолговатая; тыква растет над землей, а морковь – под землей; тыкву срезают, а морковь выдергивают; у тыквы толстая корка, а у моркови ее нет; у тыквы много семечек внутри, а у моркови - нет.

11. Игра «Овощные блюда». (Слайд 18)

Логопед: Огородник благодарен за помощь и приготовил нам в подарок целый мешок овощей. Огородница спрашивает: « Нужно ли есть овощи? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы овощные блюда? Что готовят ваши мамы из овощей?

Дети: Овощи нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые овощи. Моя мама варит овощной суп, делает капустный салат, выжимает томатный сок, готовить картофельное пюре  и т.д.

Логопед: Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают овощи и очень любят, когда она готовит: (Слайд 19)

- оладьи из кабачков, какие оладьи?; (кабачковые оладьи)

- рагу из овощей;

- икру из баклажанов;

- запеканку из тыквы и моркови; (тыквенно-морковная запеканка)

- приправу из томатов и чеснока 

Хозяйка говорит, что она всегда солит капусту на зиму, так как в ней сохраняются витамины, и нас хочет научить этому.

Пальчиковая гимнастика. (Слайд 20)

Мы капусту рубим, мы морковку трем,

Мы капусту солим, мы капусту жмем

И в бочку кладем.

IV. Итоги. Окончание занятия.

Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились и помогли сельским жителям. Что нового и полезного вы сегодня узнали?

Список литературы

  1. http://idi-k-nam.ru/
  2. festival.1september.ru/preschool/ логопедия
  3. http://www.logolife.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»

Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...

Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.

Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста  (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...

Конспект организационной образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (седьмого года жизни) по теме: «Обувь».

Конспект ООД  для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста  (седьмого года жизни)  по теме: «Обувь» составлен в соответствии с технологией "Ситуация" Л.Г. Пе...

Конспект игрового занятия в рамках кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Веселые посиделки"

В данной методической разработке представлен опыт работы педагога по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятель...