Конспект организационной образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (седьмого года жизни) по теме: «Обувь».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект ООД для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (седьмого года жизни) по теме: «Обувь» составлен в соответствии с технологией "Ситуация" Л.Г. Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_obuv.docx | 250.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организационной образовательной деятельности
для детей с ЗПР
старшего дошкольного возраста
(седьмого года жизни)
по теме: «Обувь».
Учителя – дефектолога
МБДОУ № 34 станицы
Дмитренко Е.А.
станица Ленинградская
2017 г.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с историей появления и изменения обуви.
2. Развивать коммуникативные навыки: умение работать в группах, учитывать мнение партнера.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, насекомым. Формировать желание помочь многоножке.
4. Формировать опыт фиксации затруднения в деятельности, опыт целеполагания и самостоятельного преодоления затруднения; умения радоваться полученному результату.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
- наборы карточек сезонной обуви и обуви, изобретённой в ходе истории А5;
- презентация физ. минутки «Путешествие по тропинке с весёлыми насекомыми» и презентация истории обуви;
- набор карточек игры «Четвёртый лишний»;
- ноутбук, экран, диапроектор.
Ход занятия:
- Введение в ситуацию.
1.1 Беседа о путешествии.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность; актуализировать представления детей о сезонной одежде.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, а вы любите прогулки на улице?
- Да!
- Скажите, пожалуйста, а где вы любите гулять на улице?
- На спортивной площадке, в парке, на площадке детского сада, на площади…
- А в какое время года вы любите гулять?
- Я летом, я зимой…
- А в какую погоду вы любите гулять? И почему?
Ответы детей:
- Я люблю гулять в солнечную тёплую погоду.
- А я тоже люблю гулять, когда тепло.
- А я люблю гулять зимой, в безветренную погоду, когда идёт снег, и ладошками можно поймать красивые большие снежинки.
И другие ответы детей.
- Ребята, а какую одежду вы надеваете на прогулку? (Летом футболки, шорты, лёгкие платья, юбки, кепки, панамки и т.д. Зимой тёплые куртки, пальто, шапки, брюки и т.д. Весной … Осенью…)
- А я люблю гулять осенью, когда светит солнышко, жёлтые листья кружат, подхваченные лёгким тёплым ветерком. Люблю шорох листьев под моими ногами, когда гуляешь по осеннему парку. В такую погоду я надеваю лёгкую куртку, лёгкие брюки и с удовольствием дышу свежим воздухом и собираю букет осенних ярко жёлтых, оранжевых и пурпурных листьев.
- Ребята, но я вам предлагаю совершить летнюю прогулку на солнечный зелёный луг.
- Хотите прогуляться?
- Да!
- Ну, тогда собирайтесь. Одеваем лёгкие футболки, мальчики шорты, девочки лёгкие платья, сарафаны. Не забываем надеть головные уборы. (Имитируют движениями, как одеваются на прогулку). А что бы нам было веселее давайте возьмём с собой друзей. Друзья, пойдёмте с нами на прогулку.
Включается музыка и на мультимедиа включается презентация, на которой насекомые под музыку делают ритмические, танцевальные движения. Дети повторяют движения и, пританцовывая, отправляются на прогулку.
На слайде появляется многоножка, обутая в разную обувь.
- Ребята, посмотрите, кого мы встретили?
- Многоножку.
- Ребята, а почему многоножку называют многоножкой?
- У многоножки много ножек.
- Здравствуй, многоножка. Ты тоже вышла на прогулку? (Воспитатель наклоняется к экрану, делает вид, что многоножка говорит ей что-то по секрету). Да, да, я поняла. Ребята, знаете, что мне поведала многоножка?
- Нет.
- Хотите, расскажу?
- Да!
- Любопытной многоножке
Дали разные сапожки,
Сланцы, туфли и сандали,
Красные галоши дали.
Удивилась многоножка,
На какую же ей ножку
Обувать галоши, туфли
Осенью и летом нужно?
И зимой, весной и летом
Круглый год носила это
Сланцы, туфли и сандали,
И галоши, что ей дали.
Заболела многоножка,
Промочила она ножки.
Что же делать помогите,
Многоножке расскажите.
Как же выбрать многоножке
По сезону ей сапожки,
Сланцы, туфли и сандали,
И галоши, что ей дали.
Что обуть необходимо
Жёлтой осенью дождливой,
Летом жарким и весной,
Когда снег бежит рекой.
Что обуть зимой холодной,
Белой, снежной и морозной.
Помогите многоножке
Обувь подобрать на ножки.
- Хотите помочь многоножке?
- Сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игровая образовательная ситуация «Сезонная обувь».
Дидактические задачи: актуализировать знания о сезонной обуви, тренировать внимание.
Дети подходят к столам.
- Ребята, многоножка просит вас помочь разложить обувь в соответствии с сезонными изменениями. Давайте разделимся на 4 команды (Дети по желанию распределяются в команды, по жребию выбирают карточки времён года – зима, весна, лето, осень, собирают обувь, соответствующую своему времени года).
- А теперь расскажите, какая обувь соответствует времени года – весне (лету, осени, зиме)? (Команды по очереди рассказывают и объясняют выбор карточек).
Воспитатель хвалит детей за внимательность.
- Молодцы, ребята, теперь наша многоножка узнала, какую обувь, когда носить.
3. Затруднение в ситуации.
3.1. Игровая образовательная ситуация «Обувь из прошлого».
Дидактические задачи: под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
- К нашей юной многоножке
Погостить пришла немножко
Бабушка в красивой шляпке
С сундучком с железной пряжкой.
Сундучок волшебный этот
Путешествовал по свету.
Собирал секретики,
Прошлого приветики.
Много знаний он хранит,
Всех ребят он удивит.
Прошлое он всем покажет,
Много нового расскажет.
День прошёл, с приходом ночи,
Бабушка устала очень.
И легла она в кровать
На подушку почивать.
Любопытной многоножке
Не уснуть сегодня ночью.
Хочется сундук открыть,
Волшебство с ним сотворить.
Сундучок она открыла,
А потом закрыть забыла.
Ветер обувь подхватил,
Всё смешал, сундук закрыл.
Услыхала многоножка
Шум от ветра тёмной ночью.
Ой, ой, ой, что натворила?
И зачем сундук открыла?
Помогите многоножке
Лапти разобрать, сапожки,
Обувь с прошлого найти
И порядок навести.
− Хотите помочь многоножке?
− Сможете?
Детям предлагаются карточки, на которых изображены по 4 пары обуви изобретённых в разных исторических периодах. Детям предоставляется самостоятельно определить обувь, в соответствии хронологической последовательности, когда она была изобретена, и обвести фломастером 3 пары обуви, которые были изобретены в одно время, а одну пару обуви, которая была изобретена в другое время. (Например, 3 пары обуви лаптей разных видов и одна пара обуви современных кроссовок). Возникает затруднение, т.к. они могут предлагать разные варианты.
- Смогли мы помочь многоножке и определить, какая обувь и в какой последовательности была изобретена?
− Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, какую обувь изобрели раньше, а какую позже).
− Значит, что нам надо узнать? (Какая обувь была изобретена раньше, а какие – позже, т.е. историю изобретения обуви).
4. Открытие нового знания.
4.1. Образовательная ситуация «Виртуальное путешествие во времени, с помощью волшебного сундука».
Дидактические задачи: формировать представление об «истории» изобретения обуви.
− Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).
-Кто же нам теперь поможет?
Кто открыть нам тайну сможет?
Как же обувь появилась?
Кем, когда она открылась?
Наш волшебный сундучок
Заскрипел, поднял крючок.
Крышку медленно открыл.
Чудо, он заговорил!
«Все идите поскорей,
Не забудьте взять друзей.
Отправляемся мы в путь,
Что увидишь – не забудь».
Дети располагаются на ковре у экрана, на котором появляется открывающийся сундук, рассказывающий и показывающий историю изобретения обуви.
Слайд.
Каждый день мы пользуемся обувью и привыкли к ней, пожалуй, не меньше, чем к собственным ногам, но часто ли мы задумываемся – а как вообще придумали обувь? И какой долгий путь она прошла, превратившись из примитивной защиты в удобную, красивую, комфортную обувь. А ведь история обуви таит в себе немало интересного и познавательного.
Слайд.
История обуви насчитывает не одно тысячелетие.
Давным-давно, когда человек жил в пещерах он ходил босиком. Как вы думаете, ему, было, удобно обходится – без обуви? (Нет).
- А почему? (Он ранил ноги камнями, царапал о колючие ветки…).
Слайд.
Древний человек долго осваивался в неуютном и полном опасностей мире. Для защиты от холода и острых камней под ногами один человек догадался намотать на ноги куски шкуры убитого им зверя и этим начал многовековую историю обуви. Самодельная обувь того времени была гораздо удобнее современных туфель и ботинок от самых известных модельеров! Ученые обнаружили, что они более комфортны для ходьбы, сохраняют оптимальную температуру и быстрее высыхают от влаги. Столь практичная обувь была сделана из медвежьей кожи, а во внутреннюю часть для тепла в нее складывали сухую траву...
Слайд.
В странах с теплым климатом обувь требовалась несколько другая - в жару не очень приятно передвигаться в медвежьих шкурах. В Греции на ноги ремнями привязывали куски коры - именно так появились знаменитые сандалии, не утратившие своей актуальности и в наше дни - наверно, как раз потому, что они очень удобны при ходьбе.
Слайд.
А в Древней Индии они изготавливались из душистых пород сандалового дерева, что, собственно, и дало им название.
Слайд.
А в Древнем Египте носили сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса. У ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, высокие башмаки, очень похожие на современную обувь. Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение.
Слайд.
Греки, кроме простых сандалий, носили полубашмаки с задником и сапоги на шнуровке с открытыми пальцами. Именно в таких сапожках обычно изображали богиню охоты Артемиду. А греческие куртизанки носили особые белые сапоги и сандалии, оставлявшие на песке след с надписью: "Следуй за мной".
Слайд.
Римляне в публичных местах появлялись исключительно в обуви, закрывающей всю ногу. Сенаторов и патрициев можно было узнать по черному цвету сандалий. Чем выше было положение римлянина в обществе, тем больше ремешков придерживали его обувь. Плебеи ходили в подошвах, привязанных к ноге одним шнурком...
Слайд.
На Востоке долго обходились лишенными жесткой подошвы тапками. Земляные и глинобитные полы в домах и отсутствие мостовых в селениях Азии не предполагали использование обуви с подошвой, которая создавала бы избыток пыли. Показательно, что тюркское слово "башмак" применяется в русском языке для обозначения обуви мягких, бесформенных очертаний. Это полностью применимо и к современным чувякам - мягкой кавказской и среднеазиатской обуви, весьма напоминающей европейские тапочки, появившиеся под восточным влиянием еще в V веке нашей эры.
Слайд.
Туфельки, которые столетия назад носили китаянки – настоящие произведения искусства, поражающие своими крошечными размерами и изяществом.
Эталоном женской красоты в Китае долгое время считалась малюсенькая ножка, по форме напоминающая прекрасный лотос или маленький полумесяц. С трёхлетнего возраста стопу будущей женщины настолько деформировали бинтами, притягивая пальцы ноги к пятке, что потом девочка просто не могла передвигаться без посторонней помощи или вынуждена была семенить мелкими шажками.
- Как вы думаете, удобно ли вам было бы носить обувь, младших братьев или сестричек, которая вам очень мала? (Нет. Она бы давила на пальчики ног. Маленькая обувь натирает мозоли или волдыри…).
Слайд.
Русь лапотная. Так издавна называли нашу страну - столь широкое распространение получил у нас этот вид обуви. Первое упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет". Плелись они с помощью особого шила - кочедыка из лыка или бересты почти в каждом деревенском доме. Лапти носили не только русские, но и литовцы и латыши. А многие народы Азии изготавливали обувь из соломы или древесной коры.
Слайд.
Но суровой русской зимой никак было не обойтись без валенок сгалошами. Тот, кому довелось походить в них, сразу же скажет - в морозы это самая удобная и комфортная для человека обувь - в них ноге очень мягко, тепло и в тоже время она совершенно не потеет при ходьбе. Интересно, что валенки появились на Руси не так давно, а происхождение свое они ведут... тоже из Азии. На Руси валенки появились позже и сразу же полюбились ее жителям.
Простые валенки "катали" - отсюда второе название "катанки" - из овечьей или козьей шерсти. Производство валенок всегда носило кустарный характер, потому что никакая механизация не могла избавить мастеров от ручного труда. Одни валенки натирали пемзой, чтобы убрать лишний волос и придать им большую плотность, а другие, наоборот, ворсили, делая их пушистыми и мягкими на ощупь.
Пока Россия ходила в лаптях, в Европе в моду вошли туфли с длинными загнутыми вверх носами. Рядовой дворянин носил башмаки на полтора размера больше длины ступни, а барон - даже на два размера. В результате носок приходилось привязывать веревкой к ноге. А особым считалось прикреплять на загнутый кончик туфли колокольчик или бубенчик. Но вскоре длинноносой моде пришел конец - Филипп IV издал указ, согласно которому башмаки дворян не могли быть длиннее двух футов, то есть 60 сантиметров.
Слайд.
Затем обувная мода резко изменилась. Туфли укоротились, но стали заметно шире - до шестнадцати сантиметров. Затем к ним прибили деревянные каблуки. Подолы дамских платьев скрывали обувь, видеть которую считалось неприличным, и поэтому никто особо не следил за дизайном женских туфель. Зато мужская мода здесь не знала удержу - мужчины красовались в совершенно экзотических башмаках. Но вскоре дамы догнали и перегнали мужчин в вопросах красоты обуви.
Слайд.
Вскоре юбки укоротились настолько, что туфли вышли на всеобщее обозрение. Обувь в результате стала легкой, причудливо украшенной - в качестве материалов при изготовлении женской обуви использовались кружева, шелк, бархат и парча. В середине века в моду вошли узенькие туфли на высоких и средних каблуках, украшенные пряжками, бантами, драгоценностями или цветными стразами - искусственными драгоценными камнями.
Слайд.
Но в XVIII веке врачи начали выступать против вредных для здоровья узких туфель на высоких каблуках. Появились бальные шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве. Их украшали букетиками и вышитыми гирляндами или мелкими композициями из бисера. Обувь крепилась с помощью лент, которые завязывали крест-накрест несколько выше щиколотки.
Слайд.
В эпоху Наполеона появляются тяжелые ботинки на пряжке, похожие на армейские ботфорты. Эти ботинки стали прообразом современной европейской обуви для мужчин. С 70-х годов изменяется набор материалов для производства обуви. В употребление входят более твердые сорта кожи, а бархат и шелк исчезают. Меняется и конструкция туфель: верх собирают из пяти и более деталей, сшиваемых на машине. Форма обуви становится более жесткой, появляются шнуровка и застежки. Дамская обувь в принципе тоже мало отличалась от современных моделей - высокие башмачки или ботинки на невысоком каблуке, опушенные мехом.
Слайд.
В истории XX века наибольший прорыв, пожалуй, произошел в спортивной обуви - она становится необычайно популярной, и носят ее все! Наибольшее распространение получили кроссовки.
Слайд.
Современная обувь стала удобной и красивой. Она очень разнообразна: для занятий спортом, туфли для танцев, удобные балетки, разнообразные сапожки…
В ходе показа презентации воспитатель обращает внимание детей на внешность обуви, её особенность формы, украшение, спрашивает детей о том, удобно ли было бы им носить такую обувь в современном мире.
Сундучок наш замолчал.
Всё про обувь рассказал.
Крышку он свою закрыл,
Ничего он не забыл.
Тайны обуви открылись.
Знанья все нам пригодились.
Многоножке мы поможем,
Разложить всю обувь сможем.
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
5.1. Образовательная ситуация «Виртуальное путешествие во времени, с помощью волшебного сундука» (продолжение).
− Сможем мы теперь помочь многоножке и определить, какая обувь была изобретена в одно время, а какая в другое?
- Да.
Детям предоставляется самостоятельно определить обувь, в соответствии хронологической последовательности, когда она была изобретена, и обвести фломастером 3 пары обуви, которые были изобретены в одно время, а одну пару обуви, которая была изобретена в другое время.
− Многоножка очень рада и благодарит нас за помощь.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
− Ребята, где мы сегодня побывали?
− Кому и чем нам удалось помочь?
− Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали много нового об обуви, о том, как появилась обувь и как она изменялась и совершенствовалась).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»
Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...
План работы по реализации проекта «Преемственность в работе МБДОУ №64 «Пингвиненок» и МБОУ № 24 с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни на 2014-2015 учебный год
План работы по реализации проекта «Преемственность в работе МБДОУ №64 «Пингвиненок» и МБОУ № 24 с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни на 2014-2015 учебный год...
Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.
Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР....
Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.
Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР....
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»
Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (седьмого года жизни) на 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (седьмого года жизни),разработана в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной основной об...