Адаптивная программа индивидуального маршрута развития ребенка.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи в освоении 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптивная программа индивидуального маршрута развития ребенка.

Пояснительная записка.

   Содержание работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

  • в освоении основной программы дошкольного образования,
  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
  • их социальную адаптацию.

     В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Таким образом, программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи в освоении Образовательной  программы.

Цели программы:

  • создание системы комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ,  их социальной адаптации.
  • создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного бразования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

— оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Ожидаемый результат:

  • создана система комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ,  их социальной адаптации.
  • созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

 Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ДОУ

Ответственные

Сроки проведения

1

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.

Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития».

Специалисты ДОУ

Педагоги

Май

2

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

Проведение  психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников.

Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой.

Психолог

Педагоги

Сентябрь

Октябрь

3

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.            

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение углубленного диагностического обследования

Специалисты

Педагоги

Октябрь

Январь

4

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанника.

Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей.

Педагоги

Психолог

В течение учебного года

Октябрь

Май

5

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

Диагностика семейной и социальной ситуации развития.

Психолог

Педагоги

В течение учебного года

6.

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Динамическое  наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк

Специалисты Педагоги

В течение учебного года

7.

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся.

Психолог

педагоги

Апрель

Май

Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ: 

  • соблюдение режима дня,
  • мероприятия по физическому и психическому закаливанию,
  • специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением,
  • особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании,
  • использование здоровьесберегающих технологий


Хроническое заболевание

Фамилия, имя ребенка

Проявления

Причины

Работа с ребенком

Планируемый результат

Фенилкетонурия

Беляев Даниил

Вялость ребенка; отсутствие интереса к окружающему; иногда повышенная раздражительность; беспокойство; срыгивания; нарушения мышечного тонуса (чаще мышечная гипотония); судороги; признаки аллергического дерматита; появляется характерный «мышиный» запах мочи.

Фенилкетонурия представляет собой достаточно тяжелое наследственное заболевание, основная тяжесть проявлений которого сосредоточена, прежде всего, на нервной системе.

  Возникает по причине нарушения обмена аминокислот, учитывая же поражение при этом ЦНС, ее проявления сводятся к нарушению умственного развития

Строжайшая диета соблюдается на протяжении, как минимум, пяти лет.  В обязательном порядке детям назначается курс лечебной физкультуры и массажа. Дополни-тельно назначаются занятия, способствующие развитию логики.
Широко использу-ется лечебная гимнастика, общий массаж и др. Комплексная реабилитация детей с фенилкетонурией предусматривает специальные методы педагоги-ческих воздействий в процессе подго-товки к школе. Больные нуждаются в помощи логопеда, педагога, в ряде случаев – дефекто-лога.

Улучшения в состоянии здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.

Индивидуальный  маршрут развития выстраивается  с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....

Дидактические игры и по основным разделам программы для детей старшего дошкольного возраста (приложение к индивидуальным маршрутам развития ребенка)

Игры направлены на обучение и закрепление знаний по ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений, развитию речи, чтению художественной литературы лепке, аппликации....

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...