СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по коррекционной педагогике ( группа) по теме
Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка», Красноярск 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции педагогов, психологов 25-26 февраля 2014 г.
«Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка»
Направление:
Технологии сопровождения особого ребенка в условиях образовательных, социальных учреждений, негосударственных центров развития детей
Куратор: Котова Елена Владиславовна к.психол.н., доцент
Материалы представлены в авторской редакции
СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Роговенко Т.Н. ЦДиК № 9 г. Красноярск
Целенаправленно вопросом школьной неуспеваемости детей в России стали заниматься с середины 50х гг. XX века. Это было связано с изменениями в школьной системе, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли проблемы в обучении детей и выделились группы неуспевающих учеников. Педагогический смысл данного явления раскрывается в работах А.М. Гельмонта, М.А. Данилова, В.С. Цетлин и др.
По мнению М.А. Данилова неуспеваемость возникает тогда, когда нарушается единство требований и возможностей учащихся. А.М. Гельмонт рассматривает неуспеваемость в зависимости от количества учебных предметов, по которым отстает школьник. В.С. Цетлин исследует неуспеваемость и ее причины в тесной связи с такими дидактическими категориями, как содержание и процесс обучения [6].
Психологи выделяют типологии неуспевающих учащихся по различным критериям. В.И. Самохвалова исследовала индивидуальные различия первоклассников, возникающие в их учебной деятельности. В основу деления школьников на группы автором положены три критерия: отношение ребенка к учению; умение организовать свою учебную деятельность; особенности усвоения знаний и навыков [4]. Н.И. Мурачковский классифицирует неуспевающих учащихся в зависимости от уровня их интеллектуального развития, отношения к учебной деятельности и от тех способов, которыми учащиеся компенсируют свои неудачи в процессе обучения [3]. Во всех исследованиях, посвященных изучению познавательных процессов детей с трудностями в обучении, подчеркивается особенность этих детей, заключающаяся в то, что, имея достаточные способности к обучению и отсутствие патологии интеллекта, они, тем не менее, обнаруживают ряд характеристик, снижающих их возможности к усвоению школьных знаний (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, Н.А. Никашина, В.Л. Подобед, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, И.А. Цыпина и др.) [5].
Таким образом, дети, испытывающие трудности в обучении это дети: 1) которые показывают значительное, с точки зрения успешности обучения, расхождение между оценкой их учебного потенциала и реальной учебой вследствие дисфункций в учебном процессе; 2) дети, у которых затруднения в обучении не являются следствием общей умственной отсталости, культурной, сенсорной или образовательной депривации или серьезных эмоциональных нарушений, вызванных воздействием внешней среды [8].
Школа в свою очередь создает условия, обеспечивающие
эффективность обучения таких детей: сокращение наполняемости класса, влияющее на изменение общего психического климата и позволяющее учителю реализовать во фронтальной работе в классе принцип индивидуализации обучения; отказ от авторитарного стиля общения; важное условие – построение учебного процесса на основе учета актуальной зоны развития и максимальной активизации зоны ближайшего развития учащихся. Оно обеспечивает реальную возможность индивидуального подхода, предусматривающего помощь каждому ученику как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепления и самостоятельного применения; применение в практической деятельности учителя новых подходов и технологий (личностно-ориентированная технология, технология интегрированного урока, игровая технология, ИКТ); использование в системе работы учителя индивидуализации домашних заданий (д/з даются индивидуально с учетом возможности успешного выполнения их ребенком); комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, которое осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях посредством взаимодействия учителя, психолога, логопеда, социального педагога; посещение учащимися группы продленного дня, занятий в секциях и кружках ДЮСШ и ЦДТ [2].
Сопровождением ребенка с трудностями в обучении в современных условиях образования обеспечивается не только педагогами школ, но дополнительными специалистами: логопедами, дефектологами, психологами, которые помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях, а родителям оказывают консультативную помощь о проблемах ребенка и как лучше простроить с ребенком занятия в домашних условиях. Но современная система образования несет за собой не только ряд положительных нововведении, но и на ряду с ними, проблем. Одна из которых, это отсутствие дополнительных специалистов в школах, детских садах и в этом случае ребенок не получает должной помощи, а соответственно и положительная динамика в развитии ребенка с трудностями в обучении
будет минимальна.
С учетом данных трудностей, актуально возникновение и развития Центров Диагностики и Консультирования, которые оказывают огромную помощь как детским садам и школам, так и просто заинтересованным в развитии своего ребенка родителям. Являясь, педагогом-психологом Центра Диагностики и Консультирования № 9 (далее ЦДиК № 9), хотелось бы поделиться опытом организации помощи детям с трудностями в обучении. Центр в год оказывает помощь более 1000 человек, а также сотрудничает с дошкольным образовательным учреждениям и школам. В частности, работает с детьми, имеющими трудности в обучении. С этой целью в центре созданы и реализовываются авторские программы на базе школ: 51, 14, 4. Для детей, которые посещают индивидуальные занятия в центре, создается «Индивидуальная программа развития ребенка», с учетом возрастных и познавательных особенностей учащегося, специалисты комплексно работают над «проблемными зонами» ребенка. Ведь дети, имеющие трудности в обучении это специфическая группа, которой требуется помощь не только учителя, но и психолога, дефектолога, логопеда, которые бы работали на единый результат- норма развития ребенка. Взаимодействие каждого специалиста с ребенком всегда оказывает положительное влияние на его развитие, так как в таких условиях создается «зона ближайшего развития», когда ребенок в сотрудничестве со взрослым, под его руководством решает задачи, ранее ему недоступные.
Таким образом, при работе с детьми школьного возраста с трудностями в обучении необходимо использовать различные методы и приемы, воздействующие на разные стороны развития личности. Это доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное - внимание к ребенку - помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Библиографический список
- Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326
- Камаренко А.А, Темергалиева Л.М. Педагогический совет по теме "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях гетерогенного состава учащихся", М.: 2011.
- Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников [Текст] / Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7. - С.23.
- Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997.
- Ташина Т.М. Психолого-акмеологические предпосылки продуктивного развития младших школьников с трудностями в обучении : диссертация ...
кандидата психологических наук : 19.00.13 / Ташина Т.М.- Шуя, 2010.- 260 с.:
ил. РГБ ОД, 61 11-19/6
- Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - С.243.
эффективность обучения таких детей: сокращение наполняемости класса, влияющее на изменение общего психического климата и позволяющее учителю реализовать во фронтальной работе в классе принцип индивидуализации обучения; отказ от авторитарного стиля общения; важное условие – построение учебного процесса на основе учета актуальной зоны развития и максимальной активизации зоны ближайшего развития учащихся. Оно обеспечивает реальную возможность индивидуального подхода, предусматривающего помощь каждому ученику как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепления и самостоятельного применения; применение в практической деятельности учителя новых подходов и технологий (личностно-ориентированная технология, технология интегрированного урока, игровая технология, ИКТ); использование в системе работы учителя индивидуализации домашних заданий (д/з даются индивидуально с учетом возможности успешного выполнения их ребенком); комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, которое осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях посредством взаимодействия учителя, психолога, логопеда, социального педагога; посещение учащимися группы продленного дня, занятий в секциях и кружках ДЮСШ и ЦДТ [2].
Сопровождением ребенка с трудностями в обучении в современных условиях образования обеспечивается не только педагогами школ, но дополнительными специалистами: логопедами, дефектологами, психологами, которые помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях, а родителям оказывают консультативную помощь о проблемах ребенка и как лучше простроить с ребенком занятия в домашних условиях. Но современная система образования несет за собой не только ряд положительных нововведении, но и на ряду с ними, проблем. Одна из которых, это отсутствие дополнительных специалистов в школах, детских садах и в этом случае ребенок не получает должной помощи, а соответственно и положительная динамика в развитии ребенка с трудностями в обучении
будет минимальна.
С учетом данных трудностей, актуально возникновение и развития Центров Диагностики и Консультирования, которые оказывают огромную помощь как детским садам и школам, так и просто заинтересованным в развитии своего ребенка родителям. Являясь, педагогом-психологом Центра Диагностики и Консультирования № 9 (далее ЦДиК № 9), хотелось бы поделиться опытом организации помощи детям с трудностями в обучении. Центр в год оказывает помощь более 1000 человек, а также сотрудничает с дошкольным образовательным учреждениям и школам. В частности, работает с детьми, имеющими трудности в обучении. С этой целью в центре созданы и реализовываются авторские программы на базе школ: 51, 14, 4. Для детей, которые посещают индивидуальные занятия в центре, создается «Индивидуальная программа развития ребенка», с учетом возрастных и познавательных особенностей учащегося, специалисты комплексно работают над «проблемными зонами» ребенка. Ведь дети, имеющие трудности в обучении это специфическая группа, которой требуется помощь не только учителя, но и психолога, дефектолога, логопеда, которые бы работали на единый результат- норма развития ребенка. Взаимодействие каждого специалиста с ребенком всегда оказывает положительное влияние на его развитие, так как в таких условиях создается «зона ближайшего развития», когда ребенок в сотрудничестве со взрослым, под его руководством решает задачи, ранее ему недоступные.
Таким образом, при работе с детьми школьного возраста с трудностями в обучении необходимо использовать различные методы и приемы, воздействующие на разные стороны развития личности. Это доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное - внимание к ребенку - помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Библиографический список
- Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326
- Камаренко А.А, Темергалиева Л.М. Педагогический совет по теме "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях гетерогенного состава учащихся", М.: 2011.
- Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников [Текст] / Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7. - С.23.
- Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997.
- Ташина Т.М. Психолого-акмеологические предпосылки продуктивного развития младших школьников с трудностями в обучении : диссертация ...
кандидата психологических наук : 19.00.13 / Ташина Т.М.- Шуя, 2010.- 260 с.:
ил. РГБ ОД, 61 11-19/6
- Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - С.243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация ребенка-инвалида к условиям общеобразовательной школы
Кто поможет такому ребенку адаптироваться к взрослой жизни, условиям общеобразовательной школы?...
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Коррекционная педагогика...
Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...
Конспект итогового открытого интегрированного занятия для детей 5-6 лет «В стране знаний» в группе «Подготовка к школе» Центр дополнительного образования «Юные таланты» Московская область.
Конспект итогового открытого интегрированного занятия «В стране знаний» для детей 5-6 лет в группе «Подготовка к школе»Центр дополнительного образования «...
Взаимодействие с МБУДО центр дополнительного образования детей «Подлеморье», дополнительная программа «Играй и развивайся»
Программа «Играй и развивайся»...