Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.
материал по коррекционной педагогике
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы, занимает важное место в системе коррекционно - развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому вопрос логопеда в школе актуален, но прежде чем говорить о логопедическом сопровождении детей с ЗПР в общеобразовательной школе, необходимо прояснить, какие речевые нарушения характерны для этой группы обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям
«Областной центр диагностики и консультирования»
Купинский филиал
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы, занимает важное место в системе коррекционно - развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому вопрос логопеда в школе актуален, но прежде чем говорить о логопедическом сопровождении детей с ЗПР в общеобразовательной школе, необходимо прояснить, какие речевые нарушения характерны для этой группы обучающихся.
Для детей, имеющих ЗПР, при поступлении в школу типичны следующие проявления речевого недоразвития:
- нарушения звукопроизношения, искажения слоговой структуры. Как следствие, наблюдается неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что в свою очередь приводит к значительным затруднениям и в обучении грамоте;
- бедность словаря, как активного, так и пассивного;
- выраженные аграмматизмы. Нарушаются нормы управления и согласования, не соблюдаются грамматические закономерности построения фразы;
- недостаточная сформированность связной речи. Характерными ошибками являются: нарушение структуры высказывания (цельности, связности, логической последовательности), стереотипия в использовании языковых средств (отсутствии синонимичных замещений, однотипные фразовые конструкции, ограниченный запас лексико-грамматических средств), оформление высказывания по нормативам разговорной речи (неполные конструкции, вставные конструкции, несоблюдение порядка слов в предложении, использование эмоционально окрашенной лексики и др.).
Помимо нарушений устной речи, для детей с ЗПР характерны нарушения письменной речи, которая является одной из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка.
Основными диагностическими ошибками, свидетельствующими о нарушении письменной речи, являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки, трудности обозначения оптически сходных графем, аграмматизмы на письме, отсутствие границ слова и предложения и т.д. Ошибки при дисграфии и дислексии являются многочисленными, повторяющимися, стойкими и специфическими. Помимо этого дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа чтения, трудностях понимания прочитанного. Но следует помнить то, что в первом полугодии первого класса диагностируются «Трудности в овладении чтением и письмом». Показатели:
- нечёткое знание букв алфавита;
- сложности при переводе звука в букву и наоборот;
- сложности при переводе печатной графемы в письменную;
- трудности звуко-буквенного анализа и письма под диктовку отдельных букв.
Во втором полугодии первого класса или первом полугодии второго класса выставляется «Нарушение формирования процессов чтения и письма». Показатели:
- смешение письменных и печатных букв;
- списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования;
- написание слов без гласных;
- слияние или расщепление слов.
Дисграфия диагностируется со второго полугодия второго класса – первого полугодия третьего класса. Показатели стойкие ошибки одного или нескольких видов.
Какова бы ни была этиология дисграфии и дислексии, без специального коррекционного воздействия эти нарушения не преодолеваются, а часто усугубляются по мере перехода ребенка из класса в класс, усложнения учебного (текстового) материала и увеличения его объема. Недостаточность техники письма и чтения, большое количество ошибок, трудности чтения, понимания и записи текстов приводят к тому, что полноценное освоение учебной программы для таких детей без специальной образовательно-коррекционной работы невозможно.
Проведя анализ речевых нарушений, мы можем сформулировать задачи коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов с диагнозом ЗПР, имеющими речевые нарушения:
1 Коррекция нарушений звукопроизношения (эти занятия посещают только те, у которых имеются дефекты звукопроизношения)
2. Коррекция нарушений лексико – грамматической стороны речи: нарушения лексики, грамматического строя речи, нарушения словоизменения и словообразования, нарушение связной речи.
3. Коррекция нарушения письма и чтения.
Содержание логопедической работы
Для решения поставленных задач с учащимися с ЗПР, имеющими речевые нарушения, систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия по следующим направлениям работы:
- профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма;
- развитие графо-моторных навыков, пространственных, временных представлений;
- отработка артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза;
- постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков и букв в письменной речи;
- закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы; расширение и уточнение словарного запаса, работа морфемным анализом, словообразованием и словоизменением;
- работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания; работа над связной устной и письменной речью;
- автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов ориентирована, в первую очередь, на:
- упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении; знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания; дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда;
- обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда;
- формирование действий изменения слов;
- свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов;
- формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря; обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями;
- работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи;
- развитие обобщающих понятий, классификация предметов; работа над формированием связной речи;
- систематизация знаний детей о способах словообразования.
Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2—4 ориентирована на:
- коррекцию на фонетическом уровне; предупреждение и исправление акустических дисграфий;
- фонематический анализ слов; формирование фонематического восприятия; дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- коррекционную работу на лексическом уровне; выявление активного словарного запаса учащихся;
- слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове; безударные гласные; состав слова (морфемный анализ и синтез слов); словосочетание и предложение;
- согласование различных частей речи в числе, в роде; управление; закрепление падежных форм; связь слов в предложении и словосочетании; пропедевтику нарушения письменной речи;
- работу над связной речью; предупреждение и коррекцию оптической дисграфии; дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.
Особенности работы с учащимися, имеющими речевые отклонения
Учитель-логопед и учитель начальных классов должны предъявлять
единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом
необходимы:
- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого
материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- учет возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к обучающимся с учетом
возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной
деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют
повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению
учебного материала данными детьми. Для своевременного предупреждения,
выявления нарушений письма периодически необходимо проводить анализ
письменных работ детей и обращать внимание на ошибки,
обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.
Взаимодействие логопеда с педагогами
Чтобы работа учителя-логопеда была более эффективной, необходима
тесная связь логопеда с учителями начальных классов. Все вместе должны
стремится к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. В целях пропаганды логопедических знаний необходимо проводить индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся. Периодически информировать учителей школы о специфике и содержании логопедической работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости (в течение учебного года). Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Дети с задержкой психического развития нуждаются в коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления. Поэтому работу с этими детьми осуществлять нужно совместно с педагогом-психологом, который проводит индивидуально – групповые занятия с детьми.
Рекомендации учителю по использованию приёмов логопедической работы на уроках:
- для упрочнения звукобуквенных связей включайте в урок упражнения на формирование стабильного графического образа букв: обводка букв, штриховка, закрашивание буквы, рисование на ладони и опознание буквы, выкладывание буквы из мелкой мозаики;
- включайте в урок упражнения, направленные на развитие буквенного гнозиса:
1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления). (гнозис - способность распознавать символические знаки (буквы, цифры).
2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, б, в, г, д.
3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку:
4. Определить букву в неправильном положении:
5. Обвести контурные изображения букв.
6. Дописать букву. Например:
7. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать):
8. На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы:
- на уроках чтения для развития навыков и техники используйте тренажеры по чтению, дидактические игры, наглядность для активизации речевой деятельности. Выявляйте основной смысл прочитанного с помощью наглядности (рисунок к тексту). Обязательно проводите словарную работу, стремитесь пополнять словарный запас синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр;
- в работе над формированием языкового анализа и синтеза используйте схемы, модели;
Развитие анализа структуры предложения
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Составить графическую схему предложения. Например: Дождь стучит в окно.
- Определить место слова в предложении (какое оно по счету).
- Определить границы предложений в тексте (разделить текст на предложения). Например:
По двору бежал кот в зубах у кота была мышь.
Осень
Поздняя осень низко несутся по небу осенние тучи ветер гнет деревья и срывает с них листья дождь хлещет по желтой траве в стаю собираются перелетные птицы белка делает запас на зиму она рвет орехи, сушит грибы.
- Расставить предложения в нужном порядке.
Лед тронулся
Ах, какая радость!
Прощайте, льдинки, до будущего года!
Лед на реке тронулся.
Весело смотреть, как плывут, шумят большие льдины.
- уровень сложности
- Распространить предложение, постепенно наращивая количество слов. Например:
Оля читает.
Оля читает книгу.
Оля читает интересную книгу.
Оля читает интересную книгу бабушке.
Предложения для распространения:
Лида читает. Мама сшила. Птичка прилетела. Папа привез. Дети помогали
- развивайте фонематическое восприятие и фонематический слух (учите узнавать заданный звук среди других фонем, дифференцировать звуки близкие по артикуляционным и акустическим свойствам);
I этап. Выделение (узнавание) звука на фоне слова
Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:
1. Повторить вслед за педагогом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
2. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
3. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть названный звук.
4. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук.
5. Добавить слог с указанным звуком, чтобы получилось слово. Например:
го...(ра), ко...(ра), вед...(ро), ша... (ры), топо...(ры), забо...(ры), кома... (ры) и т. п.
Педагог предлагает детям назвать все слово и определить, в каком слоге есть указанный звук.
6. По сюжетной картинке назвать слова с определенным звуком.
7. Выделить из предложения слово, включающее названный данный звук, и показать соответствующую букву.
- включайте в урок дидактические игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развивайте и совершенствуйте грамматический строй речи путём овладения словосочетаниями и предложениями различных синтаксических конструкций;
- уточняйте, активизируйте, обогащайте словарь с опорой на лексические темы, путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, а так же за счёт овладения навыками словообразования; уточняйте значения обобщающих понятий;
- развивайте связную речь, учите составлять рассказы с опорой на наглядность, при обучении пересказу используйте модели, схемы текстов.
Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.
К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.
Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.
Таким образом, работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности. Оказывая, прежде всего помощь детям с ЗПР, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям и родителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.
Список литературы
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
- Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников
- Поваляева М. А. Справочник логопеда.
- Шипицына Л. М. Психолого-медико-педагогическая консультация.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи.
- Ястребова А.В. Спирова Л.Ф. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи и др.
Учитель-логопед Лысенко Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА " ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"...
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"...
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"
Адаптированная образовательная программа....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ) С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье освещается вопрос необходимости логопедического сопровождения детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития....
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения на 2018-2019 учебный год"
Адаптированная программа...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»
Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....