Применение методического комплекта « ПЕРТРА» в работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Незаменимым помощником в работе с детьми с ОВЗ стал для меня игровой комплект "ПЕРТРА"-это многофункциональное пособие, включающее большое количество инструментов, которое позволяет педагогу организовать и провести: сенсорный тренинг; моторный тренинг; интеллектуальный тренинг; коммуникативный тренинг; психоэмоциональную разгрузку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_metodicheskim_komplektom_avtosohranennyy.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методического комплекта « ПЕРТРА» в работе с детьми с ОВЗ.
Педагог- психолог СП Лекотека МКДОУ «ЦРР –д/с №4» Гальцова Ирина Петровна. п.г.т. Анна, Воронежская обл.
В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому большое внимание уделяется профилактической и развивающей работе, а тем более в работе с детьми с ОВЗ. Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения. Именно в дошкольном возрасте формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Незаменимым помощником в работе с детьми с ОВЗ стал для меня игровой комплект "ПЕРТРА"-это многофункциональное пособие, включающее большое количество инструментов, которое позволяет педагогу организовать и провести: сенсорный тренинг; моторный тренинг; интеллектуальный тренинг; коммуникативный тренинг; психоэмоциональную разгрузку.
Разработан методический комплект известным педагогом-практиком Марианной Фростиг, смоделирован согласно концепции творческого формирования, как ребенка, так и самого педагога, предназначен для развития и коррекции детей дошкольного, младшего, среднего школьного возраста, а так же для работы с детьми с ОВЗ. Может быть использован в работе не только педагога – психолога, но и дефектолога, логопеда, воспитателя.
В состав этого комплекта входят семь наборов игровых средств в чемоданах, в каждом чемодане от 100 до 1000 деталей; две доски основы и мобильный стеллаж для хранения чемоданов.
Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора вызывает у детей интерес и познавательную активность.
Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствуют обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации о его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.
Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.
Работу с любым набором игровых средств мы начинаем с изучения каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин – рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали из одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.
На занятиях доски-основы могут располагаться, как на столе, так и на ковровом покрытии, на полу. На досках-основах, есть отверстия, потому что в составе каждого ящика имеются деревянные штыри для установки на этих основах, на эти штыри можно надевать различные бусины, натягивать резиночки.
Остановимся на каждом чемодане подробнее.
1-ый чемодан называется «Пространство на плоскости».
Большая часть деталей в этом чемодане с желобами, из которых ребенок может выстраивать различные лабиринты, дорожки, можно использовать маленькие шарики (прокатывать их по лабиринтам). Есть в комплекте машинки, человечки, которые по этим дорожкам могут ходить. Т. е. это подготовка руки к письму, это развитие графо моторных навыков и мелкой моторики, это ориентировка на плоскости, потому что, выстраивая дорожки, ребенок все время проговаривает: «Здесь у меня дорога повернет направо, а здесь дорога повернет налево, а здесь я сделаю перекрёсток и т. д.»Во время проезда по улицам вырабатываются содружественные движения глаз и рук..
С противоположной стороны каждая деталь имеет те же самые дорожки, нанесенные краской. Можно использовать деталь той стороной, где желобки, и той стороной, где нанесена краска, чтобы строить дорожки. По таким дорожкам ребенок может тоже прокатывать шарик, водить человечка и т. д.
Плоскость можно разделить на 2 части, тем самым сделав центральную асимметрию, т. е. выложить с одной стороны одни дорожки, а с другой стороны другие дорожки, симметрично отобразив на другой половине.
Можно использовать различные цветные метки для ориентировки на плоскости, например, ребенку дается инструкция «Ты движешься от синего домика- к желтому и т. д. ».
В своей работе с детьми с ОВЗ использую самые простые и элементарные задания, которые соответствуют развитию ребенка, и которые направлены на развитие необходимых психических процессов и на формирование определенных навыков, именно на данном этапе развития. Например: ребенку строю «улицу», затем на одну из улиц помещается шарик, который он должен провести до конца. Казалось бы, все элементарно и просто, но при этом, данное упражнение позволяет развить координацию зрения и действия рук, концентрацию движений.
2-ой игровой набор называется «Упорядочивание элементов».
Обратите внимание, большая часть элементов относится к сенсорным эталонам, т. е. это геометрические формы разного цвета. Есть 2 рамки - подставки, на которых педагог с ребенком могут работать с формой, делить форму на части. Например : «Как разделить квадрат на 2 части, из каких фигур мы это сложим? Из каких фигур нужно сложить, чтобы разделить квадрат на 4 части? и т. д. ». Т. е. это понимание части и целого, аналитическое восприятие формы.
В своей работе часто использую данный набор для конструирования. Использую контрастные решения одного цвета на другом. Очень хорошо развивается зрительное восприятие потому, что ярче контраст красного на желтом, хуже контраст зеленого на синем и т. д. В зависимости от того на сколько развито зрительное восприятие у каждого ребенка, подбираю определенные детали данного набора.
В результате работы с данным набором, формируются: представления о геометрических формах, цвете, размере; способность к классификации. Занятия с элементами этого чемоданом способствуют развитию элементарных математических навыков и умений ( больше, меньше, столько же), умение различать геометрические формы по цвету, форме, размеру. Очень нравится детям такой вариант игры: глаза ребенка завязаны, я передаю ему любую деталь набора. Ребенок должен на ощупь определить, какая фигура у него в руках, можно предложить вопрос: как ты узнал, что это круг? треугольник?( круг- углов нет..)
3-ий игровой набор называется «Одинаковое и разное».
Большая часть деталей этого набора – это бусины разных размеров и разных цветов. Есть шнуры разного диаметра и разной длины, на которые можно нанизывать бусины, можно закрепить этот шнур, он имеет деревянное окончание.
Можно попросить ребенка выполнить задание по образцу, можно по словесной инструкции, можно выполнять групповое упражнение, когда один ребенок задает параметры, например: «Возьми цилиндр красного цвета», а другой ребенок выбирает соответствующую деталь и нанизывает её.
Часто в своей практике использую упражнение на зрительную память, когда я собираю образец и накрываю его чем- либо, а ребенок тут же выполняет по памяти. Применение этого набора в работе именно с детьми с ОВЗ считаю эффективным, так как он способствует развитию мелкой моторики, что необходимо практически всем детям, которые посещают наше СП. Этот комплект ориентирован не только на детей, но и на взрослых - европейская практика использует этот комплект и со взрослыми, например, в постинсультный период, т. е. с людьми, которым нужно восстановление физических функций, мелкой моторики.
Итак, занятия с набором способствуют развитию: представлений о форме, размере и цвете; умение соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий ( на глазок и способом наложения одной детали на другую); способности к классификации; пространственной ориентации. Формируются содружественные движения глаз и рук, пальцев правой и левой руки.
Данный игровой набор использую в работе с детьми с множественными нарушениями развития, если в самом начале дети не могли даже взять элементы набора, то сейчас они практически все могут нанизывать бусины на деревянные стержни, шнуры.
4-ый комплект «Пространство и преобразование»
В набор входят деревянные шаблоны разных форм, деревянные пластины для крепления на доске-основе, воротца, резинки с пробками на конце.
При помощи этого комплекта можно строить различные лабиринты с воротами, когда они открываются, закрываются, ребенок прокладывает там что-то.
Можно поиграть в ворота забивая шайбы, если натянуть на периметре резинки, при помощи, которых ребенок будет отталкивать шайбы.
Данный набор применяю в работе с детьми с сохранным интеллектом. Я пользуюсь деталями набора, как шаблонами, т. е. работа не только на досках – основах, но и на бумаге, можно обводить фигуры, делать какие-то орнаменты, конструировать и т. д.
Обратите внимание на воротца, они все поворачиваются, можно строить лабиринты. Можно работать с резинками и со штырьками, делать заборчики, составлять резинками различные геометрические фигуры.
5-ый игровой набор - «От каракуль к каллиграфии».
В этом наборе основу составляют тоже детали с желобками, но в этом наборе еще есть пластиковый лист (оргстекло). Ребенок выстраивает дорожки, накрывает их этим оргстеклом и может вести магнитным штифтом металлические шарики, это подготовка руки к письму, когда ребенок фиксирует пишущий предмет в руке и удерживает металлический шарик, проводя по этим дорожкам.
Этот комплект предназначен для более старших деток, старшей и подготовительной группы. Упражнения с этим набором хорошо развивают графо моторные навыки и зрительно-двигательную координацию.
6-ой набор называется «От хватания к схватыванию».
В этом наборе в огромное количестве присутствуют бусины различного диаметра и размера, шнурки, причем, от самых толстых до самых тоненьких, резинки, шайбы – все то, что поможет организовать работу по развитию мелкой моторики. Можно вести работу с цветом, формой, величиной этих бусин.
К этому набору прилагается доска-основа уже на 280 отверстий, на которой можно организовать игру боулинг- выстраиваются маленькие деревянные кегли на доске, натягивается резиночки, и ребенок либо шариками, либо плоской шайбой, которая входит в комплект, отталкивается от этой резиночки и пытается сбить кегли. Маленький реберной еще не способен оценить большое пространство в спортивном зале, для того чтобы попасть по кеглям, а вот такую игру на столе, он с удовольствием примет и будет развивать свой глазомер.
Часто пользуюсь прищепками из этого набора ( прищепки в этом наборе есть совсем маленькие и чуть больше), которые помогают нам творить «волшебство» - спасти ежика, погибающего без колючек, или просто помочь маме развесить белье.
Так же моим ребятам нравится перемещение шайбы между кеглями, их задача- не зацепить кегли, что способствует развитию координации движений, содружественных движений рук и глаз, мелкой моторики.
7-й набор называется «Развитие элементарных математических представлений» или « Начальные умения»
В этом наборе есть цифры, числовые полоски, бусины для выкладывания количества. На деревянных деталях с цифрами есть желобки, в которые ребенок может выкладывать определенное количество бусин, т. е. все то, что поможет сформировать математические представления счета, пересчета у детей дошкольного возраста.
При работе с методическим комплектом «Пертра» можно одновременно использовать детали из нескольких наборов.
Вариантов упражнений с этой игротекой очень много, все зависит от фантазии педагога и от уровня развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по применению развивающих игр (экспериментирование) в работе с детьми раннего возраста.
Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие....
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...
Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".
Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...
«Применение методического комплекта «Пертра» в работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Методический комплект "Пертра" отлично подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста в том числе с ОВЗ....
Семинар - практикум для педагогов ДОО Выступление на тему:«Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста»
Игровой комплект «Пертра» -представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством пед...
Выступление на тему: «Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста»
.Районный семинар-практикум для педагогов ДОО...
Развивающее обучение с применением игрового комплекта "Пертра"
Основной целью дошкольного образования является становление и развитие личности ребенка. Одним из важнейших принципов реализации вышеуказанной цели, на мой взгляд, является формирование предметн...