Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга «Разноцветный вояж»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Основная цель: Развивать у детей эмпатийные чувства, потребность в доверительном общении и навыки социального поведения с целью профилактики эмоциональных нарушений и укрепления психофизического здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_s_detmi_raznotsvetnyy_voyazh.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Конспект
коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга
«Разноцветный вояж»
Глухова М.И., педагог-психолог
МДОБУ д/с № 20
Нефтекамск
Актуальность: скудность поведенческого репертуара детей, неумение управлять своими эмоциями, заниженная самооценка, психолого-социальные и образовательные проблемы взрослых, недостаточное физическое развитие детей.
Основная цель: Развивать у детей эмпатийные чувства, потребность в доверительном общении и навыки социального поведения с целью профилактики эмоциональных нарушений и укрепления психофизического здоровья детей.
Задачи:
1. Развивать социально-коммуникативные навыки, направленные на коллективное сплочение.
2. Формировать у детей адекватную самооценку.
3. Учить детей контролировать своё поведение, управлять негативными эмоциями.
4. Формировать и совершенствовать навыки в упражнениях на снятие эмоциональных и мышечных зажимов.
Предшествующая работа: мониторинг развития личности ребёнка:
- выявление уровня развития познавательно-психических процессов
- определение психического состояния детей, эмоционального фона, настроения
Организация предметно-развивающей среды:
Место проведения: музыкальный зал; стулья по количеству детей, расположенные по кругу, в ¼ части зала; мягкий цветной коврик в центре данного круга; небольшой мяч; рупор; сумочки и в них зеркала по количеству детей; 3 разноцветных прозрачных шарфика: фисташковый, лимонный, бирюзовый; мягкий модуль (паралон+дермантин или ткань); газеты; пластмассовые стаканчики с трубочками; насос для велосипеда; мягкая фольга; банки с крупами; вкладыши из-под шоколадных конфет; яркая коробка или банка с крышкой; «морская» зона (1/4 части зала): пластмассовый голубой таз; мягкий, синий плед; морской камень в форме сердца; ярко синий атласный материал 2х2 м.; цветные ракушки.
Области развития: психофизическая, социально-коммуникативная, эмоционально-личностная
Вид деятельности | Содержание | Цель, развитие личностных качеств и психических процессов | Средства, психологические приёмы ненасильственного воздействия | Методические рекомендации, роль психолога | ||
1. Вводная часть. Игровой разогрев | ||||||
Игра приветствие «Здравствуй» «Ручеёк радости» | Психолог: «Друзья мои, я приветствую каждого здесь в этом чудесном месте и хочу вам предложить увлекательный вояж или путешествие по разноцветной стране. Вы готовы?» Предпол. ответы детей: «Да!» П: «Предлагаю вам взять с собой любое настроение и отправиться в путь. Но, сначала, друзья мои, давайте поприветствуем друг друга». П.: «Великолепно! В этой стране протекает ручеёк, он называется «Ручеёк радости». Отсюда он берёт начало (ведущий показывает на себя) и течёт вдоль всего городка, наполняя его жителей радостью и хорошим настроением». П,: «Прекрасно! В путешествие, вперёд! Нас дорога вдаль зовёт!» | Обеспечить для каждого ребёнка максимально комфортное вхождение в группу, создать особую доверительную атмосферу Каналы: - аудиальный канал - кинестетичекий канал - визуальный канал | Ритуал приветствия Психологические приёмы: - аудиальные (голос) - кинестетические (тактильные) | Психолог ведёт детей за собой, за руку. Все вместе идут друг за другом, выстраивая круг. П. бросает мяч рядом стоящему ребёнку и говорит: «Здравствуй, Лена!», а дети все вместе повторяют ласковое имя: «Здравствуй, Леночка!» и так далее. Мяч отдаётся всем детям по очереди. Игра заканчивается, когда мяч окажется у ведущего (психолога). Участники, держась за руки, плавно их поднимают и опускают, делая «волны». Все встают и за ведущим идут змейкой. | ||
2. Основная часть. Игротерапевтическая. | ||||||
Игра «Аптека «Ну и ну!» «Оркестр» Упражнения: «Чудо-таблетка» и «Баночка для криков» Комплекс мимической гимнастики Комплекс психогимнас- тики Музыкальная пауза | П.: «Нас встречает Фисташковый город» П.: «Крибле, крабле, бум-с!» «Внимание! Внимание! Для здоровья человека, в городе открыта новая аптека!» Друзья! А вы заботитесь о своём здоровье?» Предпол. ответы детей: «Заботимся!» П: Замечательно! Давайте-ка мы посетим эту необычную аптеку». П.читает рекламный буклет: «Бесплатные товары от злости, скуки, грусти и прочего плохого настроения. Аннотация к антикапризину и негрустину: использовать данные лекарства не по назначению, противопоказаний нет, принимать при всех приступах агрессии, грусти и тоски». «Возьмите, пожалуйста, в руки любые «лекарства». Попробуйте подействовать этими предметами. И так, представляем вам музыкальную композицию «Не болей-ка!» П.: «Превосходно! Друзья мои! В этой аптеке «Ну и ну!» есть «чудо-таблетка» от вируса капризов и баночка для криков, куда можно собирать неправильные крики. Друзья, а в вас живут иногда капризки?» Предпол. ответы детей: «Бывает, иногда». П: «Мы сейчас будем эти капризки из нас выгонять» П.: «Вот и баночка для криков полна». П.: «Друзья, куда же выбросим или отправим наши капризки?» Предпол. ответы детей: «Переложить в другую банку и выбросить в мусорку, отправить злодеям, Баба Яге». П.: «Отлично, друзья мои! А теперь мы отправляемся дальше. Вы готовы?» Предпол. ответы детей: «Готовы!» П.: «В путешествие, вперёд! Нас дорога вдаль зовёт! Нас встречает Лимонный город». П.: «Крибле, крабле, бумс!» «Друзья мои! Мы приглашены в Дом удивлений! Вы рады?» Предпол. ответы детей: «Да!» П.: «В Доме удивлений живёт очень весёлый хозяин. Он хочет поприветствовать всех вас своим смехом и попросить, чтобы вы тоже посмеялись вместе с ним» Похохочем?» Предпол. ответы детей: «Да!» П.: «Прекрасно! А сейчас мы с вами попробуем сделать необычную гимнастику для лица. Она поможет снять напряжение, расслабить лицевые мышцы. Внимательно смотрите на моё лицо и дружно повторяйте». 1. «Надоедливая муха»: Нужно «сдунуть муху» с лица, поочерёдно с: носа, лба, щёк, глаз. 2. Упражнение «Шарик» Щеками шарик мы надуем, Напрягаем наши скулы. Сдулся шарик – вот и всё, Повторяем мы ещё (повторить 2-3 раза) 3. Упражнение «Волк» Во сне большого волка я увидел (широко открыть глаза, приоткрыть рот). Он испугал меня, но не обидел. Волк прошептал: «Мой друг, привет!» Он улыбнулся и я ему в ответ. 4. Упражнение «Морщим нос» Морщим, морщим, морщим нос Вверх и вниз, чтоб не замёрз. Хмурим брови, строже взгляд, Вот забава для ребят! 5. Упражнение «Рожицы» Мы зажмурим левый глаз, А потом и правый глаз. Мы надуем обе щёки- Вышла рожица у нас. Мы подвигаем бровями (поднимать вверх и вниз), Мы похлопаем губами. Улыбнёмся поскорей, (улыбнуться, посмотреть друг другу в глаза соседу слева и справа), Станем веселей, добрей. П.: «Кто стал из вас веселей, добрей?» Предпол. ответы детей: «Я, я!» П.: «А теперь, друзья мои нам понадобятся зеркальца. Возьмите их, поднесите к лицу, посмотрите на себя и теперь повторим движения». «Великолепно! Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть. П.: «Это просто чудесно, друзья мои! Скажите, что делают ваши руки каждый день?» Предпол. ответы детей: «Рисуют, помогают есть, одеваться, играют» П.: «Правильно. Наши руки устают и им нужно помочь расслабиться. Сделаем полезные упражнения для рук »: 1. «Лимон» Я возьму в ладонь лимон, Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю, Сок лимонный выжимаю, Я все руки напрягаю – Сок до капли выжимаю. Я лимон бросаю, А руки расслабляю. 2. «Весёлые ручки» Мы похлопаем в ладоши хлоп (3р.) По коленям хлопнем тоже хлоп (3р.) Постучим мы кулачками (по полу) Повторяем вместе с вами. Сбросим наше напряженье (встряхивание кистей рук) 3. «Боксёр» Вот боксирует боксёр, у него большой напор: раз, два, раз, два 4. «Солнышко»: П.: «Друзья, представьте себе, что солнышко коснулось вас: головы плеч, рук, ног, туловища. «И так тепло и приятно стало внутри» «Теперь нам приятно и тепло друг с другом». «Отлично, так держать! А теперь мы отправляемся дальше». «В путешествие, вперёд! Нас дорога вдаль зовёт!» П.: «Нас встречает Бирюзовый город» «Я с радостью хочу вам предложить повеселиться. Вы любите веселиться? Предпол. ответы детей: «Да, любим!» П.: « Мы будем сейчас танцевать и выполнять «умные» движения». П.: «А теперь давайте вместе правильно подышим, восстановим дыхание». | 1. Выражение эмоций, переживаний посредством движений, мимики, жестов 2. Снятие эмоциональных и мышечных зажимов
| Различные виды коррекционно-развивающих игр, упражнений, психогимнастик Психологические приёмы: - аудиальные (музыка, голос) - наглядные - визуальные (действие по показу) - аргументация - довод до личного опыта | П. достаёт лёгкий шарфик фисташкового цвета и взмахивает и завязывает у себя на шее Авторская игра. П. знакомит детей с различными материалами. Рассказывает и показывает как применять их в играх и упражнениях. Под музыкальное сопровождение участники извлекают звуки из предложенных предметов. Детям предлагается сесть на коврик в круг. Ведущий открывает баночку для криков и ставит её посередине круга, объясняя детям, что в эту баночку полетят все неправильные крики. Затем П. показывает «чудо-таблетку» и говорит, что она лечит капризки и грустинки. Он стучит сильно двумя руками по модулю, громко выкрикивая: «Не хочу! Не буду!». Дальше модуль передаётся сидящему рядом ребёнку. Ему предлагается проделать тоже самое. И так модуль дальше переходит из рук в руки до последнего ребёнка. | ||
Танцевальная психогимнастика | П. снимает фисташковый шарфик, а затем достаёт лёгкий шарфик лимонного цвета, взмахивает им и завязывает у себя на шее Все за П. проходят и садятся на стулья, поставленные кругом. Используется мешочек смеха или любая «смеющаяся» игрушка. Дети нажимают на неё (игрушка хохочет) и передают по кругу. Авторская разработка. Дети действуют по показу П. Все упражнения выполняются по 2 раза. Дети вместе с П. повторяют отдельные мимические упражнения, глядя в зеркала Дети кладут зеркальца обратно в сумочки Дети действуют по показу П. сидя на стульях Повторяется упражнения 2 раза Дети встают за стулья Резкое поочерёдное выбрасывание рук вперёд с зажатыми кулачками – 2 раза Дети гладят себя по голове, ключицам, рукам, ногам, туловищу. Затем прижимают ладошки к груди. Потом вытягивают руки вперёд и соединяют их вместе со всеми в центре круга.
П. снимает лимонный шарф, достаёт бирюзовый, взмахивает и завязывает его у себя на шее.
Звучит музыкальная композиция «Шмакодявка» Ди-джея Радикова. Дети выполняют движения под музыку по показу ведущего. | |||||
3. Завершающая часть. Игровая релаксация. | ||||||
Дыхательный комплекс Упражнение «Шторм-штиль» Упражнение «Волны» Упражнение «Камушек» Упражнение «Плед» Упражнение «Аплодисменты» «Интервью» | 1. «Мячик» П.: «А теперь мы постараемся «надуть» и «сдуть» мячик в животе. Попробуем?» 2. «Подышим» П.: «Продолжаем правильно дышать» 3. «Лифт» П.: «А теперь мы поедем на лифте: сначала вверх, а потом вниз» П.: «Просто замечательно! П.: «Моря шум, морской прибой, мы подружимся с тобой!» «Это наше море: большое, синее (показывает на синюю ткань). На нём бывает шторм и штиль» «Как хочется искупаться в море. А вы хотите? Предпол. ответы детей: «Да, хотим!» П.: «Мы сейчас по-своему это сделаем. «Саша, иди искупайся! Наши руки – это волны большого моря. Они нежно касаются Сашу и «убегают» обратно в море. А теперь искупается Лиза…» П.: «Просто потрясающе, молодцы! Вам понравилось? Предпол. ответы детей: «Понравилось, очень!» П.: «Друзья, потрогайте воду, она какая?» Предпол. ответы детей: «Прохладная, чистая, прозрачная». «В море лежит одинокий камушек. Ему очень грустно и одиноко лежать на морском дне, никто ему слова хорошего не скажет. Давайте возьмём этот камушек в руки, крепко прижмём к себе (к груди) и скажем ему ласковое слово или пожелаем камушку что-то хорошее и доброе». Предпол. ответы детей: «Добрый, ласковый, нежный, красивый». П.: «Смотрите, друзья, камушек стал теплым. Наше тепло и доброта помогли ему. Теперь ему будет не так грустно и холодно на дне». «Великолепно! Чудесно!» «У моря, друзья мои, стало прохладно. Давайте согреемся» Предпол. ответы детей: «Давайте». П.: «Ну что, согрелись? Друзья мои, наш волшебное путешествие подошло к концу. Вы были очень добры и сердечны! Спасибо вам за доставленное удовольствие быть с вами! Давайте мы друг друга наградим». «Предлагаю всем детям встать в круг и отблагодарить Олю громкими аплоди- сментами и криком «Молодец!» П.: «Друзья, что вы сейчас чувствуете? Предпол. ответы детей: «Радость, доброту, хорошее настроении и др. » П.: «Что вам понравилось больше всего?» (дети называют игры, упражнения занятия). П.: «Скажите, кто из вас был счастлив? (ответы детей) Благодарю вас и говорю до свидания!» | 1. Закрепление позитивного. эмоционального состояния 2. Закрепление и усиление работы на объединение и сплочение коллектива 3. Расслабление организма, восстановление дыхания
Каналы: - аудиальный канал - кинестетичекий канал - визуальный канал - рефлексивное мышление - умение рассуждать | Релаксационные, психотехнические упражнения. Рефлексия. Ритуал прощания Психологические приёмы: - аудиальные (звуки, голос) - визуальные (действие по показу) - кинестетические (телесно-ориентированный подход) - довод до личного опыта | Медленный, глубокий вдох через нос, пальцы рук во время вдоха медленно сжать в кулаки; далее чуть задержать дыхание, а затем сделать 5 коротких выдохов через рот (губы вытянуты вперёд) с расслаблением и встряхиванием кистей обеих рук – 5р. Повтор упражнения 2 раза Медленный вдох через нос, с медленным подниманием кистей рук вверх. Затем выдох через нос с медленным опусканием ладоней вниз и с произнесением звука «Н» (2 раза) Дети слушают шум морского прибоя. Под его звучание дети делают «шторм»: интенсивно поднимают и опускают ткань, а затем «штиль»: дети слегка двигают ткань руками. И так далее идёт чередование «шторма» и «штиля» 4-5 раз.
Дети по одному встают в центр круга. Остальные легко подбегают к стоящему внутри ребёнку и плавно касаются его руками головы и рук, сверху вниз. Затем дети также легко отбегают назад в круг. Каждый ребёнок должен «искупаться» 2 раза. Психолог берёт камень в руки и передают его по кругу, спрашивая у детей, какой он. Начинает ведущий с себя и так далее по кругу детей. После ведущий предлагает ещё раз потрогать детям камень. Затем камень кладётся обратно в воду. П. достаёт мягкий плед и накрывает им всех детей от плеч до ног. Дети близко прижимаются и обнимают друг друга. Дети громко аплодируют каждому из детей, выходящих в центр круга и кричат 2 раза «Молодец!» Благодарят каждого из детей. Ответы детей, построенные на принципе свободного участия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»
Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...