Комплексная медико - педагогическая коррекционная работа при ДЦП (пример индивидуальной программы).
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему
В статье рассмотрена организация индивидуальной коррекционной работы с ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dtsp.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа при детском церебральном параличе.
Среди заболеваний центральной нервной системы у детей, влекущих за собой инвалидизацию, детский церебральный паралич (ДЦП) является одним из самых распространённых. Он приводит к нарушению со стороны практически всех функциональных систем мозга – двигательной, речевой и психической.
Знания об этиологии и патогенезе детского церебрального паралича являются недостаточными, что обуславливает трудности восстановления нарушенных функций.
В результате наблюдений можно сделать вывод, что эффективным является лечение данного заболевания в самом раннем возрасте, практически с первых дней и месяцев жизни. Огромное значение имеет ранняя диагностика данного заболевания и начатое лечение. В этом случае, при правильно организованной коррекционной работе о заболевании, иногда, может говорить только анамнез.
Хотелось бы обратить внимание на то, что при серьёзном отношении родителей не только к медицинской, но и к педагогической коррекции состояние детей даже с тяжёлыми формами ДЦП значительно легче поддаётся лечению и абилитации. И, казалось бы, при ДЦП средней степени тяжести и уповании только на медикаментозную коррекцию улучшений не наступает.
Вывод однозначен: восстановительное лечение должно начинаться как можно раньше и включать в себя, как медицинскую, так и психолого-педагогическую коррекцию.
В наиболее важные для развития речи годы ребёнок много времени проводит в лечебных учреждениях, если там не ведётся педагогическая коррекция, то всегда отмечается отставание в развитии познавательных функций и речи. В большинстве случаев результатом этих нарушений становится тяжёлая дезадаптация ребёнка.
Вот пример комплексной медико – педагогической коррекции ребёнка, находящегося на стационарном пребывании в центре реабилитации.
Дима 6 лет.
Поступил с диагнозом:
Детский церебральный паралич, спастическая диплегия. Выраженные стойкие нарушения двигательных функций. Состояние после оперативного лечения – хроническая эпидуральная электростимуляция спинного мозга. Сходящееся альтернирующее косоглазие. ЗПР по органическому типу. ОНР 2 уровень. Псевдобульбарная дизартрия.
Анамнез (отягощен). Ребенок от 2 беременности, протекавшей на фоне гестоза, ХФПН во второй половине беременности. Роды преждевременные в 36-37 недель, масса 2500, рост 44 см., закричал сразу, но через 30 минут произошла остановка дыхания. Находился на ИВЛ, 20 дней в кювезе, в отделении патологии новорожденных. Выписан в возрасте 1месяц 3дня.
На естественном вскармливании находился до 1,5 месяцев, до 2,5 на смешанном, далее на искусственном. Сосал слабо, молоко подтекало, захлебывался, попёрхивался, быстро уставал. Одно кормление проходило с перерывами и продолжалось около 1 часа.
Физическое развитие
Голову держит с 6 месяцев, самостоятельно сидит с 1г. 3 месяцев, ходит с поддержкой с 2 лет 8 месяцев. Самостоятельно с 3-х лет 11 мес. - на короткие расстояния, быстро уставал и часто падал.
Речевой статус
Гулить и реагировать на лица родных начал с 5 месяцев.
Лепетать с 11 месяцев, первые слова к 3 годам.
Наблюдать за погремушкой с 6 месяцев, удерживать (спастично) в руках 1год, не всегда мог самостоятельно разжать пальцы.
Лечится с первых дней жизни.
Многократно лечился в областной детской больнице и амбулаторно в реабилитационном центре.
Диагноз ДЦП поставлен в 1год и 2месяца, оформлена инвалидность.
В 4 года проведена операция - установлен аппарат для хронической эпидуральной стимуляции спинного мозга.
Прививки по индивидуальному календарю.
Перенесенные заболевания: частые ОРВИ, атопический дерматит.
Состояние при поступлении в группу стационарного пребывания
Мальчик контактный, доброжелательный, подвижный.
Отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы.
Не уверен в своих силах.
Развитие познавательной деятельности идет с отставанием от возрастной нормы (1,6 -2 года).
Мотивации к обучению и лечению низкие.
Невысокие мотивации к игре.
Любимый вид деятельноси просмотр (скорее даже прослушивание) телепередач.
Общая моторика
Ходит самостоятельно спастико-паретической походкой с грубыми раскачивания туловища, на носочках. Быстро устает. Часто падает. Может пройти, не жалуясь на усталость 15 - 20 метров. Стоять на одном месте на всей ступне не может: переступает, покачивается, встаёт на носочки, прислоняется к стене.
На одной ноге стоять не может.
Обращает на себя внимание нарушение координации движений.
Содружественные движения рук при ходьбе отсутствуют.
Грубо нарушена зрительно – моторная координация движений (координация «глаз –рука» не сформирована), снижена подвижность взора, возможность продолжительной фиксации, ограничение поля зрения.
Не развит конструктивный праксис (долго складывает пирамидку из 3 –х колец, не может конструировать из палочек, складывать самые простые разрезные картинки из 2-х частей, не может рисовать по вербальной инструкции и копировать). Ориентировка в пространстве грубо нарушена.
При попытке взять деталь бывают промахи, детали часто падают на пол. Движения пальчиков медленные и неловкие, отмечается тремор рук, часто плотно сжатые кулачки. Пальчиковые позы выполнить не может.
Графические навыки не сформированы. Не умеет удерживать карандаш. Нажим очень слабый. Ведущая рука – правая.
Навыками самообслуживания владеет частично.
Раздевается с помощью взрослого.
Одеваться сам не может.
Речь малопонятна для окружающих.
В состоянии артикуляционной моторики нарушения дизартрического характера: тремор языка, тонус языка не постоянен – чаще напряжен, оттянут «комом» назад, саливация повышена, ассиметрия лицевой мускулатуры в губах чаще гипотонус – рот приоткрыт.
Кушает самостоятельно, но плохо. Требуется докармливать.
Во время приема пищи еда часто выпадает изо рта, поперхивается.
Пережёвывает пищу медленно, ложка не всегда попадает в рот с первого раза («не доносит до рта»).
Нарушения звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии.
Нарушено произношение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также звуков раннего онтогенеза (переднеязычных и задненёбных), редуцированы гласные «Ы», «И», «Э».
Ротовой выдох укорочен, не дифференцирует носовое и ротовое дыхание.
Голос иссякающий, маломодулирован.
Фонематическое восприятие не сформировано, отмечаются нарушения слоговой структуры. Связная речь представлена одно- и двусловными предложениями, редко использует простые распространённые предложения. Речевые высказывания малопонятны для окружающих. Импрессивный словарь шире экспрессивного.
Логопедическое заключение ОНР 2 уровень. Дизартрия.
Отмечается сенсорная депривация – недостаточность зрительных, тактильных и кинестетических ощущений.
Семья полная. Родители врачи. В воспитании принимают участие 2 бабушки и дед. У одной из бабушек отмечаются нарушения звукопроизношения.
Реабилитационный потенциал семьи положительный.
Прогноз умеренно благоприятный.
Цель комплексной коррекционной реабилитации
1.Социальная адаптация.
2.Развитие речевой функции.
3.Развитие общей и мелкой моторики.
4.Зрительно – моторной координации.
5.Зрительно-пространственного праксиса и гнозиса.
6.Преодоление сенсорной депривации.
7.Подготовка к обучению по программе (задача - максимум) общеобразовательной школы, начало обучения в 1 классе с 8 лет.
Содержание рекомендуемой коррекционной работы
Формировать:
! Мотивацию к обучению и лечению. Уверенность в своих возможностях.
!!! Развивать зрительно-моторную координацию:
*Зрительное прослеживание за двигающимися предметами (начинать с крупных и дойти до мелких).
*Увеличивать поле зрения.
*Гимнастика для глаз.
*Формировать координацию «глаз – рука»
Фиксировать внимание на правильном положении туловища и конечностей.
Стимулировать попытки притормозить патологические установки.
Формировать схему тела (т.к. слабо развивается память о положении тела при той или другой его позе, например: лежа на правом или левом боку, сидя на коленях).
Формировать позу сидя на стуле, локти фиксировать на столе.
Обучать ходьбе у зеркала.
Формировать структуру шага.
Предотвращать патологическую установку стоп.
Мелкая моторика
Формировать свободные движения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах – для разнообразия работы рук.
Общий расслабляющий массаж – поглаживание большой грудной мышцы по направлению к подмышечной впадине
Фиксировать локоть
Пассивные движения предплечья и кисти - знакомить с различными направлениями и амплитудой движений. Тренировать новые координационные отношения
Отработка качательных движений в локтевом и плечевом суставе
Отработка маховых движений
Расслабляющий массаж кисти
Выведение большого пальца из состояния приведения – пассивно отводить б. палец от ладони и удерживать. Укреплять мышечное чувство собственных рук.
Сгибание и разгибание кисти
Игры с пищащей игрушкой - ладонью, затем тыльной частью кисти.
Упражнения с карандашом, имеющим грани, с грецким орехом, сосновыми шишками.
Сгибание и разгибание с сопротивлением (с резиновым бинтом – рекомендовать родителям)
Эспандер
Су–джог
Пальчиковая гимнастика
Лепка
Рисование
Игры с прищепками
Игры с фасолью
«Живой» и кинестетический песок
Шнуровка
Бусины - начинать с самых крупных
Речевое развитие
Дыхательная гимнастика
Логопедический массаж щек, губ, шеи, языка, нёба
Артикуляционная гимнастика: пассивная, активно – пассивная (с сопротивлением), активная.
Выработка кинестетических ощущений к позам губ, языка, рук
Коррекция звукопроизношения
Развитие голосовых модуляций
Формирование фонематического восприятия
Развитие лексико-грамматических средств языка
Развитие связной речи
Формирование знаний об окружающем.
Развитие: восприятия («кинестезии воспитывают мозг»), внимания, памяти, мышления: формировать операции сравнения, обобщения, классификации;
установление причинно-следственных связей; усвоение различных способов решения мыслительных задач.
Подготовка к обучению грамоте
Формирование графических навыков. Письмо
Формирование математических представлений. Обучение счету.
Использование элементов кондуктивной педагогики.
Адаптированные занятия по программам Филичевой и Чиркиной ОНР 2 -3 уровень.
Музыкотерапия
Занятия в классе Монтессори
Иппотерапия
Бассейн
ЛФК (цель – создавать схему движений)
Массаж
Проведено коррекционных занятий:
Коррегирующая гимнастика (после сна) – ежедневно
Игры и упр-я для развития мелкой моторики – ежедневно
Фонетическая и артикуляционная гимнастика ежедневно
Логопедических индивидуальных –3 р. в неделю, подгр.- 2р.(1 период) - 3р.(2 и 3 период обучения) в неделю.
Формирование графических навыков -3р. в нед
Игры и упр-я для развития конструктивного праксиса не менее 3р. в нед.
«Круг» - ежедневно
Психологических инд. -1р. в неделю, гр. 1р. в нед.
Физкультура ( тренажер -1р., адаптивная ф. – 1р., индив. коррекц. – 1р.)
Математика подгр. -1р. в нед., инд. -1р. в нед.
Ознакомление с ОКМ – 2 р. в нед.
Ознакомление с худ. лит-рой – 1р. в нед.
Обучение сюж.- рол. игре –1 р. в нед.
Развивающие игры – 3р. в нед.
Занятие по социально – нравственному воспитанию – 1р. в нед
Аппликация-1р. в нед
Лепка – не менее 2р. в нед.
Рисование –не менее 2-х раз в нед.
Музыкальные з-я -2р. в нед.
Занятия в классе Монтессори
Физиотерапевтическое лечение
ЛФК – упражнения для нижних конечностей. Курсы по 3 недели 3 раза в год.
Парафин – аппликации на нижние конечности
Вихревые ванны (массаж стоп в воде)
Электрофорез с эуфилином паравертебрально
Массаж
Занятия в костюмах «Фаэтон» и «Гравистат»
Ароматерапия
Кислородный коктейль
Медикаментозно (курсы по специальным схемам)
Работа с родителями
Рекомендации:
Занятия лечебным плаванием, ванны с морской солью, ходьба по дну ванны с водой.
Развитие зрительно-моторной координации (мастер – классы).
Автоматизация звуков – открытые занятия для родителей
Развитие познавательной деятельности
Мастер – классы: «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»; «Что такое НУМИКОН?»; «Игры и упражнения для развития зрительно – моторной координации»; «Учимся читать»; «Подготовка руки к письму».
Развитие голосовых модуляций – пение (посещать вокальный кружок)
Открытые подгрупповые и индивидуальные занятия для родителей.
Цель: дублирование всей коррекционно - педагогической работы, проводимой в центре (рекомендации в индивидуальных тетрадях).
Результаты коррекционной работы
Сформирована мотивация к обучению и лечению.
Стал настойчив в достижении цели.
Улучшились кинестетические ощущения.
Улучшилась зрительно – моторная координация и конструктивный праксис.
Формируются мелкие движения пальчиками рук.
Начал ходить на большие расстояния, не жалуясь на усталость.
Стал увереннее и дольше стоять без поддержки.
Формируется фонематическое восприятие.
Читает. Пишет под диктовку. Формируется звуко – буквенный анализ и синтез. Нарушений звукопроизношения нет. Вызваны и автоматизированы в речи все звуки.
Увеличился словарный запас.
Читает стихи. Любит петь.
Возросла познавательная активность.
Исходя из анкетирования родители отмечают значительные улучшения в развитии речи, интеллекта, мелкой и общей моторики.
Успешно обучается в 1 классе по Программе общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ
С целью создания оптимальных условий для эффективного устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста нами разработана модель комплексного медико-педагогического сопровождения детей ...
«Партнерство ДОУ и семей воспитанников в коррекционной работе по освоению основной общеразвивающей программы»
Из опыта работы....
«Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного коррекционного учреждения"
Презентация-выступление на областной конференции...
Алалия. Комплексный подход в коррекционной работе.
Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий...
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...
Статья "Опыт комплексной медико-педагогической абилитации детей с перинатальной патологией и ее последствиями в условиях специализированного дома ребенка"
В данной статье описана система комплексной медико-педгогической абилитации детей первого года жизни с ПЭП (перинатальная энцефалопатия) разной степени, а также представлен сравнительный анализ...
Примерное комплексно-тематическое планирование коррекционной работы в дошкольном учреждении с детьми ОВЗ.
Годовое планирование комплексно-тематическое. Коррекционной работы....