Алалия. Комплексный подход в коррекционной работе.
консультация на тему
Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_podkhod.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Алалия. Комплексный подход в коррекционной работе. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. При алалии запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий:
Физиотерапевтические процедуры — достаточно действенный дополнительный способ лечения тяжелых нарушений речи. Физиотерапия будит внутренние резервы организма, активизирует важнейшие биохимические процессы, нормализует работу нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы. Чаще всего при речевых расстройствах назначают лазеротерапию, магнитотерапию, электролечение (электрофорез, ДМВ, электропунктура), водолечение, иглоукалывание и т. д. Очень эффективна нейростимуляция речевых зон (отвечающих за дикцию, словарный запас, желание вступать в речевой контакт, понимание обращенной речи, навык построения сложных предложений). – это целенаправленное воздействие низкочастотными импульсами тока на биологически активные точки и зоны, находящиеся на поверхности кожного покрова человека и отвечающие за проведение импульса по нервным путям в определённый участок головного и спинного мозга. Схемы лечения подбираются индивидуально - с учетом особенностей задержки развития у каждого ребенка.
Детям с алалией (как и всем речевикам) показан общий и логопедический массаж. Логопедический массаж – это массаж той мускулатуры, которая участвует в произнесении звуков. Проводится он либо руками, либо специальными зондами и способствует нормализации подвижности и тонуса речевых мышц - губ, щек, языка.
Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Для развития движений важны игры с пением и музыкальным сопровождением. Ребенок учится слушать песни, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием. Необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений. Например, в положении лежа на спине одновременно поднимаются вверх правая рука и левая нога или они отводятся в сторону. Такие упражнения можно делать сидя и стоя.
Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного коррекционного воздействия. Хочется отметить, что даже самый опытный специалист не укажет точных сроков долгожданного улучшения речевого развития. Этот процесс идет медленно, постепенно, у каждого ребенка по-разному. Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы. Для родителей важно знать, что же это такое. Вот примерные направления формирования психологической базы речи:
Важно: · научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски сегена); · научить составлять предмет из составных частей различного количества; · научить различать звуки по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек; · научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка); · научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме.
Важно: - довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой — до 7 элементов. - научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов.
Важно: · научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Используются предметы одного вида; · научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое). - родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы») - логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»). - научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: · по размеру; · по высоте; · по длине; Уважаемые родители, помните, что только комплексная и систематическая коррекция может дать видимый результат в развитии вашего ребенка!!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход в коррекционной работе психолога ДОУ
В статье описывается пример применения нейропсихологического подхода в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ. В данном случае это работа с детьми подготовительной к школе группы. Акцент сделан н...
Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду
Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал «В гостях у логопеда».Он ...
Дифференцированный подход в коррекционной работе в зависимости от тонуса мышц
Эта презентация включает в себя метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека....
Консультация для родителей "Ребенок с РАС в детском саду: подходы к коррекционной работе"
Ранее выявление детей с аутизмом очень важно, т.к. рано начатая коррекция коммуникативных нарушений дает возможность получить значительную положительную динамику в психическом состоянии ребенка....
Актуальные подходы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...
Кинезиологический подход в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ
Перед ДОУ актуальной остается задача в разностороннем развитии детей дошкольного возраста и их подготовке к полноценной жизни в современном обществе....
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...