«Партнерство ДОУ и семей воспитанников в коррекционной работе по освоению основной общеразвивающей программы»
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
Из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №181 городского округа Самара
«Партнерство ДОУ и семей воспитанников в
коррекционной работе по освоению основной общеразвивающей программы»
Составила и подготовила:
старший воспитатель Карькова О.М.
Самара 2012г.
В настоящее время отмечается рост детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это и речевые проблемы, и недоразвитие психических функций, и процессы, связанные с серьезными отклонениями в здоровье.
Проведенное нами обследование речевого развития детей МБДОУ показало наличие у 68% воспитанников проблем в становлении правильного звукопроизношения и речи в целом.
Однако большинство родителей (по результатам анкетирования ) не видят недостатков в речевом развитии своих детей и не соотносят их с физическим здоровьем ( хронический ринит, аденоиды). Они считают, что с возрастом речь нормализуется сама собой и не придают особого значения работе по формированию правильной речи либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Но, к большому сожалению, есть еще родители, которые постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Тем самым родители формируют у ребенка комплекс неполноценности.
Выявленная проблема показала актуальность и востребованность вопроса о партнерстве логопеда с семьями воспитанников. Это во многом определяет освоение ребенком основной общеразвивающей программы, которая обеспечивает развитие интегративных качеств ребенка, а значит, его успешность в дальнейшей жизни.
Актуальность проблемы определяется также имеющимися противоречиями между:
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся из-за нехватки мест
- необходимостью участия родителей в коррекционной работе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия логопеда и семьи по данному направлению
- оказанием своевременной помощи ребенку.
В нашем образовательном учреждении существует практика общения логопеда с родителями, которая взаимно обогащает обе стороны. Родители являются партнерами, но их надо научить партнёрству .
(Партнёрство – совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях , направленная на достижение общей цели . Википедия . )
Результаты партнерских отношений логопеда с родителями в нашем образовательном учреждении очевидны. За период обучения мы добиваемся
- Осознания родителями важности и необходимости оказания коррекционной помощи своим детям в преодолении речевых дефектов через посещение родителями логопункта при поликлинике, зачисление в логопедические группы, индивидуальное консультирование.
В результате из 68 % выявленных детей - 40% охвачено специальной помощью.
- Повышение уровня знаний и умений в области коррекционной работы с детьми.
- Повышение степени активного участия родителей в организации мероприятий ДОУ.
- Осознание родителями позиции первых педагогов собственных детей.
Логопед
Работая в этом направлении, мы создали модель партнерской деятельности
Ребенок
Родители
Логопед взаимодействует с ребенком и родителями . В свою очередь родители взаимодействуют с ребенком. Это своего рода фундамент пирамиды. Не будет взаимодействия родителя с ребенком, рухнет вся пирамида.
В своей работе мы используем поэтапное включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей
1 этап - Информационно – аналитический
Используются традиционные формы.
- Анкетирование
- Индивидуальные беседы
- Выступления логопеда на родительских собраниях
- Родительское собрание «Давайте познакомимся».
Такое собрание проходит с включением игрового практикума или занятия с целью изучения компетентности родителей в вопросах речевого развития.
На данном этапе логопед знакомит родителей со спецификой проведения занятия, демонстрируя приемы коррекционной работы с ребенком, указывая, на что следует обратить внимание дома.
- Информационные стенды.
«Семейная игралочка», «Дыши правильно», «Пальчиковая гимнастика» и другие, предполагающие совета логопеда. С данным материалом можно играть дома.
- Круглые столы
- Конференции для родителей
- Прайс-листы магазинов, ориентирующие родителей в большом разнообразии игр, специальной и детской литературы.
Наряду с традиционными формами, мы используем в своей работе новые формы партнерства. Так, в нашем образовательном учреждении работает
- Консультативный день для родителей «Здоровый ребенок»
Это система сопровождения родителей воспитанников по речевому развитию, которая объединяет всех специалистов: логопеда, воспитателей и родителей воспитанников в единую команду. Задачи консультативного дня состоят в профилактике возможных нарушений в развитии ребенка:
- Отставание в развитии на пороге школы;
- Вопросы здоровья ребенка, как физического, так и психического.
Используются различные формы партнёрства педагогов с родителями:
- Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствие ребенка;
- Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребенка со специалистами;
- Ответы на обращения родителей.
Практические занятия, направленные на установление взаимодействия «родитель-ребенок-специалист» в условиях комфортной ситуации, позволяют пробудить и поддерживать у родителей интерес к совместной деятельности с ребенком и формировать практические навыки, получать своевременную, достоверную педагогическую информацию.
Эта форма работы, на наш взгляд, является наиболее продуктивной, так как охватывает воспитанников не только логопедических, но и массовых групп для определения индивидуального коррекционного маршрута по преодолению выявленных проблем.
На втором этапе партнерства логопеда и родителей так называемом практическом («Давайте изучать вместе», «Стоит задача: научить правильно, выполнять задания».)
Помимо перечисленных форм взаимодействия (партнерства ) с родителями мы включаем проведение:
- Семинаров-практикумов. («Если ребенок говорит неправильно») с привлечением родителей, где предлагается участие в отдельных эпизодах занятия с ребенком.
- Домашние задания
- Занимательные игры для дома
- Составление рассказов «Я сочиняю сказку», «Нескучные советы»
- Практические диалоги
«Решение педагогических задач»
«Наши достижения»
«Как общаться с ребенком»
«Как проводить пальчиковую и артикуляционную гимнастику»
- Ведение детского портфолио. Это помогает родителям оценивать динамику в развитии ребенка по содержанию таких разделов , как :
«Мои проекты»
«Речевое развитие дошкольника»
«Портрет моего ребенка»
«Речевой дневник»
- Почта для родителей «Надежда»
Родители в письменной форме задают логопеду вопросы о речевом развитии ребенка, которые опускают в почтовый ящик, а логопед в письменной форме отвечает на них.
Третий этап партнерства логопеда и родителей - практический.
«Давайте играть вместе»
«Мастер-класс»
На данном этапе в нашем дошкольном образовательном учреждении используются такие формы, как:
- Тренинги по темам:
«Правильно – неправильно»
«Азбука общения»
Приобщать родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвовать в коррекционных играх, устанавливать доверительные отношения между детьми, родителями , логопедом, объединять их в одну команду.
- Сбор материала «Шпаргалки для всей семьи»
Картотека игр: пальчиковые речедвигательные, игры с песком.
Участие родителей в проектной деятельности:
– сбор информации, оформление материалов , презентация проектов:
«История о динозавре»
«Моя сказка»
«Мое любимое комнатное растение»
«Я и моя семья»
- Организация экскурсий в школу №72 в музей «Боевой славы», «Крестьянский быт». «Библиотеку», где проводятся пушкинские чтения на тему «Сказки А. С. Пушкина».
- Привлечение родителей к участию в проведении праздников и развлекательных мероприятий
- Практические занятия вместе с ребенком (Логопед предлагает родителям закончить начатое упражнение или самостоятельно выполнить с ребенком задание.)
В нашем образовательном учреждении такие занятия традиционно проводятся в конце учебного года .
- Занятия в форме
- КВН
- Праздник правильной речи
- Путешествие в страну АБВГДейка
- Путешествие в Зоопарк
- Занимательное азбуковедение
- Колесо грамоты
- Уроки этикета
- Викторины Культура речи
- Привлечение к участию в творческих конкурсах вместе с ребенком
- Логоритмические
Все это вызывает у детей массу положительных эмоций и воспринимается как маленький праздник. При этом успешно реализуются не только образовательные, но и воспитательные задачи. В практическом взаимодействии родители закрепляют методы и приемы по коррекции речи своего ребенка.
Родители – естественные учителя своего ребенка. От них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку. Чтобы родители помогали детскому учреждению , их надо впустить в него , руководствуясь тем , что родитель не гость , а партнер , полноправный член команды детского образовательного учреждения.
Как мы показали, трудный путь к партнерским отношениям, к такому необходимому взаимодействию учителя – логопеда и родителей , преодолим , если идти к нему целенаправленно , осознанно, организуя работу в данном направлении в системе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное просвещение семьи воспитанников с ЗПР, как условие освоения основной образовательной программы.
Информационное просвещение семьи воспитанников с ЗПР, как условие освоения основной образовательной программы....
1.1. Результаты и динамика освоения основной образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период
1.1. Результаты и динамика освоения основной образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период...
Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет
Результаты освоения.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Количественный анализ5 – 0 детей (0%) 4 – 3 детей(15%)3 – 16 детей (80%)2 &nd...
Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет группа №6
Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет группа №6...
Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет группа №6
Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет группа №6...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о результатах педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы МБДОУ д/с № 7 «Мечта» общеразвивающего вида за 2019-2020 уч. год
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАо результатах педагогической диагностикидостижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы МБДОУ д/с № 7 «Мечта» общеразвивающего ви...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о результатах педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы МБДОУ д/с № 7 «Мечта» общеразвивающего вида за 2019-2020 уч. год
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАо результатах педагогической диагностикидостижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы МБДОУ д/с № 7 «Мечта» общеразвивающего ви...