Деловая Игра "Идем в школу"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Борзило Лилия Вениаминовна

В конспекте отражены наиболее важные характеристики готовности ребёнка к школьному обучению. Родителей необходимо знакомить  с различными играми и игровыми упражнениями, развивающие у детей произвольные когнитивные процессы (мышление, память, внимание) и волю, а так же познакомить родителей с важными сторонами психического развития дошкольников для успешного школьного обучения и более легкой адаптации детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Идем в школу110 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра  «Идем в школу»

Цель: определить наиболее важные характеристики готовности ребёнка к школьному обучению.

Задачи:

  1. познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, развивающие у детей произвольные когнитивные процессы (мышление, память, внимание) и волю.
  2. познакомить родителей с важными сторонами психического развития дошкольников для успешного школьного обучения и более легкой адаптации детей к школе.
  3. способствовать сближению взрослых в игре. 

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители и гости.

       Игра    «Волшебные очки»

Цель: снятие напряжения, сплочение группы.

       Участники мероприятия становятся в круг. Ведущий торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех, «вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». Участники по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства участников игры. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство игрока. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

(родителям предлагается раздаточная информация  - буклет на тему: «Готовимся к школе»)

Мини-лекция «Игры для подготовки к школе» Недалеко - то время, когда ваши дети покинут дошкольное детство и поднимутся на следующую ступеньку своего развития- поступления в школу. Но, ни для кого не секрет, что ребёнок к этому моменту должен быть готов как физически, так и психологически. В ДОУ эта подготовка ведётся в процессе организации ведущего главного вида деятельности детей 5-6 лет – игры. Наверное, каждому  воспитателю  каждый день приходится отвечать на вопрос родителей: «Как вел себя мой ребенок на занятии? Как справился с задание?».  Все эти вопросы родители напрямую связывают  с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребенок? Умеет ли он играть в различные игры?». Подготовка к школе и игра – вещи не совместимые. Некоторые взрослые считают, что игра- это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле? Какое отношение к подготовке ребёнка к школе имеет игра? 

   Значение игры в жизни ребёнка велико. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя в этом мире. В игре ярко проявляются особенности мышления, воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Психолог: Итак, сегодня мы попробуем вспомнить, что же такое психологическая подготовка ребёнка к школьному обучению. С помощью этих цветных палочек предлагаем разделиться вам по командам. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. В этот день волнуются все – и родители, и сами дети, и педагоги детского сада. Как там будет, сможет ли учиться?

Итак, первый вопрос, какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный первоклассник»? Просим вас выбрать из определений, записанных на доске, те качества, которыми на ваш взгляд, должен обладать первоклассник. На выполнение этого задания отводится три минуты.

(Участники выбирают, записывают на листах, сдают ведущему, который анализирует, обобщает ответы: (самостоятельность, крепкое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, застенчивость, адекватная самооценка, эгоизм и демонстративность, высокая познавательная активность, умение планировать и контролировать деятельность)

Психолог: Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребёнок не был готов к школе. Прежде чем ответить на вопрос, что такое «психологическая готовность», познакомьтесь с информацией на плакате, можно использовать ТСО (интерактивная доска, проектор, компьютер).

(на доске - плакат с компонентами психологической готовности) 

Психолог: Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-психологическую. 

       Интеллектуальная зрелость.

Долгое время об уровне развития ребёнка судили по количеству накопленных им знаний. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки, т.е. умение писать и считать – это единственные показатели интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности. Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, умение выделять фигуру из фона, память, способность концентрировать внимание, воображение, наглядно-образное и словесное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, делать простейшие выводы обобщения.

Игра  «Бег ассоциаций».

Цель: развивать ассоциативное мышление, слуховую память, связную речь, воображение. Необходимо связать высказыванием любые названные предметы. Например: 1 игрок называет слова «крыса», «табуретка». 2 игрок составляет предложение  «Папа бросил табуреткой в крысу», и называет третье слово «молоко». Следующий игрок связывает 2-е и 3-е слова, например: «На табуретке было пролито молоко» и называет следующее слово.

Социально-психологическая готовность. 

Подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положению школьника, имеющего круг обязанностей и прав. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность понимать роль ученика.
Одним из важных условием благополучного начала обучения в школе является сознательное стремление ребёнка к школе, т.е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя: наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий); понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности; эмоционально-благополучное отношение к школе. Возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способом подачи о ней. Важно, чтобы сообщения детям сведений о школе были не только понятны, но и прочувствованы и пережиты им. 

       Игра «Все — некоторые — только я»

Цель: умение сотрудничать в коллективе, подчинять свое поведения правилам игры.

В круг ставятся стулья — на один меньше числа играющих. Все садятся на них, а водящий становится в центр круга. Водящий называет какой-нибудь признак, общий для всех участников, сидящих в кругу, подходящий только к некоторым из них или к одному человеку. Тотчас все, кто считает, что названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул (но не свой). Точно так же поступает и водящий, однако в центр круга ему бежать не надо, он и так там стоит.
Можно начать игру, приведя примеры разных признаков: «Все, кто пришел сегодня в д\сад; все, кто любит поболтать; все, у кого в косе красная лента». Водящий может использовать эту игру, выбирая признаки, которые помогут ему больше узнать, например: «Все, кто хочет пойти в поход» или «Все, кто любит мороженое»». Тот, кто не успел, сесть на стул,  выбывает.

       Эмоционально-волевая готовность. 

Жизнь будущего школьника предъявляет большие требования к воле ребёнка. Надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, нужно выполнить многие правила на уроке. И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребёнок подчинял им свои действия, желания, умел сдерживаться и контролировать своё поведение. Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат. Произвольность- это умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу. 

       Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: Развитие концентрации внимания и двигательного контроля.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но участники, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

       Физическая готовность. Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Тонкая моторика – это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития.

       Игра «Рука-ребро-кулак»

Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции и мелкой моторики.

   Ведущий показывают три положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости, распрямленная ладонь на плоскости. участники выполняют сначала с ведущим, затем по памяти в течении 8 – 10 повторений. Проба выполняется  сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении или затруднении в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося вслух.

       Развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
     
Танец «Летка- енка» Общий танец

Психолог: Итак, для того чтоб подвести итоги о готовности детей к школе, необходимо узнать, а готовы ли вы сами, родители, отдать своих детей в школу?

Анкета для родителей «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?»

(родители отвечают на вопросы анкеты, подсчитывают балловые результаты, зачитывается интерпретация.)                                                                      

Психолог: А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка;

5-9 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

Обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми.

3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но есть ещё время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные  и сюжетно-ролевые игры.  

5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.                                                        

        Упражнение «Как выбрать школу?»

Цель: помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.

Инструкция: «В таблице выделены некоторые суждения о том, какая школа может быть. Обведите номера тех суждений, которые устраивают вас полностью.

Вывод: С помощью предлагаемой таблицы вы можете сформулировать для себя желаемый образ школы, соотнести идеальный вариант с теми, что имеются в реальности, взвесить свои возможности и принять ответственный и осознанный выбор.

Психолог: Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются  с жизненными проблемами. Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря игре он ощущает настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и отношений становятся доступными.

       Мы рассмотрели отдельные компоненты психологической готовности ребёнка к школе. Однако не будем забывать, что все структурные компоненты психологической готовности ребёнка связаны между собой. И для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо придерживаться рекомендаций врачей и педагогов, соблюдать распорядок дня, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям, они плохие советчики. От вашего отношения к ребёнку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека. Только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

       Рефлексия

Можно предложить высказать по поводу проведенного мероприятия, или использовать фишки при выходе родителей из помещения.

Зеленая – много полезной и нужной информации

Синяя – кое, что возьму на заметку

Красная – потерял время зря

Раздаточная информация: печатный буклет «Готовимся к школе»

Приложение

Оформить помещение плакатами

  • Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть (Ф. Роджерс).
  • Игра – естественный язык ребенка.
  • «Идеальный первоклассник»
  • Компоненты психологической готовности к школе»

Раздаточная информация на тему: «Готовимся к школе»

        Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие личностные и психические новообразования, необходимые для успешного обучения в школе. Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи.

В игре к ребенку вместе с удовольствием приходит ощущение эмоционального  комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности,  в которых заключен мощный импульс детского развития. Игра для растущего ребенка – необходимый механизм «запуска» самых разных сторон его личности, является наиболее «плодородной почвой» для благополучного и своевременного «прорастания» как личностных качеств, так и опыта социальной компетентности в общении с окружающими людьми.

Если ребенок  пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию, это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка.

Для того чтобы  ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не обязательно ему читать лекцию на эту тему (да и не действенно это), надо просто играть в полезные для его возраста игры.

       Интеллектуальная зрелость.

Долгое время об уровне развития ребёнка судили по количеству накопленных им знаний. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки, т.е. умение писать и считать – это единственные показатели интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности. Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, умение выделять фигуру из фона, память, способность концентрировать внимание, воображение, наглядно-образное и словесное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, делать простейшие выводы обобщения.
   
Социально-психологическая готовность. 

Подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положению школьника, имеющего круг обязанностей и прав. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность понимать роль ученика.
Одним из важных условием благополучного начала обучения в школе является сознательное стремление ребёнка к школе, т.е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя: наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий); понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности; эмоционально-благополучное отношение к школе. Возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способом подачи о ней. Важно, чтобы сообщения детям сведений о школе были не только понятны, но и прочувствованы и пережиты им. 
   
Эмоционально-волевая готовность. Жизнь будущего школьника предъявляет большие требования к воле ребёнка. Надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, нужно выполнить многие правила на уроке. И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребёнок подчинял им свои действия, желания, умел сдерживаться и контролировать своё поведение. Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат.

Произвольность - это умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу. 

Физическая готовность. Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Тонкая моторика – это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития.

Развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Как выбирать школу?

Цель: помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.

Напротив каждого пункта поставьте оценку:

1 -  соответствует вашему идеальному образцу школы;     2 – вы могли бы согласиться;    3 -  для вас это неприемлемо.

Примерные критерии

описание

оценка

Территория школы

  1. Оборудована спортивная площадка.
  2. Имеется  игровая площадка для младших школьников.
  3. Ухоженная территория с газонами и деревьями.
  4. Отсутствует оборудование на площадках.
  5. Площадка нуждается в ремонте.

Внешний вид здания

  1. Школа – новостройка.
  2. Ухоженное здание.
  3. Нуждается в ремонте, исписано неприличными словами.

Внутренний климат

  1. Приветливый персонал.
  2. Доступна вся информация о школе.
  3. Серость, неприветливость обстановки в школе.

Педагогические кадры

  1. Стабильный коллектив.
  2. Опытные учителя.
  3. Текучка кадров.
  4. Молодые кадры – студенты (высшее или среднее образование)

Порядок записи в школу

  1. По месту жительства
  2. на основании вступительного собеседования.
  3. Сложное тестирование.

Внешний вид школьников

  1. Обязательная для всех школьная форма (по классам).
  2. Деловая форма одежды.
  3. Неформальная  одежда

Особенности обучения в школе

  1. Учеба по субботам для всех классов.
  2. Только для средних и старших классов.
  3. По субботам не учатся.
  4. Использование в обучении экспериментальных программ.

Внешкольные занятия

  1. наличие кружков и секций.
  2. Плата за посещение кружков.
  3. Кружок (секция) существует первый год.
  4. Участие школьников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного масштаба.

Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?

Тест для родителей.

  1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд,  четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать, писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребёнок не ходит в детский сад, и никогда не расстанется с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.
  15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!».

Занесите свои ответы в табличку: если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

 1/

 6/

11/

 2/

 7/

12/

 3/

 8/

13/

 4/

 9/

14/

 5/

10/

15/

Всего

        Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.

       Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых  отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового умения, принимать активное участие в играх детей, принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке, организовать семейные экскурсии по интересам детей.  

Литература

  1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.,  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.—СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.—190., ил.
  2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.,  Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми.—СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.—136с.: ил.
  3. Смирнова Т.П., Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей. Серия «Психологический практикум».—Ростов н/Д: «Феникс», 2003.—160с.
  4. Романов А..А., Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей.—М.: Школьная Пресса. -  48 с.—(«Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 39).
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.—М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000.—160 с. (В помощь психологу.)
  6. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Работа педагога-психолога В ДОУ: Методическое пособие.-М.: Айрис – пресс, 2005.- 384 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  7. Широкова Г.А. справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 384 с.
  8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: - М.: ВАКО, 2009.- 320 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  9. Елена Лютова-Робертс, Галина Монина. Статья № 23/2006 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Программа тренинга для родителей гиперактивных детей. «Учимся понимать своего ребенка».
  10. Красновский Л. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. — 1991. - №10
  11. Миримова П. Цвет моей души // Школьный психолог. — 2005. - №11
  12. Азарова Т., Битянова М., Земских Т., Королева Е., Пяткова О. Неделя психологии в школе // Школьный психолог. — 1999. - №34
  13. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: практическое пособие – М.: Генезис, 2000. – 208 с., илл.
  14. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 320 с. – (дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  15. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультаций, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
  16. Материалы, находящиеся в свободном доступе интернет сайтах.
  1. Ссылка на сайт: психологический центр Адалин  (adalin.mospsy.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для родителей "Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей".

Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика,...

Деловая игра "Что такое готовность к школе"

Деловая игра для родителей и педагогов детского сада "Что такое готовность к школе"...

Деловая игра «Профессиональная компетенция педагогов – системообразующий фактор в создании положительного имиджа школы».

Разработано Кабалиной Е.А., педагогом-психологом МБДОУ №15 "Жар-птица", в соавторстве с Косцовой М.Г., педагогом-психологом ГОУ СОШ №919Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создани...

деловая игра "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

деловая игра для родителей, где им приходиться решать психологические задачи...

Деловая игра с родителями на тему: «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок идет в школу. Это важное событие в жизни  всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени,...

Деловая игра «Готов ли ребенок к школе»

Деловая игра с родителями на тему:«Готов ли ребенок к школе»       Ребенок идет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то пр...

СЦЕНАРИЙ КВН с элементами деловой игры для родителей детей подготовительных к школе групп на тему: «Мамы, в школу собирайтесь!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №8» г. Балаково Саратовская область     СЦЕНАРИЙ  КВН с элементами деловой игрыдля родител...