Деловая игра "Что такое готовность к школе"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Деловая игра для родителей и педагогов детского сада "Что такое готовность к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_gotovnost_k_shkole_moya.doc | 58.5 КБ |
peredvizhka_gotovnost_k_shkole.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Готовность к школе»
- Предложите нестандартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».
Ребенок идет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени, но самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и в тоже время огорчающий вас, он перейдет очередной рубеж – станет школьником, а вы – родителями ученика. Школа. Это новая ступенька в жизни вашего ребенка и всей вашей семьи. И малыш, и вы приобретаете новый статус.
Вопрос к родителям: Как вы думаете, Чем важен этот момент для ребенка и его дальнейшей судьбы?
Много вопросов возникает у нас как у родителей в этот период: Чем отличаются этапы дошкольного и школьного детства? Когда и в какую школу лучше отдавать свое дитя? И, наконец, как к этому нужно готовиться? Готовы ли вы к этим переменам? Хорошо ли представляете себе, что значит – подготовить ребенка к новому этапу его жизни – к школе? Знаете ли вы, что такое школьная готовность? Остановимся подробнее на этом вопросе.
Ведь зачастую мы принимаем за подготовку к школе обучение ребенка письму, чтению, счету. Страшно гордимся, когда он складывает буквы (не звуки) в слоги и слова. И совершенно не задумываемся о том, что готовность к школьному обучению – это совершенно другое.
Чем обучать ребенка школьным знаниям, лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
- Итак, первый вопрос: Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник? На выполнение этого задания отводится 3 минуты. Участники записывают качества на листах
- Второй вопрос: Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольника?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик–учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
Ребёнок идет в школу. Это значит, что ведущей деятельностью для него стала учебная деятельность. Это происходит не потому, что так захотели взрослые, а потому, что игровая деятельность в основном исчерпала свои возможности для развития. Ребенок ещё долго будет играть и мы, взрослые, собрались сегодня здесь, чтобы поиграть, но этап игры мы уже пережили, и не она является ведущей деятельностью.
- Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребенок к школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «психологическая готовность к школе»?
Игра «Дерево».
Мы решили сравнить подготовку детей к школе с деревом. Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. Посмотрите и скажите, что самое важное в дереве? Что, по вашему мнению, является фундаментом, опорой дерева (корни). Чтобы дерево росло и развивалось, необходим мощный ствол, выдерживающий крону. У каждого на столе лежат листочки, на которых написаны, составляющие готовности к школе. Ваша задача подумать и разместить эти компоненты на дереве, так как вы считаете. Аргументировав свой выбор.
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
- Ответственность
- Умение считать, считать, писать
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Самостоятельность
- Настойчивость
- Состояние здоровья
- Умение логически мыслить
- Умение организовать рабочее место
- Развитие речи и памяти
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т.д. место)
Каждый по-своему прав, но специалисты выделяют несколько аспектов школьной готовности:
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность - способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и их координации. Способность самостоятельно принимать решения, сформированность интеллектуальных умений, развитие памяти и внимания, логического мышления и связной речи.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
Важная составляющая школьной готовности – произвольность поведения – ствол нашего дерева. Что же означает это понятие? Действовать согласно правилам и требованиям, а не сиюминутным желаниям, сознательно подчинять свои действия правилу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Физическая готовность – развитие ребенка, соответствующее его возрасту. Достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый ребенок.
Вывод: Поэтому психологическая готовность ребенка к школе – это комплексное развитие интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала маленького человека.
Педагогические ситуации. Уважаемые родители, давайте на примерах посмотрим как мы родители в реальной жизни готовим детей к самостоятельной жизни.
- Мама Светы с вечера собирает пакет в бассейн. Света спрашивает у мамы: «А ты мне шапочку купальную положила, а мыло, а мочалку?»
- да, отвечает мама.
В бассейне Света достала из пакета вещи, а полотенца не оказалось. Воспитатель спрашивает у Светы: «А где полотенце?»
- мама забыла положить – отвечает Света.
Как бы вы поступили на месте Светиной мамы в данной ситуации.
Вывод: родители довольно часто берут на себя все обязанности, даже посильные ребенку, не надеясь на него. Говорят «ты не сможешь, еще не умеешь, не так сделаешь». Тем самым мы подавляем инициативу у ребенка и развитие самостоятельности, т.е. социальной готовности. Необходимо развивать самостоятельность. Например: подготовить пакет в бассейн. Который вы можете потом проверить.
- девочка играет, а мама зовет ее заниматься. Приговаривая «будешь играть, ничему не научишься». Правильно ли поступила мама?
Ответы родителей.
Вывод: игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Ребенок учиться всему только играя. Без желания и интереса ребенка смысла в занятиях не будет.
Что произойдет, если ребенок в момент поступления в школу не будет психологически готов к такому серьезному и ответственному моменту?
Возникнет школьная дезадаптация.
Из всего вами сказанного можно выделить особо следующее: необходима стратегия поведения, создающая атмосферу взаимного доверия, формирующая у ребенка уважение к себе.
Эта стратегия называется «стратегия поддержки».
Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Это значит и то, что следует любить ребенка не за то, что он красивый, умный , а просто так, за то, что он есть.
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
Принятие,
внимание,
признание (уважение),
одобрение,
теплые чувства
Принятие должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Так почему ты раньше не убирал так в своей комнате?» или «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь убирать так, как сегодня».
Особенно хотелось бы сказать о роли теплой эмоциональной атмосферы в вашем доме. Её главное условие – дружелюбный тон общения. Этому послужат несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать атмосферу радости. Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком. Кроме того, считается, что у творческих родителей – творческие дети. Творите – и будете здоровы.
Предлагаю всем группам найти и продемонстрировать способы поведения в следующей ситуации.
Ситуация. «Ваш ребёнок получил двойку». Для этого необходимо каждой группе выбрать, кто будет выполнять роль родителей, а кто роль ребенка. Так что же делать, если ребенок получил «2»?
Например, найти в этой ситуации плюсы и минусы для себя и ребенка. Примером может быть видеосюжет из «Ералаша», где полученной двойкой восхищаются все родственники и решают написать дяде на лесоповал, что «смена растет». На что мальчик отвечает: «Ну, уж нет». И садится за учебники.
( Творческий подход).
В следующем примере ребенок хорошо учится, но принес «2» и очень расстроен в ожидании маминой реакции. Мама неожиданно уходит из дома, но вскоре возвращается и приносит ребенку мороженое. Мороженое съедено. Ребенок успокаивается. Мама спрашивает: «Что ты намерена предпринять?»
( Стратегия сотрудничества).
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Консультации для родителей
Готовность к школе: Что мы не понимаем?
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.
Он ещё не доиграл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"
Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...
Что такое готовность к школе?
Рекомендации родителям будущих первоклассников...
Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Что такое готовность к школе».
Цели: − обогащение знаний родителей о готовности к обучению в школе;− подведение итогов работы специалистов и детей за год.Задачи:− ознакомление родителей с основными характеристиками готовности ребен...
ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?
……Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. ...
Что такое готовность к школе?
Статья о видах готовности к школе...
Консультация "Что такое готовность к школе?"
Что такое готовность к школе?От того насколько ребёнок готов к обучению в школе зависит, насколько успешен он там будет. Для родителей зачастую готовность к школе определяется как о...
Что такое готовность к школе?
Консультация посвящена для родителей дошкольников. В ней рассказывается о готовности к школьному обучению, и какими критериями должна соответствовать готовность....