Деловая игра для родителей "Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей".
методическая разработка по теме
Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика, многие родители оказываются некомпетентны в вопросах подготовки ребенка к школе и не в состоянии оказать ему помощь и поддержку в этом процессе.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека. В связи с этим встает вопрос: Каким образом организовать в ДОУ работу по повышению компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе? Именно для них разработана Деловая игра «Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей». В игровой форме родители узнают на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе. Знакомятся с компонентами психологической готовности: интеллектуальной, мотивационной, волевой, коммуникативной, развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_dlya_o.i._psihologa.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА № 3
Игра:
Психолог: Проблема психологической готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Причем возникла она не только в нашей стране, а практически во всех странах Европы. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу?
Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать? Попробуем разобраться.
КАРТОЧКА № 4
Вопросы:
1. Первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?»
На это задание отводится 3 минуты. Участники записывают качества на листах и сдают их экспертом, которые анализируют и обобщают ответы.
2. Второй вопрос: «Чем, на ваш взгляд, отмечается первоклассник от дошкольника?»
после высказывания мнений эксперты обобщают ответы.
КАРТОЧКА № 5
Психолог: Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
(На доске – плакат с компонентами психологической готовности:
- интеллектуальная;
- мотивационная;
- волевая;
- коммуникативная;
- развитие мелкой моторики руки.
Каждой группе раздаются карточки с педагогическими ситуациями. Время (1 минута).
Эксперты оценивают ответы.
КАРТОЧКА № 6
Психолог: «Послушайте ситуацию»:
«Бабушка о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок.
Внимание! Вопросы.
1. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?
2. Какими занятиями должен обладать ребенок 6-7 лет?
Эксперты подводят итог.
Психолог: Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.
КАРТОЧКА № 7
Психолог: «Следующая ситуация».
«Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу».
Внимание! Вопросы.
1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?
Эксперты выслушивают ответы команд и подводят итог.
Психолог: Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.
КАРТОЧКА № 8
Психолог: «Послушайте следующую ситуацию».
«Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Внимание! Вопросы:
1. Что послужило причиной неуспехов в школе?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?
Эксперты выслушивают ответы команд. Подводят итог.
Психолог: Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.
КАРТОЧКА № 9
Психолог: «Следующая ситуация».
Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».
Внимание! Вопросы:
1. Права ли мама в своих волнениях?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию коммуникативной готовности?
Эксперты выслушивают ответы команд. Подводят итог.
Психолог: Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающее безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.
КАРТОЧКА № 10
Психолог: «И последняя ситуация».
Говорит одна мама: «Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует и не лепит, как все дети в д/саду, да он и не стремится к этому, да и мы не поощряем. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!»
Внимание! Вопросы:
1. Оцените семейное воспитание Павлика?
2. Можно ли предвидеть результаты учения Павлика?
Эксперты выслушивают ответы, подводят итог.
Психолог: Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. У детей, со слабой мелкой моторикой будут трудности с письмом. Необходимо упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти.
КАРТОЧКА № 11.
Психолог: При помощи игровых ситуаций мы постарались довести до вас все компоненты психологической готовности детей к школе. И я надеюсь, что после нашей игры, вы родители, посмотрите на своих детей другими глазами, любящими и понимающими.
И, наконец – заключительное задание.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшней игре.
Представители от каждой команды высказывают свое мнение.
Психолог: В память о нашей игре, ваши дети приготовили для вас маленькие сувениры, чтобы вы всегда по жизни шли с ними рядом, поддерживая и оберегая своих детей в трудную минуту.
Успеха Вам!
КАРТОЧКА № 1.
(Правила игры).
КАРТОЧКА № 2
1. Знакомство с участниками игры. Участники игры делятся на 3 команды. 2. Участники игры готовят свой девиз. 3. Разминка. Вопросы-шутки: Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра). В какой земле сеют капусту? (капусту не сеют, сеют семена). Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (которые остановились). Какой вещи человек очень верит? (замку). Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить). Без чего хлеба не испечешь? (без корочки). Эксперты подводят итог.
|
Карточка
(Вступление)
Цель нашей игры – определить наиболее важные психологические характеристики готовности ребенка к школе.
Психолог: От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Но все ли родители осознают реальную трудность и сложность школы. Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их не заметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.
Учеба – это серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. Начало года всегда наиболее трудно.
И первые неудачи, помноженные на непонимание, и нетерпение взрослых, могут сломать малыша и надолго отбить охоту учиться.
Однажды кто-то сказал, что школа – это как стихийное бедствие, которое неотвратимо и которое нужно пережить, по возможности с наименьшими потерями. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай, еще раз попробуешь, еще чуть-чуть постараешься, и будет немного лучше». Вот так, шаг за шагом, вместе преодолевая полный штиль безуспешности, выстаивая при сильном ветре неудач, все равно продвигаясь вперед. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
С какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители? С этим мы и попробуем сейчас разобраться.
Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (1 минута). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Эксперты подводят итог высказанным мнениям (2 минуты).
В игре нет зрителей, все участники.
Нельзя повторять ранее сказанное.
Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...
Сообщение к родительскому собранию: "Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению."
Сообщение к родительскому собранию: «Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению.Цель: познакомить родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу с понятием гот...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Родительское собрание: «Первый раз в первый класс или готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Познакомить родителей с понятием готовность ребенка к обучению в школе....
Как подготовить ребенка к школе психологически.
Как подготовить ребёнка к школе психологически.Для того чтобы обучение в школе приносило ребёнку радость и не тяготило его, необходимо заранее подготовить дошкольника правильно. Особенно важно уделить...
Практический семинар для родителей выпускников детского сада "Ребенок на пороге школы. Психологическая готовность родителей!»
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека.Первоклассники преб...
Как подготовить ребенка к школе психологически
Данная статья будет интересна и полезна как родителям, так и педагогам. В ней отражены основные составляющие психологической готовности детей к школе: интеллектуальная готовность, социально-личностная...
Комментарии
Деловая игра для родителей "Как подготовить ребенка к школе"
Данная Деловая игра для родителей разработана с целью обратить внимание родителей на все компоненты психологической готовности.Все родители хотят видеть своего ребенка развитым, успешным. Решая какие-то жизненные ситуации родители узнают, на что обратить внимание, при подготовке ребенка к школьному обучению. Игра проходит живо и интересно. Прошу поделиться мнением.