Занятия в коррекционной группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Заняти по эмоционально-волевой сфере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие. | 26.38 КБ |
Цветовой тренинг. Белый цвет. | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Звёздочка»
Конспект открытого
интегрированного занятия
по формированию эмоционально-волевой сферы и
развитию лексико - грамматических средств языка
с детьми
средней коррекционно-развивающей группы
«Я – человек»
Составили:
педагог – психолог: Козлова Т.Р.
педагог – дефектолог: Аникина Е.В.
г. Серпухов – 15
Цель: Познакомить детей с частями лица и тела человека. Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Задачи психолога:
1. Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
2. Учить пониманию и сопереживанию другим людям.
3. Формировать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой), средствами человеческого общения.
Задачи логопеда:
Познавательные:
1. Познакомить детей с частями тела и лица человека.
Коррекционные:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Человек».
2. Совершенствовать грамматический строй речи детей: умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; практическое усвоение категории винительного и творительного падежей существительных; формирование фразовой речи.
Развивающие:
1. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительно-пространственных ориентировок.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.
2. Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его.
3. Воспитание у детей умения и желания общаться друг с другом и со взрослыми.
4. Воспитание нравственных качеств (доброты, отзывчивости, желания помогать друг другу).
Технологии:
1. Игровая технология.
2. Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
3. Технология развития зрительно-пространственных ориентировок.
4. Технология логопедического массажа.
5. Сказкотерапия.
6. Песочная терапия.
Оборудование: музыкальный центр; отрывки из песен, где упоминаются различные части тела человека; геометрические фигуры для составления тела человека; волшебный песок; кукла Бабы-Яги и сундучок с деталями одежды для её превращения; цветной шнурок и разноцветные шарики для бус; логопедический куб и предметные картинки к нему; мягкая разноцветная проволока для цветов; разборные карандаши-сердечки для подарков.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Дети входят в группу под песню «Улыбка» и встают в круг.
(Звучит плавная, спокойная музыка)
Психолог: Здравствуйте, дорогие дети! Я очень рада вас видеть. А вы рады? Сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Хотели бы вы с ними познакомиться? Наши гости готовы к общению?
(Дети приглашают в круг понравившегося гостя и берутся за руки).
Психолог: Предлагаю и гостям и ребятам поприветствовать друга. Давайте возьмёмся за руки и через рукопожатие передадим наше хорошее отношение друг к другу, нашу заботу, внимание и улыбки.
-Доброе утро, кто улыбнулся,
Глазки откройте и посмотрите:
Мы вас любим, и вы нас любите.
Чувствуете, как сразу стало уютнее и теплее от наших добрых улыбок и добрых слов. А где живут наши чувства? (В сердце) Покажите, какие вы все сердечные. Что вы можете подарить друг другу? (Дети: «Я дарю свою заботу… и т.д.)
2. Знакомство с темой.
Логопед: Я тоже хочу подарить вам своё внимание и тепло. Проводите гостей и займите свои места, пожалуйста.
Логопед читает загадку: посмотрите на меня и послушайте загадку
-На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
Как вы думаете, кто это? (Это человек.)
Логопед: О ком мы будем говорить? ( О человеке.)
3. Выкладывание человека из геом. форм по инструкции логопеда: Положите круг, внизу круга - овал, внизу овала - две палочки. Кто у вас получается? (Человек) Какие части тела есть у нашего человека? (У него есть голова.) Какой формы голова? ( У него круглая голова.) Какой формы туловище? (У него овальное туловище) А какой части тела не хватает? (У него нет рук.) Возьите ещё палочки и сделайте ему руки.
4. Логопед: Давайте вспомним названия других частей тела человека. А помогут нам в этом известные детские песни. Послушаем их внимательно и смотрим на меня.
(Дети слушают, называют и показывают на себе упомянутые части тела).
Отрывки из песенок:
-«Если я чешу в затылке – не беда, в голове моей опилки, да-да-да…» Какие части тела упоминались в песенке?
- «Он ладони тебе оближет, протянет руку, как другу….»
-«Губки бантиком, бровки домиком, похож на маленького сонного гномика…» Какие части тела упоминались в песенке?
- «А мне любое море по колено, а мне любые горы по плечо…»
- «Раз ладошка, два ладошка, я пока что не звезда…»
Логопед: Вот мы и вспомнили разные части тела человека. Мы будем говорить о человеке.
5. Психолог: Каких людей вы больше любите? (Дети: Я люблю добрых людей. Я люблю весёлых людей.)
Психолог: А сейчас, придвиньте песок, закройте глаза и послушайте рассказ о Бабе – Яге. Страшно? Для смелости опустите руки в песок, он придаст вам силы. Можете сжимать и разжимать их.
(Используется арттерапия – упражнения с песком)
Психолог: Открывайте глазки, разгладьте песок. Что вы представили? Какие чувства испытывали? (Было страшно.)
А почему вам было страшно? Какая Баба-Яга? (Она злая. Она некрасивая.) А знаете, что злой человек, плохой человек – это несчастный человек. А почему несчастный?
Дети: Живёт одна, в лесу, её никто не любит, все её боятся.
6. Логопед: (Массаж мимической мускулатуры)
А теперь посмотрели на меня. Да, Баба - Яга злая, а дети у нас самые добрые, самые счастливые. У вас есть семья и друзья. Давайте поиграем с друзьями. Посмотрите на свои квадратики, найдите, у кого такой же по цвету и встаньте рядом.
(Дети работают в парах, стоя за столами).
Я - человек и ты – человек. (показывают сначала на себя, затем на товарища)
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем. (растирают свои ладони)
У меня лобик, и у тебя лобик. (массируют сначала свой лоб, затем лоб соседа)
У меня носик, и у тебя носик. (массируют сверху-вниз сначала свой нос, затем товарища)
У меня ушки и у тебя ушки. (массируют ушки)
У меня щёчки гладкие и у тебя гладкие. (круговыми движениями гладят свои щеки, затем товарища)
У меня губки сладкие и у тебя сладкие. (указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем соседа)
Я – друг, и ты – друг, вместе нам хорошо! (прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища и обнимаются)
7. Психолог: Друзья всегда помогают друг другу. Давайте посочувствуем Бабе-Яге, позаботимся о ней, поможем ей стать добрее и не будем её бояться. Но вот беда. Ей нечего надеть. Она не хочет появляться перед нами в старой одежде.
(Дети подходят к столу педагога, открывают сундучок и вместе украшают Бабу-Ягу, превращают её в добрую. Работа с куклой – делают улыбку, надевают фартук, платочек сапожки и т.д.)
Дети: Я одену платочек. Я сделаю улыбку и т.д.
Психолог: Вот и стала Бабушка – Яга красивой. Мы её боимся? (Нет.) У неё теперь так много заботливых внуков.
8. Психолог: Давайте подарим бабушке - Яге бусы.
(Дети одевают разноцветные шарики на леску и говорят: «Я взял красную бусинку».)
Какие бусы у нас получились? (Разноцветные)
А чтобы она стала совсем доброй, подарим ей свои чувства. (Я дарю заботу и т.д.)
9. Физкультминутка
Логопед: Бабушка Яга готова посмотреть, как вы играете.
Речь с движением
Вот у нас игра какая!
Хлоп, ладошка. Хлоп, другая!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам-шлёп, шлёп!
И по плечикам похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
10. Дети садятся на подушки.
Логопед: Покажем Бабе- Яге, ещё одну интересную игру.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем кубик мы вращать.
Дети перекатывают кубик друг другу и говорят: «Это красная сторона. Здесь нарисован глаз. Телевизор смотрим глазами. Книгу читаем глазами».
(Аналогичная работа проводится с картинками: глаза, уши, нос, руки)
11. Психолог: А теперь посмотрели на меня. Баба – Яга тоже стала доброй и хочет помогать людям, как и мы. Возьмите волшебный песок, пошепчите-расскажите ему, чего вы боитесь. Теперь закопайте страхи в песок и отдайте Бабе - Яге.
(Дети бросают страхи в сумку к Бабе-Яге и говорят: «Я смелый, теперь я не боюсь». )
12.Психолог: Давайте подарим ей яркий букет цветов.
(Дети под музыку наматывают разноцветную проволоку на пальчик и делают из неё цветы, собираем цветы в букет.)
Дети: Я сделал синий, красный, зеленый, желтый цветочек.
Психолог: уточняет, что у них получился разноцветный букет.
13. Конец занятия
Психолог: Встали в круг, взялись за руки, сделали «цепочку доброты». Какие мы молодцы, сколько добрых дел сделали. Пора прощаться. Будем добрыми и дружными. Подарим кусочек своего счастья гостям( дети по желанию вручают гостям маленькие сердечки) и попрощаемся с ними.
(Вручаем подарки детям).
Предварительный просмотр:
Цветовой тренинг.
Составил педагог-психолог МДОУ «Звёздочка»
Козлова Тамара Ромилловна
Г.Серпухов-15, Московская обл.
Тема: « Снеговики. Белый цвет».
- Цель: расширить представление детей об эмоциях и воспитании добрых чувств.
- Снижение эмоционально - психического и телесного напряжения.
- Развитие наблюдательности, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, и обобщать.
- Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
*Оборудование и материалы: снежинки, белая ткань, шапочки, подносы на каждого ребенка, манка, цветная бумага, шарфы, обрезки белой бумаги, аромотерапия.
Ход занятия
Сегодня мы с вами помчимся в путешествие в Белую страну. (Под спокойную музыку, меняя темп и направление движения, преодолевая препятствия попадаем в Белую страну)
Вот мы с вами и в Белой стране. Но сначала немного отдохнем после трудной дороги и успокоим дыхание. Закройте глаза. Дышим медленно и спокойно… Медленно и спокойно… Вдох… Выдох.. все тело расслабляется.. Плечики опущены… Дышим животиком… Откройте глаза.
Упражнение 1. Ощущение цвета.
Посмотрим на предметы белого цвета. Нравится ли вам белый цвет? Что вы чувствуете? Каким вам кажется белый цвет? Теплым или холодным Праздничным и повседневным? Молодцы, белый - цвет чистоты, удачи, добра и света. Белый цвет очищает, помогает преодолеть трудности, снять напряжение, расслабиться. Он очищает дорогу тем, кто люби создавать что-то новое. Побывав в Белой стране, мы станем чуть-чуть добрее, красивее, сильнее и чище.
Упражнение 2.Доброта.
В белой стране есть волшебный белый стул. Кто садится на него , тот сразу забывает обо всем плохом, Волшебный стул очищает человека, делает его красивым, добрым и любящим. Кто желает увидеть свои самые лучшие качества? (Ребенок садится на белый стул и говорит о себе что-то хорошее, отмечая свои достоинства и лучшие качества. Остальные дети добавляют.
Упражнение 3. Град.
Помните ли вы сказку «Снегурочка? Чего больше боялась Снегурочка? ( Огня) А что любила Снегурочка? (Дождь, снег, град.) Послушайте отрывок из сказки. «…Кончилась зима. Начало пригревать весеннее солнышко. А Снегурочка вдруг запечалилась. От солнца прячется Все бы ей тень да холодок, а еще лучше --дождик. Раз надвинулась черная тучка, посыпался крупный град . Обрадовалась Снегурочка.
Сейчас мы тоже порадуемся граду вместе со Снегурочкой. (Дети барабанят пальцами по жесткой поверхности до усталости. Затем потряхиваю кистями, расслабляют руки и слушают ощущение в кончиках пальце). Что чувствуют ваши пальчики? Больно, тепло, холодно, покалывание, что-то приятное или неприятное?
Упражнение 4. Эмоции.
Послушайте стихи, в которых встречаются «белые» слова. Постарайтесь запомнить эти слова.
* Белый на белом * Рыжая прочтет--
Написал, где бегал. Белого найдет.
Догадались, о ком идет речь? Какие «белые слова вы запомнили? (Что чувствует зайчик? Покажите, как боится он. Как зайчику помочь не бояться? --спеть песенку, утешить, погладить, подумать о приятном. Покажите лису. Что предложим ей? --Стыдно обижать слабых и маленьких.
Упражнение 5. Рисование на «снегу».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится. (Дети получают подносы с манкой . Звучит музыка и они стараются нарисовать пальчиком на подносе, что услышали. Что услышали? Что нарисовали? (Рассказывает каждый ребенок.)
Упражнение 6. На бал.
Дети находят снежинки. Хотите попасть на бал? Бал будет проходить на лесной полянке. Приготовьтесь к превращению в снежинок, а музыка перенесет вас в сказочный белый лес, но как только закончится музыка вы снова превращаетесь.
Упражнение 7. Елка. Подарки.
Что за запах слышим мы? ( Елка) С елкой к нам приходит…(Новый год и подарки) Нарядим елку
Упражнение 8. Самовыражение в цвете.
Дети выбирают овалы любого цвета. Изобразить на нем сказочного героя из обрезков белого цвета, который попал в цветную страну. Дать ему имя. (Кто это? Как его зовут? Как он попал в синюю, желтую, красную,.. страну?
Итог занятия. Мы вернулись из Белой страны. Понравилось вам ? Какие упражнения понравились больше всего? Что показалось трудным? Что запомнилось? Это цвет доброты, чистоты, надежды праздника и света.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в коррекционной группе с ФФН "Кузя в гостях в Угадайке"
занятие посвящено дифференциации звуков [К], [К\']...
Перспективный план фронтальных занятий в коррекционной группе (компенсирующей направленности) для детей с нарушениями речи
Перспективный план фронтальных занятий в логопедической группе...
Выпускное открытое занятие в коррекционной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на тему: "Путешествие в сказочный лес"
Комплексное занятие предназначено для детей подготовительного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 6-7 лет. В процессе данного занятия реализуются коррекционно-образовательн...
Открытое занятие в коррекционной группе компенсирующей направленности ГБОУ школа №297 д/о Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга Тема: «Путешествие в страну Математики»
Комплексное занятие предназначено для детей подготовительного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 6-7 лет. В процессе данного занятия реализуются коррекционно-образовательн...
Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР воспитателя Будановой О.В.
Открытое занятие в группе ЗПР....
Конспект занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности ГБОУ школа №297 д/о Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга на тему: «Сравнение множеств. Формирование понятий «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»
Комплексное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 5-6 лет. В процессе данного занятия реализуются коррекционно-образовате...
Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».
Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО». Образовательная область: художественно-эстетическое раз...