Логопедическая интегрированная нод "Что нам осень подарила?"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Логопедическая нод направленана знакомство с гласным звуком А.

Занятие сопровождается показом интересной, красочной презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Логопедическая НОД70 КБ
Файл Презентация 218.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №11 «Машенька»

Конспект открытой логопедической НОД

 Тема:

«Что нам осень подарила. Звук А»

Подготовила:

Учитель-логопед

Помазкова Н.А

Сургут

Тема:  Что нам осень подарила.  Звук  «А» (старший возраст.2 год обучения)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнение и расширение словаря по теме.
  2. Активизация словаря  по данной теме.
  3. Формирование обобщающего понятия «овощи».
  4. Формирование представлений об изменениях в природе осенью.
  5. Развитие элементарных  математических представлений (совершенствование навыка счёта в пределах  пяти).
  6. Формирование и развитие образования относительных прилагательных.
  7. Знакомство детей со звуком [А].
  8. Обучение выполнению акустико-артикуляционной характеристики звука   [А] (используя «схему - модель») с опорой на различные виды контроля:
  • орального
  • тактильно-вибрационного
  • акустического.
  1. Развитие умения определять наличие звука [А] в слогах, словах. Закрепление понятия «гласный звук».

Коррекционно-развивающие:

  1. Активизация речевой деятельности детей.
  2. Развитие зрительного внимания.
  3. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, общие речевые навыки, силы голоса.
  4. Развитие слухового внимания,   фонематического слуха и фонематического восприятия
  5. Формирование психических процессов.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Развитие  коммуникативных навыков.
  2. Воспитание  бережного отношения к живой природе.

    Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • компьютерная игра «Домашний логопед»;
  • предметные картинки;
  • символ звука [А], красные кружочки, зеркала;
  • красный замок, фея на экране ;
  • индивидуальные звуковые домики;
  • разноцветные осенние листики;
  • клубочки с ниточкой;
  • разрезные картинки;
  • схема-модель;
  • компьютер.

Ход занятия

Орг. момент.   Здравствуйте, дети! Послушайте загадку.

  1. Логопед загадывает загадку про осень.

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят,  летят…

Как вы думаете, о чем эта загадка? (Об осени).

 (показ картинки).

-Какое осенью небо? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

-Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые).

-Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

-Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются).

-С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает).

-Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края).

-Что делают насекомые осенью? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

-Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурки (белка, заяц, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму).

-Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег).

-Что люди собирают в полях и на огороде? (Собирают урожай овощей и фруктов).

  • Дети, а вы любите играть? - Да.  Ну, тогда приступим.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы  играть!

Вокруг себя повернись и в листочек превратись. 

     Психогимнастика

— Представьте себе, что вы — осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы,  то кружитесь, то ветерок вас относит куда-то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод.
Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные (мимические упражнения).

А сейчас вокруг себя повернись и в ребёнка превратись.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, а вы любите путешествовать. - Да.

Сегодня мы с вами отправимся в Страну волшебных звуков. Наше путешествие

будет интересным, иногда трудным, но я думаю, что вы со всеми трудностями

справитесь. Вы должны быть очень внимательными, так как будем двигаться

только по осенним  листьям. В этом путешествии вы узнаете много  нового о

речевых звуках.

Отправляемся в путь по красным листьям.

Вот мы и пришли.

(На экране появляется Красный замок и его хозяйка – Фея в красном платье)

В этом замке живут звуки, а это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками, которые живут в замке.

Она вам приготовила первое задание.

Послушайте внимательно и назовите звуки, которые вы услышали?

Игра на развитие слухового внимания « Угадай, что звучало» (компьютерная игра «Домашний логопед»)

Характеристика звука «А» по акустическим и артикуляционным признакам.

  • Ребята! Как зовут хозяйку Красного замка? – Ааанна. (Произнесем хором имя Феи).  
  •  Какой первый звук в слове Анна? – (Звук [А]) (дети  смотрят на себя в зеркале).

Анна предлагает нам спеть этот звук – (А – а- а- а) – можно его спеть? – Да.

Возьмите клубочки, разматываем ниточку и поем звук [А- а – а].

  •  Ниточка длинная или короткая? – длинная. А сейчас намотайте ниточку на клубок. Какой клубок получился? -  большой или маленький.

Звук [А] мы можем петь, тянуть и даже громко крикнуть его и при этом нам ничего не мешает, воздух выходит свободно, не встречает никакой преграды.

Звук [А] называется гласным звуком, от слова глас, голос.

Открывайте рот широко, приложите тыльную сторону ладони к горлышку и почувствуйте, звенит оно или нет? – Звенит, голос звучит.

Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком.

Нажмите пальчиком в вашем доме на кружочек и оживите его.

На кружок мы нажимаем

И звук А мы  получаем: - А –  а – а - а.

  1. Развитие слухового внимания.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы  играть!

Игра  «Хлопни в ладоши» (Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают в ладоши, услышав звук «А»)

  • Ребята, хлопните в ладоши,  если услышите звук А.

В, А, У, С, А, К, А, Л, М, Д, А.

Двигаемся,  по желтым листьям.

  1. Произношение слов со звуком «А», в игре «Звуковое ожерелье» (по  предметным картинкам).

Ребята, а напомните мне, пожалуйста, как зовут фею Красного замка? – Анна. Вам понравилось в  её замке? – Да

  • Фея Анна дала нам задание.

        Ребята! Я собралась на балл, но у меня рассыпалось звуковое ожерелье. Помогите, пожалуйста, собрать его из картинок со звуком [А].  

  • Из каких картинок ты собрал ожерелье? - перечисление картинок детьми.

(индивидуальный подход к каждому ребенку).

Двигаемся,  по  оранжевым  листьям.

  1. Физминутка.  
  • Фея Анна предлагает нам поиграть с пальчиками

Пальчиковая гимнастика «Осенние  листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибать пальцы по очереди, начиная с большого.

Будем листья собирать

Сжимать и разжимать кулаки

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Загибать пальчики, начиная с большого.

  1. Игра на развитие внимания, памяти с разрезной картинкой  по лексической теме «Урожай овощей»

Ребята мне прислали картинки в конвертах, но  я затрудняюсь их собрать.

 Вы мне поможете? - Да.

                    -Что вы собрали?  -  (дети по очереди называют свои овощи)

                           - Сок из огурца какой? - огуречный.

- Паста из томата какая? - томатная

                           - Сок из моркови какой? - морковный.

                           -Пюре из картофеля какое? - картофельное.

- Сок из тыквы какой? - тыквенный.

- Как одним словом назвать огурец, тыкву, томат, морковь  и

  картофель? - овощи.

-Где их собирают? (В поле и на огороде).

  1. Итог занятия.

-Вспомнить, с каким звуком мы сегодня познакомились? (Со звуком А).

-Дети, что нам осень подарила? (Осень подарила урожай овощей и фруктов).

Рефлексия (получение обратной связи) картинки (солнышко, тучка)

– Ребята, сегодня вы хорошо поработали. Я благодарю вас за работу. Мне с вами было интересно, а вам? Ребята если вам было интересно и понятно, подарите мне солнышко, а если вы испытывали затруднение, –  подарите тучку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Путешествие в осенний парк»

Конспект интегрированного занятия  в  подготовительной логопедической группе «Путешествие в осенний парк»...

интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе "Путешествие по Осени"

интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе "Путешествие по Осени"...

Конспект интегрированной ОД в старшей логопедической группе на тему: «Осенний лес, полон сказок и чудес»

Коррекция речевого развития детей с помощью речевых , спортивных игр и упражнений в двигательном режиме ...

Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе.

Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме "Осень"

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме "Осень"...

Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия по теме «Осень».

Конспект открытого интегрированного музукально-логопедического занятия по теие "Осень"....