Рекомендации по развитию остаточного зрения у детей с глубокими нарушениями зрения
статья по коррекционной педагогике на тему
Дети с глубокими нарушениями зрения, имеющие остаточное зрение (светоощущение, предметное зрение), нуждаются в проведении с ними ежедневной зрительной гимнастики для поддержания и развития имеющихся зрительных возможностей. Даже минимальные возможности глаза к светоощущению помогут ребенку в дальнейшей жизни легче ориентироваться в пространстве. Чтобы остаточное зрение не угасало и развивалось, его нужно регулярно тренировать, т.к. те функции организма человека, которые не используются, постепенно угасают. В статье даны рекомендации по развитию светоощущения у детей с глубокими нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rek-tsii_ostat_zrenie.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию остаточного зрения
у детей с глубокими нарушениями зрения
Дети с глубокими нарушениями зрения, имеющие остаточное зрение (светоощущение, предметное зрение), нуждаются в проведении с ними ежедневной зрительной гимнастики для поддержания и развития имеющихся зрительных возможностей. Даже минимальные возможности глаза к светоощущению помогут ребенку в дальнейшей жизни легче ориентироваться в пространстве. Чтобы остаточное зрение не угасало и развивалось, его нужно регулярно тренировать, т.к. те функции организма человека, которые не используются, постепенно угасают.
Упражнения нужно проводить в темноте, выключив в помещении свет и задвинув шторы, предварительно убрав с пола предметы, которые могут помешать ребенку свободно перемещаться и могут поранить ребенка. Перед занятием очки лучше снять. Для проведения зрительной гимнастики хорошо подходят светящиеся предметы: фонарики разной яркости и разного цвета, светящиеся игрушки, мигающие игрушки (при отсутствии медицинских противопоказаний, таких как эпилепсия). Яркость предметов подбирается в зависимости от зрительных возможностей ребенка – чем лучше возможности ребенка, тем менее яркими должны быть фонарики. Для уменьшения яркости обычный фонарик можно заклеивать цветным скотчем, периодически меняя цвет огонька. От более ярко светящих предметов постепенно, по мере тренировки, нужно переходить к более тусклым предметам.
Проведение зрительной гимнастики может включать в себя 2-3 упражнения разной направленности: упражнения на фокусировку глаза на светящемся объекте (найди фонарик и т.п.) и упражнения, направленные на развитие прослеживающих функций глаза (следи за фонариком). После проведения гимнастики полезно научить ребенка моргать глазками, осторожно гладить свои закрытые глазки руками, это снимет напряжение с глазодвигательных мышц и улучшит циркуляцию крови.
Упражнения и игры для развития остаточного зрения:
- «Поймай фонарик»
Ребенку предлагается поймать фонарик рукой на разном расстоянии. Можно усложнить задание, предлагая поймать рукой световое пятно от фонарика на стене или на столе.
- «Покажи, где фонарик»
Ребенку предлагается стоя на месте рукой показывать, где он видит огонек. Полезно при этом озвучивать направление (наверху, внизу, справа, слева).
- «Далеко или близко»
Взрослый подносит фонарик ближе к ребенку или отодвигает дальше и спрашивает, далеко фонарик или близко. Ребенок проверяет правильность своего ответа, пробуя поймать фонарик рукой (Ну-ка проверь, огонек точно близко? Попробуй его поймать! Правильно, он близко!)
- «Иди за огоньком»
Ребенку предлагается идти за фонариком по темной комнате, догнать его и поймать.
- «Найди игрушку»
Взрослый прячет в комнате светящуюся игрушку в зоне видимости ребенка и предлагает ему найти ее.
- «Следи за фонариком глазками»
Стоя на месте ребенок следит глазами за движущимся фонариком. Удобно использовать стихотворение:
Лучик света озорной
Поиграй-ка ты со мной
Ну-ка лучик повернись
На глаза мне покажись
Взгляд я влево отведу
Лучик света я найду
Теперь вправо посмотрю
Снова лучик я найду.
Чтобы не забывать проводить зрительную гимнастику, ее удобно сделать одним из режимных моментов в жизни ребенка, выделив для нее определенное время, например ежедневно сразу после ужина.
Рекомендации были подготовлены по материалам «Авторской программы КПЦ по остаточному зрению» Рудакова Л.А., Денисова М.А., утверждена Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга 5.12.2000г. (протокол №2).
С уважением,
дефектолог Дубковская Ольга Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: "Поможем котёнку Пушистику" для детей с глубокими нарушениями зрения подготовительной группы.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений рекомендован для детей с глубокими нарушениями зрения подготовительной группы....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка на тему: "Морковка для зайчика" для детей младшей группы с глубокими нарушениями зрения.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию рекомендован для детей младшей группы с глубокими нарушениями зрения....
Тифлопедагогическая технология социально-коммуникативного развития детей с глубоким нарушением зрения в период раннего детства
Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста -это развитие способности успешного общения и эффективного взаимодействия ребенка с окружающими. Основанное на особенностях личн...
Сценарий праздника 8 Марта по сказке Владимира Сутеева «Кто сказал мяу?» для детей с глубокими нарушениями зрения младшего возраста.
Сценарий праздника 8 Марта по сказке Владимира Сутеева «Кто сказал мяу?» разработан для детей с глубокими нарушениями зрения младшего возраста....
Рекомендации по воспитанию и обучению ребенка с глубоким нарушением зрения
Трудно в одной брошюре рассмотреть все стороны образования и реабилитации слепого ребенка. Здесь будут представлены только некоторые рекомендации и правила, которые помогут вам найти взаимопоним...
Конспект по развитию элементарных математических представлений "Веселая математика" для детей 6-7 лет с глубокими нарушениями зрения (со сложной структурой развития).
Конспект по развитию элементарных математических представлений рекомендован для детей 6-7 лет с глубокими нарушениями зрения (со сложной структурой развития)....
Системный подход к развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Аннотация.Осязание и мелкая моторика являются необходимым компонентом человеческой деятельности, а при глубоких нарушениях зрения компенсирует его познавательные и контролирующие
Салехард, МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76Воспитатель: Москаленко Надежда ВасильевнаСистемный подход к развитию мелкой мо...