Системный подход к развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Аннотация.Осязание и мелкая моторика являются необходимым компонентом человеческой деятельности, а при глубоких нарушениях зрения компенсирует его познавательные и контролирующие
статья (подготовительная группа)

Москаленко Надежда  Васильевна

Салехард, МБДОУ Детский сад № 9  «Кристаллик»

e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76

Воспитатель: Москаленко Надежда  Васильевна

Системный подход к развитию мелкой моторики

 у детей с нарушением зрения.

Дошкольный возраст – важный период для развития ребенка, особенно для детей с нарушением зрения. Именно  в этом возрасте у детей должны сформироваться механизмы адаптации к беспрепятственному  функционированию в мире  без зрительного контроля. Одной из важнейших потребностей развития дошкольника со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира  при помощи всех его органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития – физического и умственного.

 Исследования, проведенные В.Ф.Базарным,  В.А. Гуровым,  Э. Я. Оладо, показали, что 90-95% детей, поступающих в школу, имеют выраженную незрелость телесного и зритель – ручного чувства координации. Должна  быть целостная система по развитию у дошкольника с особыми  образовательными потребностями зрительно - ручных и  включающая общеобразовательный  и коррекционно – педагогический экскурс в построении модели помощи детям.  Однако, несмотря на значимость системной целенаправленной работы по компенсации зрительной недостаточности посредством осязания, педагоги испытывают сложность при ее планировании, организации и непосредственном осуществлении. В связи с этим, коррекционная работа по развитию осязания проводится эпизодически, бессистемно и непоследовательно, и, в связи с этим, в малой мере способствует выработке у детей навыков и умений использования осязания в их деятельности. В целях оптимизации коррекционной работы в данном направлении необходимо: во-первых, определить задачи и конкретизировать содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики с учетом развития детей с нарушение зрения; во-вторых, разработать четкие рекомендации по распределению программного материала по развитию осязания и мелкой моторики по годам обучения; в-третьих, раскрыть системный подход к организации коррекционной работы в данном направлении на коррекционных, общеобразовательных занятиях и в различных видах детской деятельности. Необходимость реализации программы обусловлена тем, что только в процессе целенаправленной, комплексной, систематической коррекционной  работы, возможно, обеспечить компенсаторное развитие  дошкольников с нарушением зрения посредством осязания. В ходе реализации программы соблюдать условия развития осязания и мелкой моторики  как средства компенсации зрительной недостаточности у дошкольников, а именно: физиологическая готовность руки к осязательному восприятию; развитие двигательно-кинестетических компонентов осязания; накопление сенсорного опыта посредством осязания; формировать  дифференцированные представления о предметах посредством осязания в процессе практической деятельности.  При реализации программы обеспечивать взаимосвязь различных форм коррекционной работы по преодолению последствий зрительной недостаточности посредством осязания (коррекционное занятие – как самостоятельное занятие по развитию осязания и мелкой моторики; как часть коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке; коррекционная направленность общеобразовательных занятий; коррекционной  работы в процессе самостоятельной деятельности детей) в контексте системного, деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Важно, чтобы  программа  предусматривала  взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения. В рамках такого взаимодействия нужно разработать практическое пособие для родителей «Развиваем в деятельности». Рекомендации, которые будут содержать конкретные задачи и рекомендации по развитию восприятия детей, уточнению знаний о предметах окружающего мира, об их свойствах и отношениях, совершенствованию действий с ними, рекомендации по организации и проведению занятий с ребенком, практический наглядно-графический материал, структурированный в соответствии с изучаемой темой. Разработанная программа  должна иметь значительные потенциальные возможности для развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения, формировать  у них умение переносить имеющиеся навыки осязательного обследования в различные виды деятельности для выработки компенсаторных способов познания окружающего мира и ориентировки в нем.

 Особое внимание изучению этой проблеме уделила кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета Л. А. Ремезова «Развитие ручной и пальцевой моторики  у дошкольников с  особыми образовательными потребностями».  Данное учебно – методическое пособие посвящённое проблеме, возникающей перед специалистами групп компенсирующей  и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций, реабилитационных центров в процессе диагностики, планирования и проведения  коррекционной работы по развитию ручной и   пальцевой моторики у детей. В  пособии предоставлен системный  подход к развитию мелкой моторики и координации движения рук – важной части подготовки детей к школе, раскрыта коррекционная  направленность занятий по развитию предметно – практической деятельности дошкольников, даны рекомендации  по развитию оптико – кинестетической, зрительно – пространственной  организации движений, динамической  организации двигательного акта, представлен диагностический материал.

    Таким образом, мелкая моторика поможет ребенку с нарушением зрения:

- исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

-  навыки тонкой моторики позволят ребенку обслуживать себя;

-  позволят ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

- способствовать  повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

 Коррекционная  работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения взаимосвязаны со всеми видами детской деятельности.

Список литературы:

1. Венгер, JI. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте Текст.: дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук / Л. А. Венгер. М. : [Б.и.], 1968.

2. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий Текст. / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. М. : АПН РСФСР, 1959. - Т.1.

3. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения: Методические рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. Челябинск : РЕКПОЛ, 2009. .

4. Плаксина, Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей с нарушениями зрения Текст. / Л.И. Плаксина // Материалы Всесоюз.симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М. : Б.и., 1980.

5. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения Текст. / Л.И. Плаксина. -М. : ВОС, 1985.

6. Плаксина, Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие Текст. / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец М. : ЗАО «Элти-

7. Подколзина, Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников З-х-4-х лет с косоглазием и амблиопией Текст. : дис.канд. пед.наук. / Е.Н. Подколзина. М : [Б.и.], 1998 г.

8. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения Текст. / Е.Н. Подколзина // Дефектология.- 2001.-№2.

9. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения Текст. / Л.А. Ремезова. Самара : Изд-во ООО «НТЦ», 2002. - 136 с.

10. Ремезова, Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала : книга для работников детских садов и родителей Текст. / Л.А. Ремезова. Самара : Изд-во СГПУ, 2003. -210 с.

11. Ремезова, Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин : методическое пособие Текст.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Салехард, МБДОУ Детский сад № 9  «Кристаллик»

e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76

Воспитатель: Москаленко Надежда  Васильевна

Системный подход к развитию мелкой моторики

 у детей с нарушением зрения.

Дошкольный возраст – важный период для развития ребенка, особенно для детей с нарушением зрения. Именно  в этом возрасте у детей должны сформироваться механизмы адаптации к беспрепятственному  функционированию в мире  без зрительного контроля. Одной из важнейших потребностей развития дошкольника со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира  при помощи всех его органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития – физического и умственного.http://logodef.com/uploads/s/w/x/v/wxvzsdnp0akj/img/full_6vU25Wg5.jpg

 Исследования, проведенные В.Ф.Базарным,  В.А. Гуровым,  Э. Я. Оладо, показали, что 90-95% детей, поступающих в школу, имеют выраженную незрелость телесного и зритель – ручного чувства координации. Должна  быть целостная система по развитию у дошкольника с особыми  образовательными потребностями зрительно - ручных и  включающая общеобразовательный  и коррекционно – педагогический экскурс в построении модели помощи детям.  Однако, несмотря на значимость системной целенаправленной работы по компенсации зрительной недостаточности посредством осязания, педагоги испытывают сложность при ее планировании, организации и непосредственном осуществлении. В связи с этим, коррекционная работа по развитию осязания проводится эпизодически, бессистемно и непоследовательно, и, в связи с этим, в малой мере способствует выработке у детей навыков и умений использования осязания в их деятельности. В целях оптимизации коррекционной работы в данном направлении необходимо: во-первых, определить задачи и конкретизировать содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики с учетом развития детей с нарушение зрения; во-вторых, разработать четкие рекомендации по распределению программного материала по развитию осязания и мелкой моторики по годам обучения; в-третьих, раскрыть системный подход к организации коррекционной работы в данном направлении на коррекционных, общеобразовательных занятиях и в различных видах детской деятельности. Необходимость реализации программы обусловлена тем, что только в процессе целенаправленной, комплексной, систематической коррекционной  работы, возможно, обеспечить компенсаторное развитие  дошкольников с нарушением зрения посредством осязания. В ходе реализации программы соблюдать условия развития осязания и мелкой моторики  как средства компенсации зрительной недостаточности у дошкольников, а именно: физиологическая готовность руки к осязательному восприятию; развитие двигательно-кинестетических компонентов осязания; накопление сенсорного опыта посредством осязания; формировать  дифференцированные представления о предметах посредством осязания в процессе практической деятельности.  При реализации программы обеспечивать взаимосвязь различных форм коррекционной работы по преодолению последствий зрительной недостаточности посредством осязания (коррекционное занятие – как самостоятельное занятие по развитию осязания и мелкой моторики; как часть коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке; коррекционная направленность общеобразовательных занятий; коррекционной  работы в процессе самостоятельной деятельности детей) в контексте системного, деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Важно, чтобы  программа  предусматривала  взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения. В рамках такого взаимодействия нужно разработать практическое пособие для родителей «Развиваем в деятельности». Рекомендации, которые будут содержать конкретные задачи и рекомендации по развитию восприятия детей, уточнению знаний о предметах окружающего мира, об их свойствах и отношениях, совершенствованию действий с ними, рекомендации по организации и проведению занятий с ребенком, практический наглядно-графический материал, структурированный в соответствии с изучаемой темой. Разработанная программа  должна иметь значительные потенциальные возможности для развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения, формировать  у них умение переносить имеющиеся навыки осязательного обследования в различные виды деятельности для выработки компенсаторных способов познания окружающего мира и ориентировки в нем.

 Особое внимание изучению этой проблеме уделила кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета Л. А. Ремезова «Развитие ручной и пальцевой моторики  у дошкольников с  особыми образовательными потребностями».  Данное учебно – методическое пособие посвящённое проблеме, возникающей перед специалистами групп компенсирующей  и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций, реабилитационных центров в процессе диагностики, планирования и проведения  коррекционной работы по развитию ручной и   пальцевой моторики у детей. В  пособии предоставлен системный  подход к развитию мелкой моторики и координации движения рук – важной части подготовки детей к школе, раскрыта коррекционная  направленность занятий по развитию предметно – практической деятельности дошкольников, даны рекомендации  по развитию оптико – кинестетической, зрительно – пространственной  организации движений, динамической  организации двигательного акта, представлен диагностический материал.

    Таким образом, мелкая моторика поможет ребенку с нарушением зрения:

- исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

-  навыки тонкой моторики позволят ребенку обслуживать себя;

-  позволят ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

- способствовать  повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

 Коррекционная  работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения взаимосвязаны со всеми видами детской деятельности.

Список литературы:

1. Венгер, JI. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте Текст.: дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук / Л. А. Венгер. М. : [Б.и.], 1968.

2. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий Текст. / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. М. : АПН РСФСР, 1959. - Т.1.

3. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения: Методические рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. Челябинск : РЕКПОЛ, 2009. .

4. Плаксина, Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей с нарушениями зрения Текст. / Л.И. Плаксина // Материалы Всесоюз.симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М. : Б.и., 1980.

5. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения Текст. / Л.И. Плаксина. -М. : ВОС, 1985.

6. Плаксина, Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие Текст. / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец М. : ЗАО «Элти-

7. Подколзина, Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников З-х-4-х лет с косоглазием и амблиопией Текст. : дис.канд. пед.наук. / Е.Н. Подколзина. М : [Б.и.], 1998 г.

8. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения Текст. / Е.Н. Подколзина // Дефектология.- 2001.-№2.

9. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения Текст. / Л.А. Ремезова. Самара : Изд-во ООО «НТЦ», 2002. - 136 с.

10. Ремезова, Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала : книга для работников детских садов и родителей Текст. / Л.А. Ремезова. Самара : Изд-во СГПУ, 2003. -210 с.

11. Ремезова, Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин : методическое пособие Текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"

традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики детей с нарушениями речи

Предлагаю конспект логопедического занятия в подготовительной группе с использованием Су-Джок массажёров.Буду рада, если кому-нибудь пригодится мой материал....

Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей с нарушением зрения, как средство развития мелкой моторики.

Кинезеологические упражнения-это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.Пособие рекомендуется родителям и воспитателям детских садов для подготовки к успешному обучени...

"Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию"

Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию....

Родительская мастерская Изготовление дидактического пособия для развития у детей с нарушениями зрения осязательной чувствительности и мелкой моторики «Разноцветные прищепки»

Родительская мастерскаяИзготовление дидактического пособия для развития у детей с нарушениями зрения осязательной чувствительности и мелкой моторики«Разноцветные прищепки»...

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....