Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Черненко Татьяна Ивановна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием                       мнемотаблицы

Цель:  Познакомить детей с новым стихотворением  С. Есенина «Берёза».

Задачи:

1. Формировать умение заучивать стихи с помощью мнемотаблицы.

2.Развивать внимание, память, связную речь у детей путем заучивания стихотворения наизусть, используя приёмы мнемотехники.

3.Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать чувственное восприятие художественного слова, раскрыть авторское отношение к природе.

4.Содействовать в  восприятии  детьми поэтического текста, понимать и воспроизводить  образный язык рифмы и содержание литературного текста, вызывать эмоциональный отклик от него.

5.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

6.Отразить чувства в своём рисунке.

7.Воспитывать у детей любовь к поэзии, бережное отношение к родной природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, аудиозапись стихотворения «Берёза», мнемосхемы по стихотворению «Берёзы», презентация картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана.

Форма работы: групповая.

Методы и приемы: объяснительно- иллюстративные, словесные, наглядные, художественное слово, поощрение.

К концу НОД дети должны иметь представления:

-о стихотворении  С. Есенина «Берёза».

Уметь:

- запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы;

- рассказывать связно, полно и выразительно.

                                         Ход НОД

1.Вступительная беседа. (На доске выставлено несколько зимних пейзажей.)

- Ребята предлагаю вам посмотреть на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Пейзаж)

Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан и другие очень любили рисовать природу. Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы, некоторые писатели и поэты то же старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях. 

Береза- символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Многие поэты, писатели, художники обращались к ее образу, называя березу русской красавицей.

(Выставляется картина И. Левитана «Золотая осень»)

Это было и любимое дерево Есенина. Наблюдая, как береза меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд. Поэт уверился в том, что именно береза достойна того, чтобы быть увековеченной в стихах. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берез.

- Березы красивы и весной, и летом, и осенью… А могут ли березы быть красивыми зимой? (Ответ)

 Обратите внимание, как ажурные, опушенные инеем веточки, каскадом спускаются вниз. Каждая маленькая веточка покрыта снежным инеем, и создается впечатление, что эта снежная бахрома- необычайной красоты цветы.

- Вот такие березы увидел художник. А великий русский поэт Сергей Есенин (показываю его портрет) увидел подобную картину и написал стихотворение.

                                           Основная часть

2. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза».

(чтение стихотворения)

- Понравилось ли вам стихотворение, хотели бы вы его выучить.

- Ребята, кто внимательно слушал, о чём это стихотворение? (о березе)

Слушание стихотворение в аудиозаписи.

3.Беседа по содержанию.

Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? (укрыта снегом)

- С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (С белой бахромой.) А что такое бахрома? Бахрома-ряд свисающих нитей по краям изделия, служащих для украшения.

- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро.).

-В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки

В золотом огне

Что значит горят?

- У какого времени года такие краски?

4.Выразительное чтение стихотворения.

А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки (мнемотехника)

Читаю повторно стихотворение, выставляя мнемосхему. (Мнемосхема готова.)

- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо? Громко или не очень громко? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)

Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,

И берёзки белые к солнцу потянулись. (Руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с дружкой, (Повороты, наклоны в сторону)

Наклонившись в сторону.

С солнцем поздоровались,

Радуясь новому дню. (Руки вверх, помахать ими)

5.Чтение наизусть стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу

Давайте все вместе расскажем стихотворение с помощью мнемотехники.

 (Приступаем к повторению стихотворения с помощью мнемосхем.)

Заключительная часть

-Молодцы! Вам понравилось стихотворение?


https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09b8/000f5f7f-a6d349a1/hello_html_m1fcc6b92.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима"

Конспект НОД по развитию речив старшей группеЗаучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения А. Плещеева«Скучная картина» по мнемотаблице.

Развивать внимание, память. Познакомить детей со стихотворением       А. Плещеева « Скучная картина»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Целью данного задания познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»

КОНСПЕКТ   занятия по развитию речи в старшей группезаучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблиц»

Данный материал предназначен для формирования умения заучивать стихи с помощью мнемотаблицы, развития внимания, памяти, связной речи....