Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_f_a_i_s.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.
Мой профессиональный стаж работы составляет 19 лет. Работала учителем-логопедом в школе с детьми, имеющими сложные дисграфии и дислексии. Последние 17 лет занимаюсь с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи, общее нарушение речи, стертую дизартрию. Мой опыт работы позволяет говорить о том, как важна профилактика расстройств письменной речи в дошкольном возрасте.
Наиболее стремительное развитие ребенка происходит в период от рождения до семи лет. В этот период формируются не только свойства и качества психики, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и его речь.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних возрастных этапах.
С приобретением статуса школьника, многие дети сталкиваются с проблемой письменной речи. Недостаток понимания со стороны учителей и родителей ведет к нарушению усвоения школьниками программы по русскому языку, к появлению вторичных отклонений в формировании личности, к трудностям школьной адаптации. Значительное количество нарушений письменной речи у младших школьников, так или иначе, оказывается связанным с нарушением у детей языкового анализа и синтеза.
Дисграфия представляет собой серьезную медицинскую, психологическую и педагогическую проблему.
Профилактика дисграфии является мерой, позволяющей предупредить развитие этих расстройств. Актуальным в профилактике является определение предрасположенности к данному расстройству в дошкольном возрасте.
Исследование проводилось по методикам Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В.
В исследовании приняли участие дети трех групп: контрольная группа детей (дети без речевой патологии), дошкольники с ТНР старшего возраста (начало обучения), дошкольники с ТНР подготовительного возраста (конец обучения). В каждую группу вошли 10 детей.
Задания, которые были представлены детям были одинаковыми.
Исследование простых форм фонематического анализа.
1.1, 1.2 – определение наличия заданного звука на фоне слова.
1.3 – выделение гласного звука из ряда гласных звуков.
1.4 – выделение гласного звука (ударного) из начала слова.
1.5 - выделение гласного звука из положения после согласного в односложных словах.
Исследование сложных форм фонематического анализа.
2.1 – определение первого звука в слове.
2.2 – определение последнего звука в слове.
2.3, 2.4 - определение места звука в слове (начало, середина, конец).
2.5, 2.6 – определение места звука по отношению к другим звукам (какой по счету звук, соседи звука)
2.7, 2.8 – определение количества звуков в словах (с использованием материальных основ и без них).
3.1 – Фонематический синтез.
4.1, 4.2, 4.3 – фонематические представления (подобрать слово с заданным звуком, с заданным количеством звуков).
Проводимые мной исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, у дошкольников без речевых патологий, у младших школьников с дисграфией и без нее, анализ теоретической литературы показали, что:
- У дошкольников с ТНР есть серьезные предпосылки для возникновения дисграфии, так как у данной категории детей существенно страдают функции анализа и синтеза, как фонематического (особенно сложные формы), так и языкового в целом.
- У дошкольников с ТНР формы фонематического анализа и синтеза не появляются спонтанно и к 5-6 годам без логопедической помощи, оказываются абсолютно не сформированы.
- Несмотря на специальное обучение, у некоторых детей сохраняется частичное нарушение функций анализа и синтеза (сложных форм) и этим детям необходимо дальнейшее логопедическое сопровождение.
- В ходе специального обучения (путем многократного повторения специальных игр и упражнений) наилучшим образом удается сформировать такие формы языкового анализа и синтеза, как слоговой и анализ и синтез предложений; однако, сложные формы фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР достаточно тяжело формируются.
- Сложность в овладении детьми с ТНР языковым анализом и синтезом объясняется главным образом тем, что минимальная смыслоразличительная единица речи – СЛОВО, а минимальная произносительная единица – СЛОГ.
- В процессе фонематического синтеза, сложность объясняется тем, что ребенку с ТНР приходится восстанавливать в представлении искусственно разделенную на звуки речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....
Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи
Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, ка...
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелым нарушением речи.
Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...
Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.
Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в ком...