Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Валуева Татьяна Владимировна

Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_f_a_i_s.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования фонематического  анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.

Мой профессиональный стаж работы составляет 19 лет. Работала учителем-логопедом в школе с детьми, имеющими сложные дисграфии и дислексии. Последние 17 лет занимаюсь с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи, общее нарушение речи, стертую дизартрию. Мой опыт работы позволяет говорить о том, как важна профилактика расстройств письменной речи в дошкольном возрасте.

Наиболее стремительное развитие ребенка происходит в период от рождения до семи лет. В этот период формируются не только свойства и качества психики, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и его речь.

Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних возрастных этапах.

С приобретением статуса школьника, многие дети сталкиваются с проблемой письменной речи. Недостаток понимания со стороны учителей и родителей ведет к нарушению усвоения школьниками программы по русскому языку, к появлению вторичных отклонений в формировании личности, к трудностям школьной адаптации. Значительное количество нарушений письменной речи у младших школьников, так или иначе, оказывается связанным с нарушением у детей языкового анализа и синтеза.

Дисграфия представляет собой серьезную медицинскую, психологическую и педагогическую проблему.

Профилактика дисграфии является мерой, позволяющей предупредить развитие этих расстройств. Актуальным в профилактике является определение предрасположенности к данному расстройству в дошкольном возрасте.

Исследование проводилось по методикам Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В.

В исследовании приняли участие дети трех групп: контрольная группа детей (дети без речевой патологии), дошкольники с ТНР старшего возраста (начало обучения), дошкольники с ТНР подготовительного возраста (конец обучения).  В каждую группу вошли 10 детей.

Задания, которые были представлены детям были одинаковыми.

Исследование простых форм фонематического анализа.

1.1, 1.2 – определение наличия заданного звука на фоне слова.

1.3 – выделение гласного звука из ряда гласных звуков.

1.4 – выделение гласного звука (ударного) из начала слова.

1.5  -  выделение гласного звука из положения после согласного в односложных словах.

Исследование сложных форм фонематического анализа.

2.1 – определение первого звука в слове.

2.2 – определение последнего звука в слове.

2.3, 2.4 -  определение места звука в слове (начало, середина, конец).

2.5, 2.6 – определение места звука по отношению к другим звукам (какой по счету звук, соседи звука)

2.7, 2.8 – определение количества звуков в словах (с использованием материальных основ и без них).

3.1 – Фонематический синтез.

4.1, 4.2, 4.3 – фонематические представления (подобрать слово с заданным звуком, с заданным количеством звуков).

Проводимые мной исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, у дошкольников без речевых патологий, у младших школьников с дисграфией и без нее, анализ теоретической литературы показали, что:

  • У дошкольников с ТНР есть серьезные предпосылки для возникновения дисграфии, так как у данной категории детей существенно страдают функции анализа и синтеза, как фонематического (особенно сложные формы), так и языкового в целом.
  • У дошкольников с ТНР формы фонематического  анализа и синтеза не появляются спонтанно и к 5-6 годам без логопедической помощи,  оказываются абсолютно не сформированы.  
  • Несмотря на специальное обучение, у некоторых детей сохраняется частичное нарушение функций анализа и синтеза (сложных форм) и этим детям необходимо дальнейшее логопедическое сопровождение.
  • В ходе специального обучения (путем многократного повторения специальных игр и упражнений) наилучшим образом удается сформировать такие формы языкового анализа и синтеза, как слоговой и анализ и синтез предложений; однако, сложные формы фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР достаточно тяжело формируются.
  • Сложность в овладении детьми с ТНР языковым анализом и синтезом объясняется главным образом тем, что минимальная смыслоразличительная единица речи – СЛОВО, а минимальная произносительная единица – СЛОГ.
  • В процессе фонематического синтеза, сложность объясняется тем, что ребенку с ТНР приходится восстанавливать в представлении искусственно разделенную на звуки речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи

Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, ка...

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелым нарушением речи.

Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.

Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в ком...