Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи
методическая разработка по логопедии

Щукина Татьяна Александровна

Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, как бы вести его за собой.

Начинать занятия лучше с того взаимодействия, которое особенно нравится ребенку - игры. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: распределять роли в соответствии с желанием детей, следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам играть наравне с ними. Основной задачей таких предварительных занятий является установление активно-положительных отношений ребенка со взрослым.  

Общение взрослого с детьми в процессе игры имеет большое значение, т.к. именно в ходе этого общения ребенок овладевает социальным опытом. Общение взрослого с детьми сопровождает процесс формирования у них игровых действий и организацию их деятельности. Взрослый показывает детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следит за реакциями детей, организует взаимодействие их друг с другом, учит адекватному эмоциональному общению в процессе игры. В ходе игры взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности детей. Чем ярче выражены нарушения, тем больше необходимость в выполнении им этих функций.

Являясь участником игры, взрослый в зависимости от ситуации всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи

Щукина Татьяна Александровна

Учитель-логопед

ГБДОУ № 17 Курортного района

г. Санкт-Петербург

Пояснительная  записка

Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, как бы вести его за собой.

Начинать занятия лучше с того взаимодействия, которое особенно нравится ребенку - игры. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: распределять роли в соответствии с желанием детей, следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам играть наравне с ними. Основной задачей таких предварительных занятий является установление активно-положительных отношений ребенка со взрослым.  

Общение взрослого с детьми в процессе игры имеет большое значение, т.к. именно в ходе этого общения ребенок овладевает социальным опытом. Общение взрослого с детьми сопровождает процесс формирования у них игровых действий и организацию их деятельности. Взрослый показывает детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следит за реакциями детей, организует взаимодействие их друг с другом, учит адекватному эмоциональному общению в процессе игры. В ходе игры взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности детей. Чем ярче выражены нарушения, тем больше необходимость в выполнении им этих функций.

Являясь участником игры, взрослый в зависимости от ситуации всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Наблюдая за играми своих воспитанников, педагоги отмечают, каких результатов дети достигли в своем развитии и что еще надо предпринять для достижения наибольшего эффекта коррекционно-воспитательного процесса.

В ходе игры следует вовлекать детей в общение сначала на познавательные темы – рассказывать им о жизни и повадках животных, о явлениях природы, о машинах. Разговор лучше сопровождать демонстрацией картинок, иллюстрирующих содержание рассказов. Взрослый должен поощрять любую активность со стороны ребенка, любые проявления любознательности: хвалить за интересные вопросы, активные высказывания и т.д. Важно помнить, что задача этих занятий не сообщение детям новых знаний, а формирование способности общаться на познавательные темы.

И только развив способность ребенка беседовать на познавательные темы, можно переходить к формированию личностного общения со взрослым. Сначала эти занятия следует строить на основе привычных для детей способов взаимодействия лепке, конструировании и т.д. Он может попросить ребенка оценить свои произведения, сравнить их с другими, выбрать лучшие. Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к оценке своих собственных умений и достижений. Последующие занятия лучше начинать с совместного чтения и обсуждения детских книжек о событиях, происходящих в мире людей, - о человеческих взаимоотношениях, поступках, конфликтах и т.д. После прочтения такой книжки можно спросить у ребенка, кто из персонажей ему больше понравился и почему. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, следует высказать свое мнение и обосновать его.

Постепенно следует перевести беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни людей. Так, например, к разговору о том, кого из друзей напоминают персонажи книги, как он оценивает поступки героев, как он сам поступил бы в той или иной ситуации. И, наконец, отталкиваясь от конкретной ситуации, перевести разговор на самые общие человеческие проблемы. При этом важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Поэтому взрослый должен заранее подготовить несколько личностных тем, близких и актуальных для ребенка (о доброте, об упрямстве, о жадности).

Продолжительность такой беседы должен определить сам ребенок. Если взрослый почувствует, что он тяготится разговором, лучше всего перевести такое занятие в игру, не забывая возвращаться к нему вновь и вновь.

Анализ экспериментальных данных, методической литературы позволил определить цель, задачи работы, отобрать и систематизировать определенные методические приемы.

Цель: создать игровую ситуацию, приближенную к реальной, стимулирующую развитие личности, поведения, активности дошкольников и их межличностное общение друг с другом и окружающими взрослыми людьми.

Задачи:

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;

- обучение детей речевым средствам общения;

- формирование у детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);

- воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Основные формы обучения детей: беседа, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, наблюдения, экскурсии, рассматривание рисунков, фотографий, рассказ педагога и рассказы детей.

В работе с детьми с общим недоразвитием речи можно выделить следующие направления работы:

I. Развитие потребностно-мотивационной сферы

   Задачи:

- формировать интерес к общению со взрослыми и сверстниками, к совместной деятельности;

- формировать внимания к сверстникам, взрослым;

- развивать познавательного интереса;

- пробудить интерес ребенка к взрослому как формирующейся личности;

- вызвать желание выражать свои мысли, чувства;

- сформировать представления о мире взрослых.

   Приемы работы:

  • Вспомним о лете (беседа).

   Программное содержание. Принимать участие в групповой беседе: внимательно слушать, отвечать на вопросы, высказываться по предложению педагога, откликаться на высказывания партнеров по общению.

   Материал. Можно использовать картину о лете, фотографии летнего отдыха.

   Ход беседы. Беседа проводится по подгруппам.

   Педагог составляет из детских столов один большой стол, привлекая к этому детей. Приглашает всех сесть вокруг стола.

- Ребята, все вы летом где-то были: кто-то отдыхал на даче, в деревне, на море, кто-то был в городе и ходил в парк, на пруды, ездил в лес. Давайте поделимся летними воспоминаниями. Только будем делать это по порядку. Я по глазкам пойму, кто хочет рассказать, и дам ему знак. А все остальные внимательно слушайте. Итак, где вы провели лето?

   Выслушать всех желающих, приглашая их высказываться, называя по имени, указывая рукой, кивком головы.

- Повезло вам с погодой? Лето было теплое? (хоровые ответы, инициативные высказывания.) Расскажите, как вы проводили время, чем занимались. (Высказывания детей.)

- Сегодня вы интересно рассказывали о лете. Ваши рассказы мы запишем и поместим в альбом. Получится настоящая книжка.

  • Наши четвероногие друзья (беседа)

   Программное содержание. Развивать умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнеров), развивать диалогическую форму общения.

   Материал. Открытки с изображением животных (собака, кошка, черепаха, попугайчики и т.п.).

   Ход беседы. Проводится по подгруппам.

   Педагог выставляет на панно открытки с изображением животных. Дети обращают на это внимание, рассматривают, подходят к панно. Педагог дает им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на места. Садится сам, обращается к детям.

- Вы, наверное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

- Расскажите, как живется вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваши четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыбками?

- Когда я была школьницей, я ездила на летние каникулы в лагерь. Лагерь стоял в лесу. Там мы подобрали ежика и принесли его домой. Ежику понравилось у нас. Дети приносили ежу разные лакомства. А знаете, чем лакомится ежик? (Высказывания детей.) Мы приносили ежику улиток, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днем ежик почти все время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться домой. Мы выпустили ежика, и он убежал в лес строить гнездо на зиму.

- А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

- Да, ежик живет в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме человека. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил.

Рассказы детей также записываются в альбом.

        II. Развитие операционной стороны общения

  1. Развитие невербальных средств общения

   Задачи:

- развитие выразительности мимики, жестов, движений;

- развитие крупной, тонкой ручной моторики;

- развитие зрительного восприятия, внимания.

   Приемы работы:

Предварительная беседа:

   Педагог сначала должен обсудить с детьми, с помощью чего они могут общаться с другими людьми. Скорее всего, сразу же и не задумываясь дети назовут язык, речь. Надо спросить детей, как можно объясниться с человеком без слов, когда люди не слышат или не понимают друг друга. Педагог рассказывает детям, что с помощью мимики, жестов и пантомимики можно передать информацию и чувства человека. Человек выражает свое состояние и с помощью художественных средств. Необходимо сначала обсудить с детьми, о чем думал, что чувствовал художник или композитор, сочиняя свое произведение. Попробуйте угадать настроение автора, слушая музыку или читая книгу.

  • Игра “Непослушная дочка”.

   Задание: расскажи стихи руками

   Ход игры. Педагог обучает детей рассказывать стихи без слов.  

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: “Уа”.

Руки, ноги поднимает,

Спать не будет до утра,

Кашку я сварю ей лучше

И в тарелку положу,

Вся испачкалась, грязнуля,

Дай, я кашу остужу,

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла,

Наигралась с куклой. Все!

Держа руки перед собой, покачать ими.

Движения рук и ног, ладони под щекой, отрицательное качание головой.

Помешивающее движение рукой.

Раскрытая ладонь одной руки обозначает тарелку, другой рукой изобразить накладывание каши.

Обтереть пальцами лицо.

Обмахивающее движение рукой.

Поглаживающие движения по лицу, шее и рукам.

Потрясти кистями рук.

Руки согнуть в локтях перед собой, выполнить напряженные движения руками, головой и телом, изображающие куклу, раскинуть руки в стороны.

  • Как можно узнать настроение человека? (беседа)

Педагог начинает беседу:

- У меня сегодня плохое настроение. А у вас?

- Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?

- Посмотрите на фотографии этих людей (показывает фотографии) и скажите, чем они отличаются?

- Почему человеку бывает грустно?

- Если тебе грустно, как ты себя ведешь?

- А если у твоего друга или у мамы плохое настроение, как ты это заметишь?

- Каким бывает лицо у человека с плохим настроением?

- Как следует спрашивать о причине плохого настроения?

- Как вы можете поднять плохое настроение?

- Если в доме гости, все отмечают праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты это демонстрировать гостям? Как ты думаешь, гостей это огорчит?

- Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

   Педагог может предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации с изображениями человеческих лиц, попросить определить настроения людей, указать причину. Педагог должен объяснить детям, как важно уметь правильно определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, наблюдательным. Педагог предлагает детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза друг друга и догадаться о настроении. Также можно каждое занятие начинать с этого.

  • Игра “Через стекло”

   Цель: развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных жестов

   Ход игры. Игра проводится в подгруппе. Одному ребенку предлагается рассказать что-то с помощью жестов, представив, что он отделен от мамы с папой толстым стеклом, через которое не проникают никакие звуки. Тему для разговора малышу может предложить взрослый (говорит на ухо ребенку, а остальные должны будут затем догадаться, о чем речь), например: “Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно” или “Ты увидел в магазине интересную игрушку, расскажи о ней”. Ребенок может и сам придумать свое сообщение. После игры необходимо определить, насколько точно и правильно поняли друг друга дети, и обсудить, что чувствовали участники игры во время передачи сообщения, легко ли им было объясняться с помощью жестов.

   При проведении предложенных игр необходимо показать детям, что “язык тела” (мимика, пантомимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что человек говорит с помощью слов. После игры желательно обсудить с детьми ее содержание, выяснить, что произошло, испытывали ли они какие-либо трудности при выполнении задания, что они чувствовали во время игры и что им в этот момент хотелось. Это позволит педагогу разобраться в том, какие моменты неречевого общения вызывают проблемы, и попытаться в дальнейшем разрешить их.

   2. Развитие вербальных средств общения

  Цель: обучить детей навыкам владения речевыми и невербальными (мимикой, жестами, пантомимикой) средствами общения.

   Задачи:

- развитие выразительности устной речи;

- развитие диалогической и ролевой речи;

- формирование желания общаться в игре со сверстниками и взрослыми;

- формирование представления о культуре общения;

- развитие слухового восприятия, внимания.

   Приемы работы:

  • Игра “Звонок в цветочный магазин”

   Педагог начинает беседу:

- Дети, давайте с вами займемся телефонной игрой. Хотите? Я предлагаю позвонить сегодня в цветочный магазин. Вы были в таком магазине? Если были, то с кем? С какой целью?

- В цветочном магазине много разных видов цветов: комнатные растения в цветочных горшках, красивые букеты садовых цветов (розы, тюльпаны, гвоздики, ромашки, нарциссы, хризантемы и др.). Цветы продаются круглый год, даже зимой их выращивают в специальных парниках, где тепло и светло. Красивый букет можно покупать в подарок ко дню рождения, на свадьбу, к любому торжеству.

- Я буду звонить в магазин, а вы по очереди будете продавцами и станете мне отвечать.

- Цветочных магазинов много, поэтому надо взять телефонный справочник и найти нужный номер. Звоню в цветочный магазин №1.

- Алло! Добрый день. Это цветочный магазин? Будьте добры, скажите, пожалуйста, какие цветы я бы могла купить ко дню рождения своей маме в вашем магазине?

- Есть ли у вас в продаже свежие розы? Какого они цвета? Есть ли розовые? Сколько стоят эти розы?

- Есть ли у вас целлофановая бумага, чтобы завернуть букет? Скажите, пожалуйста, как доехать до вашего магазина? Когда ваш магазин закрывается на обед? Большое вам спасибо за консультацию. Всего вам доброго.

- А теперь я позвоню в цветочный магазин №2.

- Алло! Здравствуйте! Я беспокою вас по поводу ассортимента комнатных растений, которые есть в вашем магазине. Мы недавно переехали на новую квартиру и хотели бы купить комнатные цветущие растения. Что вы можете предложить?

- Скажите, пожалуйста, есть ли у вас герань, которая цветет красными цветами? А традесканция, фиалка, бегония? Очень жаль, что у вас нет фиалок. Вы не могли бы мне подсказать, в каком магазине их можно купить? Спасибо вам большое. До свидания.

- Придется позвонить в магазин №3, там есть фиалки.

- Алло! Здравствуйте. Мне посоветовали позвонить вам, чтобы узнать, есть ли у вас еще в продаже фиалки? Будьте любезны, скажите, какого цвета цветки у фиалок?

- У вас растения продаются в горшочках или рассадой? Есть ли у вас в продаже отдельно цветочные горшочки? Очень вам благодарна за ответ. Скажите, пожалуйста, а не принимаете ли вы заказы по доставке цветов на дом? Запишите мой адрес … Желательно доставить фиалки к 8 марта. Будьте здоровы. До свидания.

- Ну, а теперь надо узнать насчет букета, который мы с дочкой возьмем в театр, чтобы отблагодарить артистов. Набираю номер магазина №4.

- Алло! Доброе утро. Подскажите, пожалуйста, есть ли в вашем магазине сегодня в продаже гвоздики?

- Когда их завезли? Можете ли вы отложить букет из семи цветков, чтобы я смогла их забрать в 17 часов перед выходом в театр? Спасибо вам большое.

- Скоро надо будет сажать цветы на даче, поэтому следует узнать о семенах. Позвоню в магазин №5.

- Алло! Это цветочный магазин№5 по улице Королева? Извините за беспокойство. Но мне бы хотелось узнать, какие семена садовых цветов у вас есть в продаже. Я живу от вашего магазина очень далеко, поэтому не хотелось бы напрасно ехать. Если вас не затруднит, запишите, пожалуйста, мой заказ на апрель. Моя фамилия … Заказ на семена настурции, анютиных глазок, маргариток, ромашки … А как я могу получить мой заказ? Благодарю вас за внимание и услугу, которую вы мне оказали. До свидания.

   На этом педагог заканчивает беседу. Отработав данные разговоры совместно с детьми, на следующем занятии можно уже вместо покупателя предложить какому-нибудь ребенку сыграть роль.

  • Игра “В магазине”

   Цель: тренировка вежливого речевого общения в смоделированной ситуации.

   Перед игрой педагог проводит экскурсию в магазин. Дети знакомятся с общим видом магазина. Педагог обращает внимание детей на продавца, кассиров, контролеров, на их спецодежду; называет отделы: рыбный, хлебный, мясной, бакалейный, кондитерский, овощной, мясной. 

   I этап игры. Обыгрывание ситуации в разных отделах магазина. Например. В хлебном. Дети распределяют роли кассира и покупателя; оформляют отдел: раскладывают на полках пластилиновые булочки, хлеб, бублики, коробки с печеньем и т.д. Далее обыгрывается ситуация покупки хлеба, расчета с кассиром-контролером и т.д. Затем проигрываются ситуации в бакалейном, кондитерском, овощном, молочном и других отделах. Каждому дается задание что-то купить, а потом приготовить из этого кашу, кисель и т.д.

   II этап игры. Закрепление полученных навыков речевого общения в смоделированных ситуациях (в разных отделах магазина).

   Игра состоит из игрового поля, фишек (фигурок мальчиков и девочек) и кубика. На поле изображена ситуация “общение в магазине” (в торговом зале универсама). В определенных местах кружками обозначены остановки, фиксирующие место речевого общения. На каждой остановке ребенок должен обратиться к продавцу или покупателю с соответствующей просьбой или вопросом. Ребенок бросает кубик и передвигает свою фишку на выпавшее количество ходов. Так, например, первый кружок – остановка около контролера. Ребенок говорит: “Дайте мне, пожалуйста, корзину”, или “Скажите, пожалуйста, могу я пройти с этой сумкой?”, или “Возьмите, пожалуйста, мою сумку на хранение” и т.п.

   Таким образом, при разработке методических рекомендаций по формированию коммуникативной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием мы опирались  на систему дидактических принципов, важнейшими из которых являются:

- принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения;

- принцип систематичности и последовательности в процессе формирования знаний, умений и навыков у детей;

- принцип наглядности, учитывающий наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников;

- принцип доступности, предусматривающий соответствие формируемых представлений, знаний, умений и навыков возрастным и индивидуальным возможностям детей;

- принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков;

- принцип связи содержания обучения с жизнью и опытом детей;

- принцип воспитывающей и развивающей направленности процесса обучения;

- принцип руководящей роли педагога в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

«Волшебный кубигород». Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Использование игровых пособий - актуальное направление коррекционной работы логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи; в статье представлено авторское пособие, направленное на работу над зв...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Логопедический ликбез для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эфф...

: «Вокальные логопедические упражнения как средство коррекции речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества таких детей. А главная задача педагогов – с...