«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез помогает ребенку в овладении речью, успешном обучении в школе, в преодолении трудностей при чтении и письме.
Ключевые слова: фонематический слух, звуковой анализ, звукопроизношение, обучение грамоте.
Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности при формировании речи. Если с младшего возраста проводилась систематическая работа по коррекции звукопроизношения, то к подготовительной к школе группе должны быть правильно сформированы все звуки, где особое внимание должно уделяться подготовке детей к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха – это первая ступенька в подготовке детей к обучению грамоте. Фонематический слух- это умение различать не только звуки речи, но и качество звуков (гласный, согласный, твердый и мягкий согласный, звонкий и глухой согласный).
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Детей с тяжелыми нарушениями речи приходится учить с азов звукового анализа и закреплять полученные навыки. Необходимо учитывать, что для грамотного чтения и письма детям с тяжелыми нарушениями речи недостаточно знать буквы и уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в двух и трехсложных словах со стечением согласных целесообразно учить буквы. В противном случае они могут остаться для ребенка бессмысленными знаками.
Следовательно, для успешного решения задач по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте, необходимо развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, предлоги т.д.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможен звуковой или фонематический анализ, то есть умение выделять звук на фоне слова, определить первый и последний звук в слове, определение места звука в слове (начало, середина, конец). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам( после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.
Учитель-логопед в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию фонематического анализа и синтеза должен учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа.
Лучше всего выделяются ударные гласные в начале слова (улей, аист, осы,имя). Затем ведется работа над определением места гласного звука в слове. Звуковой ряд из двух трех гласных анализируется лучше, чем ряд включающий согласные и гласные звуки. Поэтому рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале из гласных (ау, уа), затем обратных слогов (ам,уп), потом прямых слогов (па, му), затем на материале слова из одного, двух и более слогов). Безусловно огромную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи окажет зрительная, тактильная опора в формировании звукового анализа и синтеза.
Этапы формирования навыков звукового анализа и синтеза: с опорой на вспомогательные средства и действия; формирование действия звукового анализа в речевом плане; формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 45.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учителя-логопеда Турик Светланы Альфредовны
по теме: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
Санкт-Петербург 2020 год
Пояснительная записка.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует
на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе - угрозу,
но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак, том- дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой артикуляции, например, звуки с и з, ж и ш, другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Педагогу необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого совместная деятельность с детьми не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з ), звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.
Развитие фонематического слуха является неотъемлемой частью при коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
В данной работе отражена система работы по формированию фонематического слуха и звукового анализа, которые помогут учителю-логопеду в его работе, также будут интересны воспитателям, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В данной работе использовался принцип частотности употребления в речи звуков, принцип последовательности (от простого к сложному). Материалы, которые представлены могут быть использованы как отдельный вид работы при совместной деятельности с детьми, а также, как часть игры, при индивидуальной работе с детьми.
Перспективное планирование (недельное) по формированию фонематических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе
Сентябрь 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук и буква «у». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, схема артикуляции. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» |
вторник | д/и «Кто больше назовёт?» (придумывание слов на заданный звук). д/и «Повтори слова, которые начинаются на звук «у». д/и «Определи первый звук, положи фишку». |
четверг | Звук и буква «а». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, схема артикуляции. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Закончи предложение словом, которое начинается на звук «а». звуковой анализ слова АУ. Определение последовательности звуков. Упр. 6 (Ткаченко), см. картотеку. |
Октябрь 1 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук и буква «и». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, схема артикуляции. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Синички». (определение места гласного звука в слове – начало-конец). |
вторник | д/и «Кто больше назовёт?» (придумывание слов на заданный звук). д/и «Повтори слова, которые начинаются на звук «и». звуковой анализ звукосочетаний АИУ, ИАУ, УИА…(определение последовательности и количества звуков. |
четверг | Звуки П, ПЬ и буква «П». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» дифференциация твёрдого и мягкого звуков. Звуковой анализ обратных слогов АПЬ, УПЬ, ИПЬ. |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Закончи предложение словом, которое начинается на звук «П», «Пь». д/и «Наоборот». д/и «Договори слово». (Лопухина). |
Октябрь 2 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звуки Т и ТЬ и буква «Т». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Синички» (определение места гласного звука в слове – начало – середина - конец). Звуковой анализ обратных слогов АТ, УТ, ИТ. |
вторник | д/и «Найди пару» (дифференциация слов, различающихся одним звуком). д/и «Кто больше назовёт?» (придумывание слов на заданный звук). д/и «Повтори слова, которые начинаются на звук «Т, ТЬ».» д/и «Живые звуки». |
четверг | дифференциация твёрдого и мягкого звуков «Т» и «ТЬ». Звуковой анализ обратных слогов АТЬ, УТЬ, ИТЬ. Сравнение на слух звуков «Т», «К», «Д», «П», «Х». Лопухина |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Закончи предложение словом, которое начинается на звук «Т», «Ть». д/и «Наоборот». д/и «Договори слово». (Лопухина). |
Октябрь 3 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков Т и П д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Синички» (определение места гласного звука в слове – начало – середина - конец). Звуковой анализ обратных слогов АТ, УТ, ИТ, АП, УП, ИП |
вторник | д/и «Кто больше назовёт?» (придумывание слов на заданный звук). д/и «Живые звуки». д/и «Закончи слово». (ко., око. и т.д.) синтез А+ Т (П), У+Т (П). |
четверг | Звуки К и КЬ и буква «К». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Звуковой анализ обратных слогов АК, УК, ИК. |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Закончи предложение словом, которое начинается на звук «К», «Кь». д/и «Наоборот». д/и «Договори слово». (Лопухина). |
Октябрь 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков К и КЬ д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Найди братцев». |
вторник | Звук и буква О. Характеристика, артикуляция, символ звука, выделение из ряда гласных д/и «Живые звуки». д/и «Кто больше придумает слов? (звук О). д/и «Рыбки» (определение места звука О в слове). |
четверг | . д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Звуковой анализ обратных слогов АК, УК, ИК, ОК. |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов. |
Ноябрь 1 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звуки Х и ХЬ и буква «Х». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция, различение твёрдых и мягких согласных на слух д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Звуковой анализ обратных слогов АХ, ОХ, УХ, ИХ. Звуковой анализ прямых слогов ХА, ХО, ХИ. |
вторник | Дифференциация звуков К - Х. д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). ТОК, ПУХ… |
четверг | Звук и буква Ы. Характеристика, определение как гласного, артикуляция, символ, выделение из ряда гласных звуков. д/и «Живые звуки». д/и «Кто больше придумает слов? (звук Ы). д/и «Рыбки» (определение места звука Ы в середине и конце слова). |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (КИТ, ПЫЛЬ,ТИК,…). |
Ноябрь 2 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков И-Ы. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Звуковой анализ обратных слогов ЫХ, ИХ, ИК, ЫК,… Звуковой анализ прямых слогов КЫ, КИ, ПЫ, ПИ,… |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки» (анализ и синтез трёх-звуковых слов). КИТ, КОТ,… |
четверг | Звуки М и МЬ и буква «М». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция, различение твёрдых и мягких согласных на слух. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Звуковой анализ обратных слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ. Звуковой анализ прямых слогов МА, МО, МУ, МЫ. |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (КИТ, ПЫЛЬ,ТИК,…). |
Ноябрь 3 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук С и буква «С» - рассматривание, отыскивание, контур, печатание.. Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Звуковой анализ обратных слогов АС, ОС, УС, ИС Звуковой анализ прямых слогов СА, СО, СИ, СЫ. |
вторник | Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёх-звуковых слов). СОК, СУП,… «Запомни и повтори». Воспроизведение слоговых рядов. Деление слов на слоги, выкладывание схем. Печатание слогов под диктовку. |
четверг | «Хлопни в ладоши». д/и «Отгадай слово». ле. ,поя. ,фику. , анана. , компа. , ква. , кла. , уку. , насо. , но. , автобу. , поко. , уксу. , .ам, .ом, .он, .п, .ад, .ани, .умка, .ова, .апоги, .амолёт, .оня, .обака, .камейка. д/и «Украсим шары». |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (СОМ, САМ,…). |
Ноябрь 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук СЬ и буква «С». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Звуковой анализ обратных слогов АСЬ,ОСЬ,УСЬ,ИСЬ Звуковой анализ ГУСЬ, ГУСИ. |
вторник | Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Телеграф». «Запомни и повтори». Воспроизведение слоговых рядов. Деление слов на слоги, выкладывание схем. Печатание слогов под диктовку. |
четверг | Дифференциация звуков С и СЬ. д/и «Отгадай слово». Анализ и синтез предложений, выкладывание схем по индивидуальным картинкам. Чтение слогов и слов по цепочкам: САМ,СОМ,СУМ,СИМ… д/и «Какой звук в слове ?» |
пятница | д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). «Наоборот». Определение места звука СЬ в словах. Деление слов на слоги. |
Декабрь 1 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук Н и буква «Н». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Звуковой анализ обратных слогов АН,ОН,УН,ИН. Звуковой анализ прямых слогов НА,НО,НУ,НЫ. Звуковой анализ слов СОН, НОС, ТОН… |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёх-звуковых слов). Анализ и синтез предложений с предлогами : НА,С,СО.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Звук НЬ и буква «Н». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция, Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова САНИ. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Н, НЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Н,НЬ. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (ТИНА,НИТЬ,…). |
Декабрь 2 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук З и буква «З». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуковой анализ прямых слогов ЗА,ЗО,ЗУ,ЗЫ. Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами : ЗА, ИЗ-ЗА.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Звук ЗЬ и буква «З». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция, Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости. д/и «Колокольчики». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова ТАЗЫ, ЗИНА. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков З,ЗЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками З,ЗЬ. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (КОЗА,КОЗЫ,ЗОНТ,…). |
Декабрь 3 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация З, ЗЬ. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуко-слоговой анализ слов … д/и «Дин-Дон». |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами : ЗА, ИЗ-ЗА.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова ТАЗЫ, ЗИНА. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков З,ЗЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками З,ЗЬ. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (КОЗА,КОЗЫ,ЗОНТ,…). |
Декабрь 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация С-З.(различение звуков по глухости-звонкости) д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Нарядим ёлочку». (можно игру по командам) д/и «Наоборот».(преобразование парных звонких-глухих согласных Звуко-слоговой анализ слов … д/и «Найди товарища». |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. д/и «Необычные цветы». |
четверг | д/и «Кто быстрее соберёт звёздочку?» (дифференциация с-з). д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков С,З в словах. Выделение простых предлогов из предложения, схемы. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). |
Январь 1 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук Б и буква «Б». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Звуковой анализ прямых слогов БА,БО,БУ,БЫ,БИ Звуковой анализ слов …(БАНТ,БИНТ..) |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами : ЗА, ИЗ-ЗА.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | д/и «Найди братца». д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слов (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Б в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Б. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). |
Январь 2 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков Б и БЬ. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами : ПОД, ИЗ-ПОД.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слов. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Б,БЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Б,БЬ. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). |
Январь 3 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук В и буква «В». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Звук ВЬ и буква «В». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция, Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Найди нужные слова». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков В,ВЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками В,ВЬ. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов . |
Январь 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звуки Д,ДЬ и буква «Д». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков Т-Д по глухости-звонкости д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Д,ДЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Д,ДЬ. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов . |
Февраль 1 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков ТЬ и ДЬ. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков ТЬ-ДЬ по глухости-звонкости д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков ТЬ,ДЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками ТЬ,ДЬ. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). |
Февраль 2 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звуки Г,ГЬ и буква «Г». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков Г-К по глухости-звонкости д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Г,ГЬ,К в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Г,ГЬ,К. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов . |
Февраль 3 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук Э и буква «Э». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, артикуляция, символ. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Буква Е. Характеристика, артикуляция, выделение из ряда гласных. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Э,Е в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Э,Е. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов. |
Февраль 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звуки Л,ЛЬ и буква «Л». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д/и «Собери ромашку». (определение первого и последнего звука в слове). д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков Л-ЛЬ по твёрдости-мягкости. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Л,ЛЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Л, ЛЬ. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). Выделение слов с озвуками Л,ЛЬ из текста Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Март 1 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук Ш и буква «Ш». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Украсим шары».. Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | д/и «Кто больше придумает слов на заданный звук?» д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звука Ш в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуком Ш. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Март 2 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук Ш и буква «Ш». д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Составь слово по первым звукам». Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Март 3 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звуки Ш-С. Дифференциация. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот».. Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … д/и «Украсим шары». |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков С-Ш д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков С,Ш в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками С,Ш. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов . |
Март 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Буква Я. Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Печатание и чтение по таблицам. Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Эхо». (выделение ударения). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). д/и «Угадай как нас зовут». |
четверг | Ребусы звуковые (отгадай слово). д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места буквы Я в словах. Печатание под диктовку слогов и слов с буквой Я. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Апрель 1 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук Р и буква «Р». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Звонкость звука Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д/и «На полянке». (предлоги В,НА,ПО,С,ПОД,НАД) д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков Р-РЬ по глухости-звонкости д/и «Логопедическое лото». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Р,РЬ в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Р,РЬ. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Апрель 2 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков Р-Л д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
вторник | д/и «Куда ударит молоточек». (ударение) д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков Р-Л д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Р- Л в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Р-Л. Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Апрель 3 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук Ж» буква «Ж». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Звонкость звука д/и «Найди пару». Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Волшебный коврик». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков Ж-З д/и «Найди нужные слова». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков Ж - З в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Ж - З Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Апрель 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков Ж-Ш по глухости-звонкости д/и «Необычные цветы». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
вторник | д/и «Найди товарища». д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Звук «Ц» буква «Ц». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Найди нужные слова». Звуковой анализ слов … |
пятница | Определение места звуков Ц в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Ц Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Май 1 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков С - Ц д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. д/и «Насекомые». Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
вторник | д/и «Необычные цветы». д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Звук «Ч» буква «Ч». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и Найди нужные слова». Звуковой анализ слов … |
пятница | Определение места звуков Ч в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Ч Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Май 2 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Буква «Ю». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков Ч -Т д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Май 3 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Дифференциация звуков Ч -СЬ д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. д/и «Аквариум» ( предлоги НА,ПО,В,ПОД,ЗА,НАД,ИЗ,ИЗ-ПОД) |
четверг | Звук Ф и буква «Ф». Характеристика, артикуляция, выделение из ряда согласных. Дифференциация звуков Ф -В д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». д/и «Найди товарища». Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Май 4 неделя
день недели | программное содержание |
понедельник | Звук Щ и буква «Щ». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция. д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» Звуковой анализ прямых слогов Звуковой анализ слов … |
вторник | д\и «Подбери картинку» (по командам). Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов). Деление слов на слоги, выкладывание схем. Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов). |
четверг | Дифференциация звуков Щ - СЬ д/и «Хлопни в ладоши». д/ и «Какой первый звук слышится в словах?» д/и «Наоборот». Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем). |
пятница | Определение места звуков в словах. Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Воспроизведение слоговых рядов. д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком). д/и «Договори слово». (Лопухина). Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов . |
Методические рекомендации.
Перед использованием материала следует ознакомиться с ним, подобрать к нему картинный материал и дидактические материалы. Зрительная опора будет дополнительной помощью в усвоении. Материал дан в определенной последовательности и желательно учитывать очередность в изучении определенных тем. Формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза является неотъемлемой частью работы логопеда по коррекции речевых расстройств, поэтому используется как часть образовательной деятельности. Данные материалы можно использовать и в индивидуальной работе с детьми и как часть образовательной деятельности.
Список литературы
Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».- СПб.:Питер Пресс, 1997
Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».- М.: Гном-пресс,1999
Г.А. Ванюхина «Речецветик».- г.Екатеринбург: Старсо,1993
Л.Г. Парамонова «Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе.- СПб.: Каро, Дельта,2005
Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит».- СПб.: Акцидент, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"
Этот материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....
Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников
Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...
Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
Статья адресована логопедам ПНДО,детских садов, логопунктов....
Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"
Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...
Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников
Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...
Картотека "Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"
Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные кар...
Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников
Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах ...