Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или нарастание звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет - это норма, обусловленная физиологически. Однако, если дошкольник в четыре-пять лет произносит слова неверно, пропуская, переставляя или наращивая звуки, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. В таком случае ребенку необходима помощь специалиста.

По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи. Так, Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. Слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонетическая. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Подготовила:

учитель-логопед

Савватеева Ю.А.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или нарастание звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет - это норма, обусловленная физиологически. Однако, если дошкольник в четыре-пять лет произносит слова неверно, пропуская, переставляя или наращивая звуки, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. В таком случае ребенку необходима помощь специалиста.

По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи. Так, Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. Слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонетическая. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка.

А.К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия.

По мнению Р.Е. Левиной, формирование звукового наполнения слогового контура слова связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения.

По мнению Т.А. Ткаченко, именно нарушение слоговой структуры является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребенка.

Типичные примеры искажения слоговой структуры слова детьми пяти лет представлены в работах Т.А. Ткаченко: стрекоза – [коза], [ситоля], табуретка - [бутека], [тубека], виноград - [биледат], [вигана] и прочее.

Наряду с сокращением числа слогов, их перестановками, искажениями и замещениями, часто встречаются нарушения воспроизведения стечений согласных звуков.

Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, определенный уровень развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук р.

На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков используются заученные стихи, скороговорки, рассказы.

На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи.

При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

При возникновении у ребенка затруднений слово произносится медленно, по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении, в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

Т.А. Ткаченко предлагает разделить весь период обучения на четыре этапа:

1. Подготовительный этап. Создание фонетико-фонематической базы.

2. Этап формирования слоговой структуры слова. Состоит из трех ступеней.

3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками.

На подготовительном этапе создается фонетическая база овладения языком – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п.

Фонематическая база – это способность к воспроизведению:

- сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и прочее);

- слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА – ТО – ТУ, ПЫ – ПУ – ПА);

- слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА – КА – ТА, ДО – БО – ГО);

- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА – ТА, ПА – БА);

- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ТА – ТЯ, ПА – ПЯ);

- слов, близких по звуковому составу (БОК – БАК – БЫК).

Источник:

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".

Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Наруш...